РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Ганага Ю.Н. Дело № 33-508/2019 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Крамаренко О.А.
судей Никифоровой Ю.С., Шкарупиной С.А.
при секретаре Воробьевой Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского городского суда Калининградской области от 29 ноября 2018 года, которым его исковые требования к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Советске Калининградской области (межрайонное) о включении в специальный стаж периодов работы и признании права на досрочную страховую пенсию, удовлетворены частично. На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Советске Калининградской области (межрайонное) возложена обязанность включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением деятельности в должности спасателя в поисково-спасательном отряде МЧС России по Калининградской области периоды нахождения ФИО1 в командировках с 10 декабря 2007 года по 26 декабря 2007 года, с 10 ноября 2013 года по 22 декабря 2013 года, с 26 октября 2014 года по 31 октября 2014 года, с 28 октября 2017 года по 13 ноября 2017 года и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.16 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 02 июля 2018 года.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Заслушав доклад судьи Никифоровой Ю.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Советский городской суд Калининградской области с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Советске Калининградской области (межрайонное) (далее УПФР в г. Советске Калининградской области (межрайонное) о включении в специальный стаж периодов работы и признании права на досрочную страховую пенсию. В обоснование требований указал, что с 04 марта 2003 года и по настоящее время работает спасателем в Поисково-спасательном отряде МЧС России. Его стаж в должности спасателя составляет более 15 лет. 02 июля 2018 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, как лицу, работающему в качестве спасателя. 21 сентября 2018 года ответчиком было принято решение об отказе в досрочном назначении ему страховой пенсии по старости в связи с тем, что у него отсутствует специальный стаж, необходимый для признания за ним права на досрочную страховую пенсию по старости, указав, что его специальный стаж на дату обращения составляет 14 лет 9 месяцев 08 дней. При исчислении специального стажа ему не были засчитаны периоды: с 04 марта 2003 года по 30 июня 2003 года в должности спасателя с 3-х месячным испытательным сроком, в связи с тем, что квалификация спасателя присвоена только с 01 июля 2003 года; с 10 декабря 2007 года по 26 декабря 2007 года, с 10 ноября 2013 года по 22 декабря 2013 года, с 26 октября 2013 года по 31 октября 2014 года, с 28 октября 2017 года по 13 ноября 2017 года в связи с нахождением в командировках. С указанным решением ответчика он категорически не согласен, считает его необоснованным. Настаивал, что начиная с 04 марта 2003 года работал полный рабочий день в качестве спасателя в особых условиях труда в поисково-спасательном подразделении (г. Советск). В отпусках без сохранения заработной платы, в работе с сокращенным (неполным) рабочим днем, в режиме неполной рабочей недели, простоях, прогулах, совмещении работы, учебных отпусках - не был. В связи с деятельностью спасателя направлялся в служебные командировки, которые непосредственно связаны с его должностными обязанностями. При этом, все указанные командировки оформлялись необходимыми распоряжениями и приказами работодателя. Поскольку период нахождения на испытательном сроке и в командировках приравнивается к работе, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке что и за соответствующую профессиональную деятельность. С учетом того, что период работы в Поисково - спасательном отряде МЧС России по Калининградской области был засчитан в специальный стаж ФИО1, то и периоды испытательного срока, а также нахождения в служебных командировках, приходящихся на данный период его работы, по мнению истца, также должны быть включены в его специальный трудовой стаж, так как периоды испытательного срока и нахождения в служебных командировках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Общая продолжительность указанных периодов составляет 7 месяцев. С учетом включения в специальный стаж ФИО1 спорных периодов его специальный трудовой стаж на момент обращения с заявлением о назначении пенсии 02 июля 2018 года составлял 15 лет 4 месяца, следовательно, пенсия ему должна быть назначена с указанной даты. В этой связи просил суд признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением им деятельности в должности спасателя в поисково-спасательном отряде МЧС России по Калининградской области; обязать ответчика УПФР в г. Советске Калининградской области (межрайонное) включить в специальный стаж все вышеуказанные спорные периоды и назначить досрочную страховую пенсию с 02 июля 2018 года.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 не соглашается с решением суда в части отказа ему в удовлетворении требований. Приводит доводы о том, что в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии, период испытания при приеме на работу, дающую право на досрочное пенсионное обеспечение, также включается в соответствующий стаж, независимо от того, выдержал работник такое испытание или нет.
В судебное заседание стороны не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, с заявлением об отложении судебного заседания не обращались, в связи с чем судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167, ч. 1, 2 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие последних.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Так, согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в редакции, действующей на момент возникновения спорного правоотношения, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно пп. "и" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665, а также пп. "а" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях федерального органа исполнительной власти в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, применяются Перечни должностей и специальностей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2001 года N 702:
- Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом "л" ст. 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации";
- Перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях в соответствии со ст. 78.2 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение.
Такими лицами являются только спасатели, спасатели 1, 2, 3 классов и спасатели международного класса, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений, при условии участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций и наличии постоянной работы по вышеуказанным Перечням не менее 15 лет в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях, входящих в структуру МЧС России.
Как установлено судом, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, с 04 марта 2003 года по настоящее время работает полный рабочий день в должности спасателя в ПСО МЧС России по Калининградской области в поисково-спасательном подразделении (г. Советск).
02 июля 2018 года ФИО1 обратился к ответчику УПФР в г. Советске Калининградской области (межрайонное) с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии в соответствии с п.16 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в чем ему было отказано со ссылкой на отсутствие у него на дату обращения требуемого специального стажа 15 лет.
Истцу было разъяснено, что в специальный стаж не могут быть засчитаны периоды нахождения в командировках (оплачиваемых) с 10 декабря 2007 года по 26 декабря 2007 года, с 10 ноября 2013 года по 22 декабря 2013 года, с 26 октября 2013 года по 31 октября 2014 года, с 28 октября 2017 года по 13 ноября 2017 года, а также период с 04 марта 2003 года по 30 июня 2003 года в должности спасателя с 3-х месячным испытательным сроком (квалификация спасателя присвоена 01 июля 2003 года) в Поисково-спасательном отряде МЧС России по Калининградской области - Филиал Федерального казенного учреждения «Северо-западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России». По подсчету пенсионного органа специальный стаж истца на дату обращения составил 14 лет 09 месяцев 08 дней (требуемый 15 лет).
Не согласившись с такой позицией пенсионного органа, ФИО1 обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя требования ФИО1 о включении в его специальный трудовой стаж вышеуказанных периодов его нахождения в командировках, суд обоснованно исходил из того, что данные мероприятия неразрывно связаны с возможностью осуществления спасателем своих трудовых обязанностей, участие в таких мероприятиях необходимо для аттестации и дальнейшего подтверждения статуса спасателя, и действующим законодательством участие работников в таких мероприятиях отнесено к рабочему времени работника (ст. 167 ТК РФ).
Решение суда в данной части ответчиком не оспаривается и сомнений у судебной коллегии не вызывает.
Отказывая ФИО1 в удовлетворении исковых требований о включении в его специальный трудовой стаж периода его работы в должности спасателя с 04 марта 2003 года по 30 июня 2003 года (до момента аттестации), суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со ст. 23 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ истец до прохождения аттестации статуса спасателя не приобрел, и поэтому данный период не может быть включен в его специальный стаж для назначения пенсии.
Судебная коллегия с такими суждениями суда соглашается.
Так, согласно положениям ст.1 Федерального закона от 22 августа 1995 года №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.
Ст. 23 данного Федерального закона предусмотрено, что граждане Российской Федерации приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, профессионального обучения по программе профессиональной подготовки спасателей и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ.
Гражданам Российской Федерации при принятии решения о присвоении им статуса спасателей органами аттестации выдаются удостоверение установленного образца, книжка спасателя, жетон с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя.
Книжка спасателя предназначена для учета участия спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Положение о книжке спасателя утверждается федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст.24 этого же Федерального закона спасатели проходят аттестацию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Спасатели, не прошедшие аттестацию, утрачивают статус спасателей.
Согласно п.21 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года №1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» граждане, впервые приобретающие статус спасателя, допускаются к первичной аттестации не позднее чем через 6 месяцев после прохождения медицинского осмотра (обследования), психиатрического освидетельствования и профессионального обучения по программе профессиональной подготовки спасателей.
Периодическая аттестация спасателей проводится 1 раз в 3 года.
Внеочередная аттестация спасателя в случае изменения вида (видов) выполняемых спасателем аварийно-спасательных работ проводится по инициативе руководителя аварийно-спасательной службы (формирования) или спасателя, а также при присвоении спасателю более высокого класса квалификации до проведения периодической аттестации.
Аналогичные положения были предусмотрены и действующим в спорный период времени Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 года №1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей».
Из трудовой книжки истца следует, что последний был принят на должность спасателя с 04 марта 2003 года, однако квалификация спасателя впервые была присвоена ФИО1 только 01 июля 2003 года, до указанного времени он такой квалификации не имел, следовательно, статусом спасателя, необходимым для исчисления специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии, не обладал.
Наряду с изложенным судебная коллегия учитывает, что исходя из анализа приведенных выше положений действующего законодательства в области пенсионного обеспечения граждан, критериями оценки занятости работников профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, являются:
- занятость спасателей в составе профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России;
- участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Из представленных работодателем истца материалов, а именно листов учета выездов для проведения поисково – спасательных работ следует, что ФИО1 впервые был допущен к участию в проведении таковых только с 01 июля 2003 года, в этой связи и сам характер работы истца в должности спасателя до момента его аттестации свидетельствует об отсутствии правовых оснований для включения такого периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Ссылки же в апелляционной жалобе на Правила учета исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденные Постановлением Правительства РФ N 516 от 11 июля 2002 года, позволяющие включать в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды испытания при приеме на работу независимо от того выдержал ли испытание работник, судебной коллегией отклоняются, поскольку не имеют правового значение для разрешения спорной ситуации.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение следует признать соответствующим закону и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского городского суда Калининградской области от 29 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: