ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5083 от 28.05.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Казаков Р.А.

N 33-5083

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего судьи Поповой Н.В.,

судей Овчинниковой Н.А., Копылова-Прилипко Д.А.,

при секретаре Рогатневой А.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 28 мая 2018 г. дело по апелляционной жалобе Щёголева Александра Васильевича на решение Чайковского городского суда Пермского края от 20 февраля 2018 г., которым постановлено:

Отказать Щёголеву Александру Васильевичу в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным представления заместителя Чайковского городского прокурора Шестакова И.В. №2-2-2017 от 28.07.2017 г.

Отказать Чайковскому городскому прокурору в удовлетворении предъявленных к Думе Чайковского городского поселения требований о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата третьего созыва Думы Чайковского городского поселения Щёголева Александра Сергеевича, и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона путем принятия в отношении депутата третьего созыва Думы Чайковского городского поселения Щёголева Александра Сергеевича решения в соответствии с требованиями ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», предусматривающей прекращение полномочий депутата.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., объяснения представителя административного ответчика – прокурора прокуратуры Пермского края Королевой М.В., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Щёголев Александр Васильевич обратился с административным иском к Чайковской городской прокуратуре, просил признать незаконным представление прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции за №2-2-2017 от 28.07.2017 г., в котором изложено требование рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Щёголева А.В. в связи с несоблюдением запретов и ограничений, выразившихся в сокрытии сведений о доходах и имущественном положении.

Указал, что обладает статусом депутата Думы Чайковского городского поселения. Требования законодательства о предоставлении в срок до 01 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, сведений о доходах им соблюдены, в последующем представлены уточненные сведения. Комиссия Думы Чайковского городского поселения по вопросам соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности муниципальной службы в Думе, норм законодательства по противодействию коррупции, признала причину представления неполных сведений объективной и уважительной.

Чайковский городской прокурор обратился с административным иском к Думе Чайковского городского поселения, просил признать незаконным бездействие по непринятию решения о досрочном прекращении полномочий депутата третьего созыва Думы Чайковского городского поселения Щеголева Александра Сергеевича; возложить обязанность устранить допущенные нарушения закона путем принятия в отношении депутата третьего созыва Думы Чайковского городского поселения Щёголева Александра Сергеевича решения в соответствии с требованиями ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», предусматривающей прекращение полномочий депутата, не позднее чем через десять дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

Определением суда от 29.01.2018 г. административные дела объединены в одно производство.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Щёголев А.В., указывая на уважительность причин представления неполных сведений, факт устранения недостатков.

Проверив дело, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор, суд правильно проанализировал фактические обстоятельства дела, применил нормы материального права и пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцами требований.

Из материалов дела следует, что Щёголев А.В. является депутатом Думы Чайковского городского поселения третьего созыва.

Он представил неполные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016г.

Данное обстоятельство не опровергнуто и никем не отрицалось.

28.07.2017 г. в адрес председателя Думы Чайковского городского поселения прокурором направлено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, где, в частности, потребовал безотлагательно рассмотреть представление с участием представителей Чайковской городской прокуратуры; рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Щёголева Александра Васильевича в связи с несоблюдением запретов и ограничений, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции, выразившихся в сокрытии сведений о доходах и имущественном положении.

Щёголевым А.В были поданы уточненные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016г.

Комиссия Думы Чайковского городского поселения по вопросам соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности и должности муниципальной службы в Думе Чайковского городского поселения, норм законодательства о противодействии коррупции, на заседании, проведенном 20.09.2017 г. признала, что причина представления неполных сведений депутатом Щёголевым А.В. является объективной и уважительной; приняла уточненные сведения о доходах, расходах, об имуществе, и обязательствах имущественного характера депутата Щёголева А.В. и разместила их на официальном сайте МО «Чайковское городское поселение»; рекомендовала Думе Чайковского городского поселения требования заместителя Чайковского городского прокурора о досрочном прекращении полномочий депутата отклонить.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

При реализации этих полномочий прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в п. 1 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (ст. 22).

Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В силу положений статьи 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", этим же законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.

В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Согласно положениям части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие в том числе муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Лицо, замещающее муниципальную должность, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления им сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами (статья 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").

На основании части 11 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 октября 2013 года N 20-П, правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества; федеральный законодатель, создавая такие правовые механизмы, вправе устанавливать повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти.

Особым публичным статусом лиц, замещающих выборные муниципальные должности, в том числе должности депутатов представительных органов муниципальных образований, которые, как правило, осуществляют свою деятельность на непостоянной основе (часть 5 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), предопределяется право федерального законодателя вводить для них определенные обязанности, в частности, аналогичные предусмотренным для лиц, замещающих государственные должности, должности государственной и муниципальной службы, и направленные на создание условий, не допускающих возможных злоупотреблений с их стороны при осуществлении публичной власти.

К таким обязанностям относится и обязанность представить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (своего супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данная обязанность распространяется и на депутатов представительных органов муниципальных образований, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе.

В связи с тем, что Щёголев А.В., обладая особым публичным статусом лица, замещающего должность депутата представительного органа местного самоуправления, в нарушение требований вышеприведенных нормативных правовых актов, полные сведения в установленный срок не представил, у Думы Чайковского городского поселения в силу требований ч. 7.1 ст. 40 Закона N 131-ФЗ возникло основание для досрочного прекращения полномочий указанного депутата.

При таких фактических обстоятельствах и нормативно-правовом регулировании спорного вопроса прокурор, реализуя предоставленные ему полномочия, был вправе внести представление об устранении выявленных нарушений закона.

Доводы апелляционной жалобы о наличии уважительных причин, обуславливающих неполноту указанных депутатом сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год, не могут быть приняты во внимание.

Пункт 4 статьи 5 Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусматривает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Несмотря на это, Комиссия Думы Чайковского городского поселения по вопросам соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности и должности муниципальной службы в Думе Чайковского городского поселения, норм законодательства о противодействии коррупции, причины неполноты представленных депутатом сведений не проанализировала, голословно признала их уважительными.

Вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата так и не рассмотрен.

Судебная коллегия считает, что причины, указанные в объяснительной депутата, такие, как отсутствие умысла, малозначительность совершенного, поручение заполнения справки о доходах сотрудникам отдела кадров, отсутствие практики заполнения деклараций, не указывают на уважительность причин представления неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в представительный орган местного самоуправления.

В силу особого публичного статуса депутата и принятых на себя в связи с этим обязательствах причины, указанные в объяснительной, не указывают на объективную невозможность подачи сведений надлежащим образом, не могут оправдать факт подачи неполных сведений.

С учетом приведенных обстоятельств, решение суда является законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы не влекут необходимость отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст.177, ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Чайковского городского суда Пермского края от 20 февраля 2018г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Щёголева А.В. - без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -