ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5092/19 от 20.03.2019 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. №: 33-5092/2019 Судья: Тарасова О.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Селезневой Е.Н.

судей

Венедиктовой Е.А.

Стешовиковой И.Г.

при секретаре

Арройо Ариас Я.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании 20 марта 2019 года гражданское дело №2-2320/2018 по апелляционной жалобе Зотова Павла Александровича на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 04 декабря 2018 года по иску Зотова Павла Александровича к Санкт-Петербургскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия.

Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н., выслушав объяснения представителя истца - Безбородова О.Ф.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

У С Т А Н О В И Л А:

Зотов П.А. обратился в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Санкт-Петербургскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - РО ФСС РФ по Санкт-Петербурга), и с учетом уточнения требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил признать сроки и действия РО ФСС РФ по СПб по предоставлению государственной услуги по обеспечению протезом бедра модульным с внешним источником энергии не соответствующими требованиям административного регламента и нарушающими его права; признать отсутствие решения о предоставлении ему государственной услуги, предусмотренной регламентом, нарушающим его права как потребителя, признать действия по произвольному установлению комплектующих протеза бедра модульного с внешним источником энергии нарушающими требования стандарта в виде ГОСТА Р 52877-2007, обязать предоставить государственную услугу по обеспечению истца протезом бедра модульным согласно требованиям ГОСТа и Административного регламента.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 14.10.2015 ответчик принял от истца заявление о предоставлении государственной услуги по обеспечению протезом бедра модульным с пакетом соответствующих документов. Однако до настоящего времени Фондом социального страхования РФ ГУ СПб региональное отделение ФСС, истцу не предоставлена услуга по обеспечению протезом бедра модульного с внешним источником энергии. Истец считает, что, являясь потребителем государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, обязанность, по предоставлению которой возложена на ответчика, необоснованно лишен возможности получения услуги в разумные сроки, в той комплектации, которая принята к исполнению ответчиком, не информирован ответчиком о ходе исполнения услуги и о причинах произвольного изменения комплектации протезного средства реабилитации истца. Данные действия ответчика нарушили права истца. Кроме того, Фонд уклонился от обязанности информировать истца как потребителя услуги об обстоятельствах, которые могли повлиять на качество предоставляемой услуги, включая невозможность ее предоставления в срок согласно Регламенту. От аргументированного пояснения своих действий ответчик уклоняется, направляет в адрес истца формальные ответы, не содержащие разъяснений по существу вопроса, касающегося обеспечения истца надлежащей услугой.

Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 04 декабря 2018 года в удовлетворении иска Зотова П.А. отказано.

В апелляционной жалобе истец Зотов П.А. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения об удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права.

На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истец Зотов П.А., ответчик СПб РО ФСС РФ не явились, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили, Зотов П.А. направил для участия в заседании судебной коллегии своего представителя, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №23 от 19.12.2003 «О судебном решении», решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).

Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

В абзаце 2 пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

В силу указанной нормы обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Для заключения контрактов территориальное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при определении поставщика обязано использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в статье 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ (проведение конкурса или электронного аукциона).

Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 января 2015 года №52н утверждены Правила предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, услугами, включая расходы на осуществление указанных полномочий (далее также - Правила предоставления трансфертов), в пункте 2 которых предусмотрено, что межбюджетные трансферты предоставляются бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.

Распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, на основании предоставляемых Фондом социального страхования Российской Федерации Министерству сведений для определения размера межбюджетных трансфертов. Подготовка сведений, указанных в пункте 3 Правил, осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации пропорционально потребности конкретного вида технического средства реабилитации (услуги) в общем объеме потребности во всех видах технических средств реабилитации (услуг) (пункты 3 и 4 Правил предоставления трансфертов).

Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объемы предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, а также предусматривают заключение территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации контракта с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ на поставку товаров, выполнение работ.

Обращение инвалида либо его представителя с заявлением на получение государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой заявитель должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации.

Подпунктом "а" пункта 14 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденного приказом Минтруда России от 23 сентября 2014 года №657н, предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является, в том числе, выдача заявителям направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации, протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий, в том числе в случае необходимости замены, досрочной замены и ремонта технического средства, в организации, отобранные в соответствии с требованием абзаца второго пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года №240.

Таким образом, выдача направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации может быть осуществлена только после отбора на конкурсной основе организации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и заключения территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации контракта на изготовление либо получение технических средств реабилитации.

В данном случае, как следует из материалов дела, 14.10.2015 истец обратился к ответчику заявлением о предоставлении государственной услуги по обеспечению протезом бедра модульным с пакетом соответствующих документов.

14.10.2015 Зотову П.А. выдано уведомление о постановке его на учет.

Вступившим в законную силу решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 23.08.2017 удовлетворены исковые требования Зотова П.А. о восстановлении нарушенного права и обязании обеспечить техническим средством реабилитации. Суд признал действия РО ФСС РФ по СПб по не обеспечению Зотова П.А. протезом бедра модульным с внешним источником энергии нарушающими его права; на ответчика возложена обязанность по обеспечению Зотова П.А. техническим средством реабилитации (далее ТСР) - протезом бедра модульным с внешним источником энергии в соответствии с индивидуальной программой реабилитации №527 от 14.10.2015.

07.03.2017 и 14.04.2017, на сайте для размещения заказов на поставку товаров, выполнения работ и оказание услуг для государственных нужд - www. zakupki.gov.ru, региональным отделением были размещены извещения: № 0272100000117000032 от 07.03.2017 (электронный аукцион №41э-2017), № 0272100000117000131 от 14.04.2017 (электронный аукцион №144э-2017) о проведении аукциона в электронной форме) и документации о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по изготовлению протеза бедра модульного с внешним источником энергии для инвалида в 2017 году.

В связи с тем, что на указанные аукционы не подано ни одной заявки, соответствующие аукционы признаны несостоявшимися.

27.06.2017 региональным отделением повторно размещено извещение №0272100000117000216 от 27.06.2017 и документация (электронный аукцион №213э-2017) на право заключения государственного контракта на выполнение работ по изготовлению TCP для Зотова П.А.

На электронный аукцион подана одна заявка, по результатам рассмотрения которой региональным отделением определен победитель электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по изготовлению протеза бедра модульного с внешним источником энергии для инвалида в 2017 - ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

18.07.2017 региональным отделением заключен государственный контракт с ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №Ф.2017.295074/343 на выполнение работ по изготовлению протеза бедра модульного с внешним источником энергии для инвалида в 2017 году.

04.08.2017 Зотову П.А. выдано направление №230037 от 28.07.2017 на изготовление протеза бедра модульного с внешним источником энергии в соответствии с ИПР №527 от 14.10.2015.

16.10.2017 в региональное отделение от Зотова П.А. поступило уведомление об отзыве направления в связи с несогласием с предлагаемой комплектацией изделия. Отказ подтвержден письмом «Санкт-Петербургского» филиала ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.10.2017 №03-36/14755.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания незаконным действия ответчика связанные с рассмотрением заявления истца о предоставлении ему технического средства реабилитации инвалида, поскольку истцу было выдано направление на получение (изготовление) технического средства реабилитации.

При этом из материалов дела видно, что в 2015 году истец не был обеспечен требуемыми ему техническими средствами реабилитации, но поставлен на учет для предоставления техническими средствами реабилитации. В рамках исполнения решения Петроградского районного суда от 23.08.2017, ответчиком произведены действия по отбору организаций на основе аукциона в соответствии с представленной истцом картой ИПР, после чего 29.11.2018 Зотову П.А. выдано требуемое им направление.

Изделие было получено истцом 04.12.2018, таким образом, региональным отделением были осуществлены действия по обеспечению истца изделием в соответствии с регламентом.

Обязанности ответчика по размещению заказа на выполнение работ по изготовлению изделия и заключению контракта с победителем аукциона были выполнены в соответствии с законом №44-ФЗ.

Таким образом, достаточных оснований для вывода о незаконности действия (бездействия) ответчика по необеспечению истца положенными ему средствами технической реабилитации и необходимости возложения в судебном порядке на ответчика обязанности по такому обеспечению у суда не имелось.

Доводы апелляционной жалобы по существу являются позицией истца, изложенной в суде первой инстанции при разрешении спора, данные доводы являлись предметом исследования и оценки, с которой судебная коллегия согласна.

Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.

В настоящее время истец необходимым протезом обеспечен.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановленного решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 04 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: