ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5089/2021 от 24.06.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

91RS0007-01-2021-000030-62

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-5089/2021 председательствующий судья суда первой инстанции Балема Т.Г.

2-354/2021 судья-докладчик суда апелляционной инстанции Подлесная И.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 июня 2021 года гор. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи:

ФИО4

судей:

ФИО5, ФИО6

при секретаре:

ФИО7

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по исковому заявлению ФИО11 к Муниципальному казенному учреждению Департаменту труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым, Министерству труда и социальной защиты Республики Крым о признании действия незаконным и обязании совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Муниципального казенного учреждения Департамента труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым на решение Белогорского районного суда Республики Крым от 18 февраля 2021 года,

УСТАНОВИЛА:

ФИО11, уточнив свои требования в ходе рассмотрения дела, предъявила к МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым иск о признании незаконным решения ответчика, и основанного на нем уведомления, об отказе в предоставлении предусмотренных региональным законодательством дополнительных мер социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей; о возложении на МКУ ДТСЗН обязанности выдать сертификат на улучшение жилищных условий (л.д.2, 89).

Решением Белогорского районного суда Республики Крым от 18 февраля 2021 года исковое заявление удовлетворено частично.

Признано незаконным направленное в адрес истца уведомление об отказе в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым.

Признано незаконным и отменено решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым.

Обязано Муниципальное казенное учреждение Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым выдать ФИО11 сертификат на единовременную выплату для улучшения жилищных условий - именной документ, подтверждающий право дополнительную меру социальной поддержки на имя ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В иной части исковые требования оставить без удовлетворения.

В апелляционной жалобе МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района РК просит решение суда первой инстанции отменить и постановить новое решение об отказе в иске. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права и дал им неверное толкование. Пункт 10 статьи 3, пункт 4 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 16.10.2020 года № 659, предусматривают, что указанные меры предоставляются при условии как совместного проживания, так и совместной регистрации родителей по одному адресу. Заявителем это требование не соблюдено, что послужило основанием для отказа в предоставлении мер соцподдержки. Кроме того, в соответствии с пунктом 4 Порядка обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 кв.м в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи. Обеспеченность семьи С-вых в расчете на гражданина и совместно проживающих с ним лиц превышает 18 кв.м. Также, не соблюдается условие, предусмотренное подп. 3 п. 4 Порядка о проживании каждым из родителей на территории РК суммарно не менее пятнадцати лет на день подачи заявления о выдаче сертификата. <данные изъяты> проживает на территории РК с ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в <данные изъяты>, что суммарно менее 15 лет.

В соответствии с определением ВС РК от ДД.ММ.ГГГГ дело рассматривается по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель истца в судебном заседании доводы искового заявления поддержал; представитель ответчика МКУ Департамента труда и социальной защиты возражал против удовлетворения заявленных требований.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в переделах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить.

В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с тем, что разрешением спора непосредственно затрагиваются права и интересы Министерства труда и социальной защиты РК, как органа формирующего в пределах бюджетных ассигнований списков граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты (п. 5 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 16.10.2020 года № 659).

Оценив предоставленные сторонами доказательства по правилам ст. 67ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения заявленного иска.

Судом установлено, что ФИО1 и ФИО8, состоящие в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, являются родителями ФИО9, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Уведомлением МКУ ДТСЗН администрации Белогорского района ФИО11 была извещена о том, что по результатам рассмотрения ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе в предоставлении дополнительных мер социальной поддержки для улучшения жилищных условий; причина отказа: отсутствие права на дополнительную меру социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым в соответствии с ч. 1 п. 10 ст. 3 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 16.10.2020 года № 659 (л.д. 11).

Аналогичная причина отказа изложена в решении МКУ ДТСЗН администрации Белогорского района от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) (л.д.34).

В возражениях на иск ответчик указал, что в соответствии с п. 4 ст. 3 Порядка, право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей при рождении в семье после ДД.ММ.ГГГГ ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи гражданского состояния на территории Республики Крым, при условии их совместного проживания и регистрации родителей по месту жительства по одному адресу. Между тем, ФИО1 вместе с детьми зарегистрированы постоянно и проживают по адресу <адрес>, а супруг заявителя – ФИО13 зарегистрирован по адресу <адрес>, имеет регистрацию по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <адрес> (л.д. 19).

По мнению заявителя, ее право на получение дополнительных мер социальной поддержки, должно определятся с учетом той редакции регионального закона, которая улучшает ее положение.

Действительно, в региональный Закон Республики Крым N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" неоднократно вносились изменения.

Законом Республики Крым от 23.09.2020 N 110-ЗРК/2020 в Закон Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" были внесены изменения, в частности статья 2 дополнена пунктом 5 следующего содержания: для целей настоящего Закона используются следующие понятия - члены семьи заявителя – это проживающие и зарегистрированные совместно с ним супруг (супруга), их дети (в том числе дети каждого из родителей от предыдущего брака) и родители, а в случаях признания в судебном порядке членами семьи - также другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы, проживающие и зарегистрированные совместно с заявителем.

Законом Республики Крым от 23.09.2020 N 110-ЗРК/2020 также внесены изменения в статью 3 Закона Республики Крым от 14.08.2019 N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым". После внесение изменений, статья 3 названного закона предусматривала, что право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания и регистрации родителей по месту жительства (за исключением одиноких родителей) по одному адресу. Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает однократно.

Изменения, внесенные Законом Республики Крым от 23.09.2020 N 110-ЗРК/2020, вступили в силу через 10 дней после официального опубликования, то сеть с 10.10.2020. В Законе не указано, что он имеет обратную силу.

До внесения указанных изменений, ст. 3, Закона Республики Крым от 14.08.2019 N 631-ЗРК/2019 действовала в следующей редакции: право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания.

Таким образом, ЗРК от 14.08.2019 года №631 – ЗРК/2019, для возникновения права на дополнительную меру социальной поддержки, не было предусмотрено условие совместной регистрации всех членов семьи, а было условие - совместного проживание. Законом РК от 23.09.2020 года изменена редакция ст. 2.3 ЗРК №631, и членами семьи (для целей применения данного Закона) стали признаваться лица проживающие и зарегистрированные совместно с заявителем.

Законом Республики Крым от 14.10.2020 N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" приостановлено до 1 января 2024 года действие Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым". Согласно 2 названного закона, порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу настоящего Закона, устанавливается Советом министров Республики Крым.

В соответствии с п. 1 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 N 659, порядок разработан в целях организации работы органов труда и социальной защиты населения муниципальных образований Республики Крым по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, обратившимся за получением сертификата на единовременную выплату в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до дня вступления в силу Закона Республики Крым "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020.

Настоящий Порядок определяет механизм предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, обратившимся в орган труда и социальной защиты населения за ее получением до вступления в силу Закона Республики Крым N 116-ЗРК/2020.

Согласно п. 3 Порядка, по заявлениям о выдаче сертификата, принятым органами труда и социальной защиты населения до вступления в силу Закона Республики Крым N 116-ЗРК/2020, выдача сертификатов осуществляется органами труда и социальной защиты населения с учетом требований, изложенных в настоящем Порядке.

В соответствии с п. 4 Порядка, право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания и регистрации родителей по месту жительства (за исключением одиноких родителей) по одному адресу.

В соответствии с ч. 1 пункта 10 статьи 3 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" решение об отказе в выдаче сертификата принимается органом труда и социальной защиты населения в случаях:1) отсутствия права на меру социальной поддержки в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка; Согласно пункта 4 Постановления Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 N 659 "Об утверждении Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым". Право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания и регистрации родителей по месту жительства (за исключением одиноких родителей) по одному адресу (п. 4 приведен в редакции постановлений Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 №659 и 09.12.2020 N 774).

Таким образом, независимо от различных редакций ЗРК от 14.08.2019 года №631 –ЗРК/2019 года, после приостановления этого закона, для лиц, обратившихся с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, был разработан Порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки для улучшения жилищных условий, которым предусмотрено условие их предоставления: совместное проживание и регистрация родителей по месту жительства.

С учетом того, что региональный законодатель определил как условие предоставления мер социальной поддержки необходимость не только совместного проживания, но и совместной регистрации родителей по одному адресу, суждения суда первой инстанции о праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства, не указывают на отсутствие у ответчика оснований для отказа в удовлетворении заявления истца о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки для улучшения жилищных условий. Выводы суда о том, что поскольку ФИО11 обратилась с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки ДД.ММ.ГГГГ, к ней не могут применяться Правила, утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Крым от 16.10.2020 года № 659, судебная коллегия также полагает ошибочными, поскольку Закон, приостанавливающий действие ЗРК № 631, отнес к полномочиям Совета министров Республики Крым установление порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019.

Кроме того, на момент обращения с заявлением о выдаче жилищного сертификата, то есть ДД.ММ.ГГГГ, ЗРК от 14.08.2019 года №631-ЗРК /2019 года действовал в редакции ЗРК от 17.04.2020 года № 65-ЗРК/2020, и предусматривал условие совместного проживания заявителя и членов его семьи.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В статье 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" дано понятие регистрации места жительства и регистрации места пребывания: регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания – это постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания; регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства – это постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства;

В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-,регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение. Регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства. Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГФИО15 в порядке бесплатной приватизации жилищного фонда, приобрел в собственность <адрес>, в которой зарегистрировано его проживание с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 65, 84) На период обращения ФИО11 с заявлением о выдаче жилищного сертификата, ФИО8 зарегистрировал место пребывания в <адрес> - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, член семьи истца – ФИО8 выразил волеизъявление сохранять место своего постоянного проживания в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении по адресу: <адрес>, что подтвердил регистрацией по месту жительства ФИО11 лишь свое временное пребывание.

При этом, из содержания вышеприведенных норм материального права следует, что как на момент обращения ФИО11 с заявлением о выдаче сертификата, так и на момент вынесения ДТСЗН решения, региональным законодателем было определено, что для предоставления дополнительных мер социальной поддержки и выдачи жилищного сертификата учитывается факт совместного проживания заявителя и членов его семьи, подтвержденный официальной регистрацией.

Кроме того, как указывает ДТСЗН, при наличии у ФИО8 в собственности жилого помещения, площадью 31.7 кв.м, и регистрации его места жительства в этом помещении, отдельно от зарегистрированного места проживания заявителя ФИО11 и детей, не соблюдается условие п. 4 Порядка о том, что обеспеченность общей площадью жилых посещений должна составлять не более 18 кв.м на каждого члена семьи. В качестве члена своей семьи ФИО11 указывался супруг – ФИО8

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Белогорского районного суда Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ отменить. В иске ФИО2 - отказать.

Председательствующий:

Судьи: