ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5091/18 от 06.08.2018 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Стр.029 г, г/п 0 руб.

Судья Смоленская Ю.А. 6 августа 2018 г.

Докладчик Гулева Г.В. Дело № 33-5091/2018 г.Архангельск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Гулевой Г.В., судей Бланару Е.М., Кожемякиной М.В., при секретаре Лысенко И.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО5 на решение Вельского районного суда Архангельской области от 21 мая 2018 г., которым постановлено:

«в удовлетворении исковых требований ФИО5 к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по Вельскому району» о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка, который считался третьим на момент возникновения права, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения им возраста трех лет, и возложении обязанности по ее выплате в период с 01 января до 08 сентября 2018 года, - отказать полностью».

Заслушав доклад судьи Гулевой Г.В., судебная коллегия

установила:

ФИО5 обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по Вельскому району» (далее - ГКУ АО «ОСЗН по Вельскому району») о признании отказа в ежемесячной денежной выплате (далее – ЕДВ) при рождении третьего ребенка незаконным, признании права на получение ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения ребенком возраста трех лет и возложении обязанности по произведению данной выплаты с 1 января до 8 сентября 2018 г.

В обоснование требований указано, что с 30 сентября 2015 г. истцу была назначена ЕДВ при рождении третьего ребенка или последующих детей в соответствии со статьей 8.1 Закона Архангельской области от 22 июня 2005 г. № 55-4-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области» (далее – Закон № 55-4-ОЗ), статьей 20 Закона Архангельской области от 5 декабря 2016 г. № 496-30-ОЗ «О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области» (далее - Закон № 496-30-ОЗ) в связи с рождением в семье третьего ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 5 декабря 2017 г. семья истца утратила статус многодетной семьи в связи с достижением старшей дочерью ФИО1 возраста 18 лет, в связи с чем выплата ЕДВ была прекращена. 7 декабря 2017 г. в семье истца родился четвертый ребенок ФИО2 Семья истца вновь была поставлена на учет как многодетная. Однако в возобновлении выплаты ЕДВ на ФИО3 истцу было отказано. Истец считает, что право на получение ЕДВ на ребенка ФИО3 нельзя считать реализованным в полном объеме, так как ребенок не достиг возраста трех лет, а кратковременное лишение статуса многодетной семьи не должно влиять на объем права, предусмотренный Законом № 496-30-ОЗ, следовательно, выплата на ребенка ФИО3, который считался третьим на момент возникновения права, должна быть возобновлена до момента достижения им трехлетнего возраста.

В судебном заседании истец ФИО5 и ее представитель ФИО6 заявленные требования уточнили, просили признать право на получение ЕДВ на третьего ребенка, который считался третьим на момент возникновения права (ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения), до достижения им возраста трех лет и возложить на ответчика обязанность по ее выплате в период с 1 января до 8 сентября 2018 г.

В судебном заседании представитель ответчика ГКУ АО «ОСЗН по Вельскому району» ФИО7 уточненные исковые требования не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном отзыве, представленном суду.

Представитель третьего лица Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области в судебное заседание не явился.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласилась ФИО5

В обоснование жалобы указывает, что временное лишение статуса многодетной семьи не должно влиять на объем права, предусмотренного Законом № 496-30-ОЗ, и выплата на сына ФИО3, который считался третьим на момент возникновения права, должна быть возобновлена до момента достижения им трехлетнего возраста.

Полагает необоснованной ссылку суда на то, что в отдел социальной защиты населения за назначением выплаты она не обращалась, поскольку она обращалась к ответчику с требованием разъяснить права на ЕДВ как до рождения следующего ребёнка в семье, так и после его рождения. Был представлен полный пакет документов, который соответствует всем требованиям закона. Суду было предоставлено письмо-отказ ОСЗН на ее письменное обращение, мотивированное двумя обстоятельствами: выплата в соответствии с законом назначается однократно на третьего ребёнка и не может быть назначена, несмотря на то, что дети не достигли трех лет, так как третьим ребёнком в новом составе семьи считается не ФИО3, на которого была назначена выплата, а ФИО2; выплата на ФИО3 не может производиться, так как в новом составе семьи этот ребёнок стал считаться вторым, а не третьим. Между тем, в равных ситуациях при изменении порядковой нумерации детей в составе семьи, при достижении старшим ребёнком совершеннолетия многодетная мать не теряет права на получение ЕДВ. В ходе судебного заседания представитель ответчика подтвердила, что законом не предусмотрено оснований и мать не лишается права на выплату на третьего ребёнка, даже если он становится вторым в составе семьи, в случаях, когда сперва рождается следующий ребёнок, а уже после старший достигает совершеннолетия.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ГКУ АО «ОСЗН по Вельскому району» ФИО8 указала на законность и обоснованность принятого решения, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений на нее, по правилам, установленным частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ФИО5 является матерью четырех детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

30 сентября 2015 г. в соответствии с Законом № 55-4-ОЗ (утратившим силу с 1 января 2017 г.) было выдано удостоверение многодетной семьи (состав несовершеннолетних детей: ФИО1, ФИО4 и ФИО3).

30 сентября 2015 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении ЕДВ при рождении третьего ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В соответствии с протоколом и распоряжением № 305 от 6 октября 2015 г. ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Вельскому район» ФИО5 была назначена ЕДВ при рождении третьего ребенка или последующих детей с 1 сентября 2015 г. по 30 сентября 2016 г. в размере 10 138 рублей на ребенка ФИО3

На основании заявления ФИО5 от 12 сентября 2016 г. о продлении ЕДВ, распоряжением № 78е/16 от 13 сентября 2016 г. ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Вельскому району» ФИО5 продлена выплата ЕДВ, назначенная при рождении третьего ребенка с 1 октября 2016 г. по 30 сентября 2017 г. на ребенка ФИО3

На основании заявления ФИО5 от 18 сентября 2017 г. о продлении ЕДВ, распоряжением № 398/2017 от 18 сентября 2017 г. ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Вельскому район» ФИО5 вновь была продлена выплата ЕДВ, назначенная при рождении третьего ребенка с 1 октября по 31 декабря 2017 г. на ребенка ФИО3

Распоряжением № 705 от 5 декабря 2017 г. ГКУ АО «ОСЗН по Вельскому район» ФИО5 выплата ЕДВ прекращена с 1 января 2018 г. в связи с утратой статуса многодетной семьи с 5 декабря 2017 г. по достижению дочерью ФИО1 возраста 18 лет.

21 декабря 2017 г. ФИО5 вновь обратилась с заявлением в ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Вельскому район» о регистрации многодетной семьи в связи с рождением в семье 7 декабря 2017 г. дочери ФИО2, по результатам рассмотрения которого ФИО5 21 декабря 2017 г. было выдано удостоверение многодетной семьи, в составе которой учтены следующие дети истца: несовершеннолетние ФИО4, ФИО3 и ФИО2, а также решениями № 1739, № 1740 от 21 декабря 2017 г. возобновлены выплата мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, ежемесячная денежная выплата на топливо для многодетных семей, ежемесячная денежная выплата на проезд учащихся из многодетных семей, ежемесячная денежная выплата на питание учащимся из многодетных семей, ежегодная денежная выплата на одежду учащимся из многодетных семей.

При этом предусмотренная частью 1 статьи 20 Закона № 496-30-ОЗ ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей, назначенная в связи с рождением третьего ребенка ФИО3, и прекращенная к выплате в связи с утратой семьей ФИО5 статуса многодетной семьи 5 декабря 2017 г., не возобновлена и не назначена вновь в связи с рождением 7 декабря 2017 г. четвертого ребенка в семье.

Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции, правильно установив фактические обстоятельства и верно применив к спорным правоотношениям положения действующего законодательства, их регулирующие, не усмотрел в действиях ответчика нарушений прав истца, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается. Выводы суда достаточно аргументированы, доказательства, представленные сторонами, подробно проанализированы, давать иную оценку изложенным обстоятельствам судебная коллегия оснований не находит.

Предоставление ежемесячной денежной выплаты семье отнесена Законом № 55-4-О, Законом № 496-30-ОЗ к мерам социальной поддержки.

В соответствии с положениями указанных законов одному из родителей (усыновителей) по их выбору, единственному родителю (усыновителю), родившему (усыновившему) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2013 г., однократно назначается и выплачивается ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей при соблюдении на день обращения за назначением указанной выплаты следующих условий: наличие гражданства Российской Федерации у ребенка, на которого выплачивается ежемесячная денежная выплата; проживание на территории Архангельской области в течение не менее трех лет; наличие статуса многодетной семьи; среднедушевой доход семьи не превышает среднедушевой доход населения на территории Архангельской области, утвержденный постановлением Правительства Архангельской области; многодетной семьей ранее не реализовано право на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с настоящей статьей; возраст ребенка, на которого выплачивается ежемесячная денежная выплата, не превышает трех лет.

Согласно пункту 3 статьи 20 Закона № 496-30-ОЗ ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается в размере установленной областным законом от 19 сентября 2001 г. № 64-8-ОЗ «О прожиточном минимуме в Архангельской области» величины прожиточного минимума для детей в целях установления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей. Право на назначение и выплату ежемесячной денежной выплаты возникает со дня обращения за ней в государственное учреждение по месту жительства (месту пребывания) многодетной семьи (пункт 4 статьи 20 Закона № 496-30-ОЗ).

При этом пунктом 5 статьи 20 Закона № 496-30-ОЗ предусмотрено, что предоставление ежемесячной денежной выплаты прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданином утрачено право на получение ежемесячной денежной выплаты в случае утраты семьей статуса многодетной семьи.

Правила предоставления многодетным семьям, проживающим на территории Архангельской области и зарегистрированным государственными учреждениями социальной защиты населения Архангельской области по месту жительства (месту пребывания) многодетной семьи (далее соответственно - государственные учреждения, многодетная семья) мер социальной поддержки, в том числе ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей (далее - ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка) устанавливаются Порядком предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям, утвержденным Постановлением Правительства Архангельской области от 30 декабря 2016 г. № 575-пп «О мерах по реализации областного закона «О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области» (далее – Порядок).

Подпунктом 1 пункта 70 Порядка предусмотрено, что государственное учреждение прекращает выплату мер социальной поддержки в случае достижения одним из детей возраста 18 лет при условии, что детей в возрасте до 18 лет в семье становится менее трех.

Предоставление ранее назначенных мер социальной поддержки прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в пункте 70 настоящего Порядка (пункт 73 Порядка).

Таким образом, исходя из системного толкования указанных нормативных правовых актов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действующим законодательством ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей предусмотрена однократно. При этом возобновление выплаты после ее прекращения нормами действующего законодательства не предусмотрено.

Учитывая, что состав многодетной семьи истца изменился, право на ЕДВ при рождении третьего ребенка было реализовано истцом с предыдущим составом семьи, а ЕДВ в силу прямого указания закона назначается однократно, основания для повторного назначения выплаты отсутствуют.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном понимании закона, не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.

Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по делу.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Вельского районного суда Архангельской области от 21 мая 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО5 - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.В. Гулева

Судьи

Е.М. Бланару

М.В. Кожемякина