Дело № 33-5084/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Дорожко С.И.,
судей Королёва Ю.А., Романовой И.А.,
при секретаре Арабаджи М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июля 2018 года гражданское дело по иску Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Охотская горно-геологическая компания» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о транспортной безопасности,
по апелляционной жалобе представителя ответчика ООО «Охотская горно-геологическая компания» на решение Охотского районного суда Хабаровского края от 4 мая 2018 года,
заслушав доклад судьи Романовой И.А., объяснения прокурора Марченко Ю.Н.,
У С Т А Н О В И Л А:
Хабаровский транспортный прокурор обратился с вышеуказанным иском в суд. В обоснование указал, что Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности на поднадзорных объектах транспортной инфраструктуры, в результате которой в деятельности ООО «Охотская горно-геологическая компания» (далее Охотская ГГК) в морском порту Охотск выявлены нарушения Федерального закона «О транспортной безопасности». Лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности, до настоящего времени не аттестованы. Просил возложить обязанность на ООО «Охотская горно-геологическая компания» обеспечить аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности субъекта транспортной инфраструктуры, в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности», в 3-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Охотского районного суда Хабаровского края от 4.05.2018 иск Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Охотская горно-геологическая компания» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о транспортной безопасности удовлетворен.?
Возложена на ООО «Охотская горно-геологическая компания» обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить наличие аттестованных, в соответствии с требованиями действующего законодательства, сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - «Портовый перегрузочный комплекс» в морском порту Охотск, реестровый номер МНО- 0000690.
Взыскана с ООО «Охотская горно-геологическая компания» госпошлина в доход бюджета Охотского муниципального района Хабаровского края в сумме 300 рублей.
В апелляционной жалобе представитель ООО «Охотская горно-геологическая компания» просит решение суда отменить. В обоснование указывает, что в ООО «Охотская ГГК» назначены лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, которые имеют удостоверения о прохождении обучения по соответствующим программам обеспечения транспортной безопасности ОТИ. В отношении указанных лиц ФБУ «Служба морской безопасности» направлены заявки на проведение аттестации, которые находятся в стадии согласования времени и места проведения аттестации ответственных лиц. Таким образом, ответчиком принимаются действия по обеспечению аттестации ответственных лиц.
В возражениях прокурор просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, указывает, что лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности, приняты в ООО «Охотская ГГК» на условиях внешнего совместительства, а их документы ФБУ «Служба морской безопасности» направлены в ООО «Николаевский морской торговый порт», не имеющим отношения к ответчику.
В судебное заседание представитель ООО «Охотская горно-геологическая компания» не явился, о месте и времени судебного извещен своевременно и надлежащим образом.
На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие представителя ООО «Охотская горно-геологическая компания».
Изучив материалы дела, выслушав прокурора, возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему:
Согласно п. 10 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Закон о транспортнойбезопасности) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Частью 1 статьи 4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Под объектом транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя, помимо прочего, морские терминалы ( подп. «г» п.5 ч.1 ст.1 Закона о транспортной безопасности).
Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Закона о транспортной безопасности).
В силу п.7 ч.2 ст.2 Закона о транспортной безопасности к целям и задачам обеспечения транспортной безопасности отнесена подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности.
Согласно п. 7.2 ст. 1 Закона о транспортной безопасности силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.
Согласно п. 1, 2 ст. 12.1 Закона о транспортной безопасности подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункта 12 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2016 г. N 678 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны обеспечивать подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности". К работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры необходимо допускать только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности"
Порядок аттестации предусмотрен Правилами аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 N 172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности».
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ООО «Охотская горно-геологическая компания» является субъектом транспортной инфраструктуры объекта транспортной инфраструктуры - «Портовый перегрузочный комплекс», которому, в соответствии с приказом Минтранса России от 21.02.2011 присвоена 4 категория и реестровый номер МНО-0000690.
Федеральным агентством морского и речного транспорта 29.06.2016 ООО «Охотская ГГК» выдано заключение об утверждении плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – «Портовый перегрузочный комплекс», эксплуатантом которого является ООО «Охотская ГГК».
Приказами № 403-орг от 23.10.2017, 404-орг от 23.10.2017, № ОГГК1-13/1-94 от 1.02.2018, № ОГГК1-13/1-95 от 1.02.2018 ответственными лицами за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры ООО «Охотская ГГК» назначены: ФИО1 и ФИО2
14.11.2017 и.о. Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора принято решение провести документарную проверку в ООО «Охотская горно-геологическая компания» на предмет соблюдения законодательства о транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
Как следует из акта проверки исполнения законодательства о транспортной безопасности ООО «Охотская горно-геологическая компания» в морском порту Охотск от 30 ноября 2017 года, в нарушение ч. 2 ст. 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности, подп. 12 п. 5 Требований по ОТБ лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры и на объекте транспортной инфраструктуры, не аттестованы.
С актом ознакомлен представитель ответчика 16.12.2017. (л.д. 20).
Прокурором управляющему директору ООО «Охотская ГГК» 16.12.2017 внесено представление об устранение нарушений законодательства о транспортной безопасности.
Согласно ответу на запрос и.о.транспортного прокурора от 15.03.2018, сообщено, что лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры и на объекте транспортной инфраструктуры, находятся в процессе получения свидетельств об аттестации.
Из объяснений ФИО1 следует, что она замещает должность заместителя начальника порта по транспортной безопасности – начальник производственно-технического отдела в ООО «Николаевский морской торговый порт», является работником, назначенным в качестве лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры. С 1.02.2018 по совместительству занимает должность заместителя начальника участка в ООО «Охотская горно-геологическая компания». До настоящего времени в указанной организации аттестацию не проходила.
Из объяснений ФИО2 следует, что он замещает должность начальника производственно-погрузочного комплекса в ООО «Николаевский морской торговый порт», является работником, назначенным в качестве лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры. С 1.02.2018 по совместительству занимает должность мастера погрузочно-разгрузочных работ в ООО «Охотская горно-геологическая компания», аттестацию не проходил.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 4, ч.2 ст.12.1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 № 172, установив, что ООО «Охотская ГГК» не имеет на объекте транспортной инфраструктуры аттестованных в установленном порядке лиц, отклонив довод ответчика о наличии у лиц, назначенных ответственными за обеспечение транспортной безопасности, удостоверений о прохождении обучения по соответствующим программам обеспечения транспортной безопасности, исходя из того, что наличие таких удостоверений, на которые ссылается представитель ответчика, не подменяет собой обязанность прохождения аттестации в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 № 172, удовлетворил требования прокурора, установив, согласно ст.206 ГПК РФ, срок для исполнения возложенной обязанности, достаточный для исполнения требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права и исследованных доказательствах, которым в решении суда дана должная правовая оценка, и оснований считать их неправильными судебная коллегия не усматривает.
Доводы жалобы о принятии мер по обеспечению аттестации ответственных лиц судебной коллегией не принимаются.
Назначение лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, имеющих удостоверения о прохождении обучения по соответствующим программам обеспечения транспортной безопасности ОТИ, само по себе не является основанием для освобождения от обязанности проведения аттестации в соответствии с действующим законодательством в сфере обеспечения транспортной безопасности.
Представителем ответчика не оспаривается, материалами дела подтверждается, и доказательств обратному, в нарушение ст.56 ГПК РФ, не представлено, что на дату вынесения судом решения аттестация лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, в нарушение ч.2 ст.12.1 Закона о транспортной безопасности, не проведена, что свидетельствует о правильных выводах суда, возложившего на ответчика обязанность обеспечить аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности субъекта транспортной инфраструктуры.
В этой связи, суждения автора жалобы о направления заявок на проведение аттестации, которые приняты ФБУ «Служба морской безопасности» и находятся в стадии согласования времени и месте проведения аттестации ответственных лиц, на правильность выводов суда не влияют.
Судебная коллегия приходит к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Доводы апелляционной жалобы правильности выводов суда не опровергают. Оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Охотского районного суда Хабаровского края от 4 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ООО «Охотская горно-геологическая компания» – без удовлетворения.
Председательствующий С.И.Дорожко
Судьи Ю.А.Королёв
И.А.Романова