ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5086/13 от 25.06.2013 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Кузнецова С.Г. Дело № 33-5086/13

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 июня 2013 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Гореловой Т.В.,

судей Сафроновой М.В., Медведева А.А.,

при секретаре Кудрявцевой С.В.

с участием прокурора Бессарабовой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора города Бийска на решение Бийского городского суда Алтайского края от 02 апреля 2013 года по делу по иску прокурора города Бийска в интересах ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по городу Бийску, Главному Управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Бийске и Бийском районе о признании действий незаконными, возложении обязанности по предоставлению достоверных сведений, взыскании денежных средств.

Заслушав доклад судьи Сафроновой М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор в интересах ФИО1 обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по городу Бийску и Главного Управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) по предоставлению в пенсионный орган недостоверных сведений о выплатах, подлежащих учету при исчислении общей суммы материального обеспечения инвалида; обязать названных ответчиков предоставлять в пенсионный орган достоверные сведения; взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бийске и Бийском районе Алтайского края (ГУ УПФ РФ в г.Бийске и Бийском районе Алтайского края) в пользу ФИО1 недоначисленные суммы федеральной социальной доплаты за период с января 2010 года по декабрь 2012года в размере <данные изъяты> руб.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой г.Бийска проведена проверка по доводам обращения ФИО1 по вопросу нарушения ее права на социальную доплату к пенсии. По результатам проведенной проверки установлено, что ФИО1 является инвалидом <данные изъяты>. Как инвалид с ДД.ММ.ГГ ФИО1 имеет право на социальную доплату на основании п.п.1,4 ст.12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» при условии, если общая сумма ее материального обеспечения не превышает величины прожиточного минимума.

Величина прожиточного минимума пенсионера в Алтайском крае на 2010 год установлена в размере 4 619 руб., на 2011год – 4 770руб., на 2012 год – 5 147руб.

ГУ УПФ РФ в г.Бийске и Бийском районе Алтайского края общие суммы материального обеспечения на ФИО1 в период с января 2010 года по ноябрь 2012 года определялись исходя из сведений, предоставляемых органом социальной защиты населения о размере пенсии, ежемесячной денежной выплаты, компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, денежного эквивалента льготы на оплату проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного (внутрирайонного) сообщения.

С 01.01.2005 право инвалидов на бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта, наряду с другими льготами, заменено ежемесячной денежной выплатой. В то же время, постановлением Администрации Алтайского края от 01.11.2008г. №467 «О порядке предоставления права льготного проезда отдельным категориям граждан» для льготных категорий граждан введены проездные билеты, дающие право на льготный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования.

Однако с января 2010 года по настоящее время ФИО1 не пользовалась правом на приобретение единого месячного льготного проездного билета, а назначенная в связи с отменой льгот месячная денежная выплата учитывалась при определении суммы материального обеспечения.

Прокурор г. Бийска указывает, что законных оснований для включения денежного эквивалента льготы по оплате проезда в общественном транспорте при определении общей суммы материального обеспечения ФИО1 с января 2010 года не имелось. Между тем, Управлением социальной защиты населения по городу Бийску в пенсионный орган предоставлялись недостоверные сведения о выплатах, подлежащих учету при исчислении общей суммы материального обеспечения ФИО1, в результате чего ей недоначислено сумма федеральной социальной доплаты за период с января 2010 года по ноябрь 2012 года включительно в размере <данные изъяты>.

Решением Бийского городского суда Алтайского края от 02.04.2013 в удовлетворении исковых требований прокурора города Бийска в интересах ФИО1 отказано в полном объеме.

В апелляционном представлении прокурор г.Бийска просит об отмене решения с вынесением нового об удовлетворении требований в полном объеме.

В обоснование ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении и указывает, что вывод суда о том, что истец был включен в реестр лиц, имеющих право на данную льготу, от которой не отказывался, является несостоятельным, поскольку по делу установлено, что данной льготой истец не пользовался, о чем ответчикам было известно, однако в пенсионный орган предоставлялись сведения, как о фактическом пользователе указанной льготы.

Проверив материалы дела в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, выслушав прокурора, настаивавшего на удовлетворении представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (п.3 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что сумма денежного эквивалента льгот по оплате проезда за период с января 2010 года по декабрь 2012 года Управлением социальной защиты населения по <адрес> и Главалтайсоцзащитой обоснованно включена в сумму материального обеспечения истца. Тот факт, что ФИО1 в указанный период не воспользовалась предоставленным ей правом мер социальной поддержки по оплате проезда на транспорте, не может повлиять на размер общей суммы материального обеспечения.

Судебная коллегия находит указанный вывод не основанным на нормах действующего законодательства.

В соответствии с положениями ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» ФИО1, как инвалид <данные изъяты>, с 01 января 2010 года имеет право на социальную доплату к пенсии при условии, если общая сумма ее материального обеспечения не превышает величину прожиточного минимума.

В силу п.3 указанной нормы при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.

Если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации, то федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации. (п.4 ст.12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации (ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», п.п. 4 п. 5, 6 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30.09.2009 № 805н).

Величина прожиточного минимума пенсионера в Алтайском крае установлена на 2010 год - в размере 4619 руб., на 2011 год - в размере 4770 руб., на 2012 год - в размере 5147 руб.

С 01 января 2005 года в силу ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей. Таким образом, законодателем право инвалидов на бесплатный проезд на всех видах транспорта, наряду с другими льготами, заменено денежным выражением.

Согласно подпункту 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки инвалидов, в том числе за счет субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте.

В соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 01 ноября 2008 года № 467 «О порядке предоставления права льготного проезда отдельным категориям граждан» с 01 ноября 2008 года для льготной категории граждан введены проездные билеты, дающие право на льготный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования.

Таким образом, на территории Алтайского края установлена мера социальной поддержки не в виде бесплатного проезда и не в виде денежной компенсации, а в виде предоставления льготного проездного билета (со скидкой).

Согласно ч. 9 ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» денежные эквиваленты мер социальной поддержки, перечисленных в части 3 настоящей статьи, определяются уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и доводятся до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по каждому конкретному пенсионеру. Правила преобразования (оценки) мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме и перечисленных в части 3 настоящей статьи, в денежные эквиваленты устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития.

В рамках предоставленных полномочий Минздравсоцразвития РФ 29 сентября 2009 г. издан Приказ № 804н «Об утверждении Правил преобразования (оценки) мер социальной поддержки, предоставляемых пенсионерам в натуральной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), в денежные эквиваленты для подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера».

Указанными Правилами предусмотрено преобразование меры социальной поддержки, предоставляемой в натуральной форме, по оплате льготного проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте, исходя из стоимости месячного проездного билета, выдаваемого льготным категориям граждан субъекта Российской Федерации, или исходя из стоимости среднего количества поездок в месяц, рассчитанных для каждого вида транспорта, с учетом размера предоставляемой меры социальной поддержки (п.8 и 9 Правил).

Другой порядок преобразования меры социальной поддержки в натуральной форме по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта не предусмотрен.

Таким образом, исходя из приведенного действующего законодательства определение денежного эквивалента меры социальной поддержки по оплате проезда на некоторых видах пассажирского транспорта возможно только в том случае, если мера социальной поддержки установлена действующим законодательством в натуральном виде (бесплатный проезд или выдача бесплатных проездных билетов).

Аналогичная позиция изложена в Разъяснениях Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 «По вопросам определения общей суммы материального обеспечения пенсионера при установлении социальных доплат», согласно которым если гражданину предоставлено право только на приобретение единого социального проездного билета по фиксированной цене, то в этом случае предоставление ему меры социальной поддержки не происходит, а лишь определяется его преимущественное право в приобретении такого проездного билета по сниженной цене.

Иное толкование случаев определения денежного эквивалента меры социальной поддержки противоречит основам оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, в частности пенсионерам.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная доплата к пенсии представляет собой денежную сумму к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума.

Таким образом, при определении права пенсионера на социальную выплату учитываются только получаемые пенсионером денежные выплаты и денежный эквивалент отдельных предоставляемых мер социальной поддержки в натуральной форме. Не может учитываться денежный эквивалент такой меры социальной поддержки, которая не предоставляется пенсионеру в натуре. В противном случае сумма указанного эквивалента при зачете в общую сумму материального обеспечения пенсионера не соответствует его реальному обеспечению, так как фактически пенсионеру льгота в натуре не предоставляется.

Нарушение указанного правила приведет к завышению общей суммы материального обеспечения пенсионера и соответственно к занижению размера социальной доплаты к пенсии.

Судом установлено, что ФИО1 является инвалидом <данные изъяты>, в связи с чем является получателем пенсии. С января 2010 года ФИО1 установлена социальная доплата к пенсии, поскольку сумма ее материального обеспечения меньше величины прожиточного минимума. С 01 января 2010 года по декабрь 2012 года ФИО1 не пользовалась правом на бесплатный проезд, вместе с тем, денежный эквивалент меры социальной поддержки - льготного проезда в виде права на приобретение проездного билета со скидкой, в нарушение Правил преобразования (оценки) мер социальной поддержки, предоставляемых пенсионерам в натуральной форме, учитывался при определении суммы материального обеспечения. Размер социальной доплаты был определен за минусом денежного эквивалента в размере 46 руб. 23 коп за 2010 год, с 01.01.2011 – 49 руб. 95 коп., с 01.01.2012 – 55 руб. 48 коп.

В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу о том, что законных оснований для включения денежного эквивалента льготы по оплате проезда в общественном транспорте при определении общей суммы материального обеспечения ФИО1 с января 2010 года по декабрь 2012 года у ГУ УПФ РФ в г.Бийске и Бийском районе не имелось, так как Управлением социальной защиты населения по г.Бийску и Бийскому району, Главалтайсоцзащитой в орган пенсионного обеспечения были представлены недостоверные сведения о выплатах, подлежащих учету при исчислении общей суммы материального обеспечения инвалида ФИО1 для определения суммы федеральной социальной доплаты в указанный период.

При таких обстоятельствах предъявленные прокурором в интересах инвалида ФИО1 исковые требования являются обоснованными и подлежат полному удовлетворению.

ГУ УПФ РФ в г.Бийске и Бийском районе общие суммы материального обеспечения истца в указанные периоды определялись, в том числе и исходя из сведений, предоставляемых органом социальной защиты населения о размере денежного эквивалента льготы по оплате проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного (внутрирайонного) сообщения.

Правильно установив фактические обстоятельства, суд первой инстанции пришел к неправомерному выводу о том, что имелись законные основания для включения денежного эквивалента льготы по оплате проезда на общественном транспорте при определении общей суммы материального обеспечения истца с января 2010 года.

Удовлетворяя иск, судебная коллегия соглашается с правильностью произведенного процессуальным истцом расчета недоплаченных сумм с января 2010 года по ноябрь 2012 года в размере <данные изъяты>., поскольку ответчиками данный расчет не оспорен, других расчетов не представлено.

Судебная коллегия отмечает, что в соответствии с п.6 ст.12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» для определения денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в ч.3 настоящей статьи, в целях подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера предоставление документов пенсионером не требуется. Согласно п.9 этой же статьи денежные эквиваленты мер социальной поддержки доводятся до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по каждому конкретному пенсионеру. Таким образом, довод ответчика о непредставлении истцом заявления том, что он не пользуется льготой, признается судебной коллегией несостоятельным как противоречащий действующему законодательству.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полает доводы апелляционного представления прокурора города Бийска обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Судебная коллегия полагает, что при определении суммы государственной пошлины, подлежащей взысканию с ГУ УПФ РФ в г.Бийске и Бийском районе, необходимо руководствоваться размером государственной пошлины, установленной подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку прокурором иск был заявлен в интересах ФИО1, следовательно, с ответчика подлежит взысканию в доход муниципального образования г.Бийск Алтайского края государственная пошлина в размере 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционное представление прокурора города Бийска на решение Бийского городского суда Алтайского края от 02 апреля 2013 года удовлетворить.

Решение Бийского городского суда Алтайского края от 04 апреля 2013 года отменить и вынести новое.

Исковые требования прокурора города Бийска в интересах ФИО1 удовлетворить.

Признать действия Управления социальной защиты населения по г.Бийску и Бийскому району Алтайского края, Главного Управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выразившиеся в предоставлении в орган пенсионного обеспечения недостоверных сведений о выплатах, подлежащих учету при исчислении общей суммы материального обеспечения инвалида ФИО1 незаконными.

Обязать Управление социальной защиты населения по г.Бийску и Бийскому району Алтайского края, Главное Управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне предоставлять в государственной учреждение – Управление Пенсионного фонда в г.Бийске и Бийском районе Алтайского края достоверные сведения о выплатах, подлежащих учету при исчислении общей суммы материального обеспечения инвалида ФИО1, начиная с 01.01.2010.

Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в г.Бийске и Бийском районе Алтайского края в пользу ФИО1 недоначисленные суммы федеральной социальной доплаты за период с января 2010 года по ноябрь 2012 года в размере <данные изъяты>, в доход муниципального образования г.Бийск Алтайского края государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Председательствующий:

Судьи: