ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5092/18ГОРОД от 15.08.2018 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело №33-5092/2018 город Хабаровск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего: Лукьянченко Р.В.

судей: Тарасовой А.А., Верхотуровой И.В.

при секретаре: Морозовой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 15 августа 2018 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску Военного прокурора Благовещенского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России о понуждении к совершению определенных действий, по апелляционной жалобе ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России на решение Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 20 февраля 2018 года.

Заслушав доклад судьи Тарасовой А.А., объяснения представителя истца Сизова Д.И., представителя Министерства обороны РФ Сергеевой Ю.С., представителя ФГКУ «ДТУИО» МО РФ Заверяева А.Н., судебная коллегия

установила:

Военный прокурор Благовещенского гарнизона обратился в суд с иском к ответчикам о понуждении к совершению определенных действий.

В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной проверки исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при оборудовании жилого дома № 14 (инв. № 139) по ул.Ленина с.Среднебелое Ивановского района Амурской области (коллективными) общедомовыми приборами учета холодного водоснабжения и горячего водоснабжения (тепловой энергии), было установлено, что объекты федерального недвижимого имущества, ранее находившиеся на балансе ФГУ «Благовещенская КЭЧ района» Минобороны России, были переданы ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (далее по тексту - ФГКУ «ДТУИО» МО РФ). 26.09.2017 между Минобороны России и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации № З-УЖФ/ВВО-1, в соответствии с которым последнее приняло на себя обязательства по управлению жилыми домами Минобороны России, в том числе и вышеуказанным жилым домом. До настоящего времени Министерством обороны Российской Федерации и ФГКУ «ДТУИО» МО РФ в нарушение требований вышеуказанных норм закона в многоквартирном доме специализированного жилого фонда № 14 (инв. № 139) по ул.Ленина с.Среднебелое Ивановского района Амурской области, коллективные (общедомовые) приборы учета холодного водоснабжения и горячего водоснабжения (тепловой энергии) не установлены. При неисполнении собственниками жилых помещений, обязательств по установке до 1 июля 2012 г. общедомовых приборов учета энергоресурсов, управляющая организация обязана организовать установку общедомовых приборов учета энергоресурсов. Проверкой установлено, что до настоящего времени не принято мер по установке общедомовых (коллективных) приборов учета используемой воды и тепловой энергии.

Просит суд признать бездействие Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, а также филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу), связанное с не установлением коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды и горячей воды (тепловой энергии) в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации, расположенном в жилом многоквартирном доме № 14 (инв. № 139) по ул.Ленина с.Среднебелое Ивановского района Амурской области; обязать Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, а также филиал ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу) в срок до 1 июня 2018 года установить коллективные (общедомовые) приборы учета холодной воды и горячей воды (тепловой энергии) в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации, расположенном в жилом многоквартирном доме № 14 (инв. № 139) по ул.Ленина с.Среднебелое Ивановского района Амурской области, а также ввести указанные приборы учета в эксплуатацию в установленном законом порядке.

Решением Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 20 февраля 2018 года исковые требования удовлетворены частично. Суд постановил:

Обязать Министерство обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, а также филиал ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу) в срок до 1 июня 2018 года установить коллективные (общедомовые) приборы учета холодной воды и горячей воды (тепловой энергии) в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации, расположенном в жилом многоквартирном доме № 14 (инв. № 139) по ул.Ленина с.Среднебелое Ивановского района Амурской области, ввести указанные приборы учета в эксплуатацию в установленном законом порядке.

В удовлетворении остальной части исковых требований -отказать

В апелляционной жалобе ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Выражает несогласие с решением суда, считает его незаконным и необоснованным. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что прокурором не представлено доказательств того, что собственниками в многоквартирном доме принято решение о включении расходов на приобретение и установку общедомового (коллективного) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения. Полагает, что установка указанных приборов учета относится к работам по капитальному ремонту многоквартирного дома, который возможен на основании решения общего собрания собственников помещений. Указывает, что судом не дана оценка представленным актам об отсутствии технической возможности установки общедомовых приборов учета. Ссылается также на ограниченные сроки исполнения решения суда. Считает, что прокурор не вправе обращаться с данным иском в интересах неопределенного круга лиц, поскольку на момент обращения с иском состав жителей дома являлся ограниченным и определенным, полагает, что судом должно было быть отказано в принятии данного иска.

В возражениях Военный прокурор Благовещенского гарнизона просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции представители ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. На основании ч. 5 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях, в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета при установленных обстоятельствах лежит на Минобороне РФ, как собственнике специализированного жилищного фонда и уполномоченных им органах ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, осуществляющим задачи по организации учета, контроля за сохранностью, использованием, управлением и распоряжением имуществом ВС РФ по решениям Минобороны РФ, содержанию жилого фонда МО РФ, а так же филиале ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по Восточному военному округу, осуществляющем непосредственное управление и содержание общего имущества МКД № 14 по ул.Ленина в с. Среднебелое Ивановского района Амурской области.

Решение суда в части возложения на Минобороны РФ обязанности по установке и вводу в эксплуатацию коллективных приборов учета, Министерством обороны РФ не обжалуется, и в указанной части судебной коллегией не проверяется.

Выводы суда о возложении на филиал ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ обязанности по установке и вводу в эксплуатацию коллективных приборов учета не соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.

Как установлено судом первой инстанции, и подтверждается материалами дела:

Жилой многоквартирный дом № 14 (инв. № 139) по ул.Ленина с.Среднебелое Ивановского района Амурской области передан ФГКУ «ДТУИО» МО РФ, до настоящего времени коллективные (общедомовые) приборы учета холодного водоснабжения и горячего водоснабжения (тепловой энергии) не установлены, ни собственниками жилых помещений, ни управляющей компанией мер по установке указанных приборов учета до настоящего времени не принималось.

26.09.2017 между Минобороны России и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации № З-УЖФ/ВВО-1, в соответствии с которым последнее приняло на себя обязательства по управлению жилыми домами Минобороны России, в том числе и вышеуказанным жилым домом.

Согласно п. 7 ст. 9 Федерального закона от 23.11. 2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу п. 11 ст. 2 Закона об энергосбережении лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.

На основании ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08. 2006 N 491 (далее - Правила), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации); товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

В соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона об энергосбережении в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.

Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.

В соответствии с пп. «к» п. 11 Правил содержание многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей воды, электроэнергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.

Таким образом, с даты вступления в силу Закона об энергосбережении работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

При указанных положениях закона и фактических обстоятельствах дела, судом первой инстанции обоснованно возложена обязанность на ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, на которое на основании договора управления от 26.09.2017 № 3-УЖФ/ВВО-1, заключенного с Минобороны РФ, возложена обязанность по осуществлению услуг в вышеуказанном МКД по содержанию жилого фонда.

Доводы апелляционной жалобы о том, что у ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ отсутствует техническая возможность установки общедомовых приборов учета, поскольку технические помещения для их установки требуют капитального ремонта, необходимости решения собственника МКД о его проведении, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.

Независимо от действий собственников (собственника) многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.

Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и пп. «к» п. 11 Правил.

Исходя из ст. 13 Закона об энергосбережении, ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 11 Правил обязанность по оплате расходов по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов в доме, собственниками которого избран способ управления - управляющей организацией, лежит на управляющей организации с возмещением расходов за счет средств, полученных от собственников помещений.

Согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии) организации, указанные в ч. 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Указанная норма не прекращает обязанность управляющих организаций принять меры по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно актам обследования на предмет установки наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от 25.01.2018 года, проведенных специалистами ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, установка приборов учета требует проведение капитального ремонта, ремонт не проводился с года постройки (л.д. 87-88).

Доводы об отсутствии технической возможности установки коллективных приборов учета со ссылкой на акты обследования на предмет установки наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от 25.01.2018, отклоняются, поскольку бесспорных доказательств о наличии критериев отсутствия технической возможности установки общедомовых приборов учета, ответчиком не представлено и материалы дела не содержат, указанные выше акты таковыми не являются.

Доводы жалобы о том, что прокурор не вправе обращаться с данным иском в интересах неопределенного круга лиц, поскольку на момент обращения с иском состав жителей дома являлся ограниченным и определенным, в связи с чем суду следовало отказать в принятии искового заявления, отклоняются, поскольку состав лиц дома, относящегося к ведомственному жилищному фонду Минобороны РФ, с учетом специфики обеспечения служебным жильем военнослужащих, подлежит постоянному изменению, кроме того, указанным доводам дана надлежащая оценка в решении суда.

Судебная коллегия учитывает доводы жалобы о чрезмерно ограниченном сроке исполнения решения суда, которое в силу ст. 210 ГПК РФ должно быть исполнимым, в связи с чем находит целесообразным установить срок исполнения решения суда до 31.12.2018.

Кроме того, согласно ст. 36 ГПК РФ гражданская процессуальная правоспособность признается за организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов.

Филиал не является юридическим лицом. Он представляет собой обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее все его функции или их часть и наделяется имуществом, создавшим его юридическим лицом (ст. 55 ГК РФ).

Следовательно, филиал не может быть истцом либо ответчиком в суде и действовать от своего имени как не обладающий гражданской процессуальной правоспособностью и не являющийся самостоятельным субъектом гражданских правоотношений.

При таких обстоятельствах филиал ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ является ненадлежащим ответчиком.

При указанных обстоятельствах, постановленное судом решение в части возложения судом обязанности по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета холодного и горячего водоснабжения в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: Амурская область, Ивановский район, с. Среднебелое, ул.Ленина, д. 14 в срок до 1 июня 2018 года на филиал ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, не обладающим правоспособностью юридического лица, подлежит отмене, в части установленного судом срока для исполнения решения суда изменению с принятием нового решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 20 февраля 2018 года отменить в части удовлетворения исковых требований военного прокурора Благовещенского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц к филиалу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ о возложении обязанности в срок до 01 июня 2018 года обеспечить установку общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии, холодного водоснабжения в жилом доме 14 по ул. Ленина в с. Среднебелое Ивановского района Амурской области, обеспечить ввод указанных приборов в эксплуатацию и изменить в части удовлетворения исковых требований военного прокурора Благовещенского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ в части срока исполнения решения суда и принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований военного прокурора Благовещенского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к филиалу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ о возложении обязанности в срок до 01 июня 2018 года обеспечить установку общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии, холодного водоснабжения в жилом доме 14 по ул. Ленина в с. Среднебелое Ивановского района Амурской области, обеспечить ввод указанных приборов в эксплуатацию, отказать.

Возложить обязанность на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ в срок до 31 декабря 2018 года установить общедомовые (коллективные) приборы учета тепловой энергии, холодного водоснабжения в жилом доме 14 по ул. Ленина в с. Среднебелое Ивановского района Амурской области, ввести указанные приборы в эксплуатацию.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ - без удовлетворения.

Председательствующий: Р.В. Лукьянченко

Судьи: А.А. Тарасова

И.В. Верхотурова