ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5092/2014 от 10.04.2014 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 от 10 апреля 2014 года по делу № 33-5092/2014

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

 председательствующего Железнова О.Ф.

 судей Латыповой Г.З.

 ФИО1

 с участием прокурора Замалетдиновой Л.И.

 при секретаре Харрасовой Г.Г.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» ГО адрес РБ, Администрации городского округа адрес РБ на решение Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:

 исковые требования прокурора Октябрьского района г.Уфы в интересах неопределенного круга лиц, имеющих намерения по осуществлению технологического присоединения строящихся жилых домов к электрическим сетям в п.Нагаево Октябрьского района г.Уфы, к обществу с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети», МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево», Администрации городского округа город Уфа об обязании совершить действия, удовлетворить частично.

 Обязать МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» прекратить взимать плату на строительство инженерных коммуникаций в п.Нагаево Октябрьского района г.Уфы путем заключения договоров инвестирования строительства с собственниками и иными владельцами земельных участков, строений и сооружений в п.Нагаево Октябрьского района г.Уфы.

 Обязать МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» прекратить препятствовать передаче электрической энергии на энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики потребителей по электрическим сетям, находящиеся в хозяйственном ведении МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево».

 В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору Октябрьского района г.Уфы отказать.

 Заслушав доклад судьи Железнова О.Ф., судебная коллегия

 у с т а н о в и л а:

 Прокурор Октябрьского района г.Уфы в интересах неопределенного круга лиц, имеющих намерения по осуществлению технологического присоединения строящихся жилых домов к электрическим сетям в п.Нагаево Октябрьского района г.Уфы, обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети», МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево», Администрации городского округа город Уфа, об обязании совершить действия по осуществлению технологического присоединения строящихся жилых домов к электрическим сетям в п.Нагаево Октябрьского района г.Уфы.

 Требования мотивированы тем, что прокуратурой Октябрьского района г.Уфы проведена проверка исполнения законодательства об электроэнергетике, в ходе которой установлено, что действиями ответчиков допускаются нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, которые обращаются к ответчикам с целью осуществить технологическое присоединение строящихся жилых домов к электрическим сетям в п. Нагаево, Октябрьского района г.Уфы.

 В соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по РБ от дата №... о/д ООО «БашРЭС» занимает доминирующее положение в адрес на рынке услуг по передаче электрической энергии до территориальных сетевых организаций.

 Приказом УФАС по РБ от дата №№... ООО «БашРЭС» включено в раздел 1 реестра субъектов естественных монополий - «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии».

 Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя. Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение (постановление Президиума ВАС РФ от дата №... по делу № ...).

 В настоящее время электрические сети в п. Нагаево Октябрьского района г.Уфы находятся в собственности городского округа и переданы в хозяйственное ведение МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево».

 Предписанием УФАС по РБ от дата установлен факт нарушения ООО «БашРЭС» п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона №135-Ф3, выразившийся во включении в договор об осуществлении опосредованного технологического присоединения условий, противоречащих законодательству и не предоставлении ответа в установленный законом срок на предложение ХДФ  о внесении изменений в договор (оферту) об осуществлении опосредованного технологического присоединения.

 Материалами проверки УФАС по РБ установлено, что по договорам об осуществлении опосредованного технологического присоединения, а также приложений к ним ООО «БашРЭС» возложило процедуру согласования подключения с МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» на граждан-заявителей, имеющих намерения по осуществлению технологического присоединения строящихся жилых домов к электрическим сетям в адрес. Данные действия ООО «БашРЭС» являются нарушением п. 16.3 Правил присоединения.

 ООО «БашРЭС» обязано заключить договор технологического присоединения с гражданами-заявителями, обратившимися в сетевую организацию и имеющими намерения по осуществлению технологического присоединения строящихся жилых домов к электрическим сетям в адрес, а также ООО «БашРЭС» обязано самостоятельно урегулировать вопросы согласования подключения с МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево».

 Согласно п. 71 Основ ценообразования в отношении электрической энергии в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 №... «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой в Российской Федерации» плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей.

 В ходе проведения проверки установлено, что дата между ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» и МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» заключен договор электроснабжения №...

 МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого в районе поселка Нагаево» не вправе препятствовать перетоку через объекты электрической энергии (линии электропередачи и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления, передачи электрической энергии оборудование), находящиеся в хозяйственном ведении предприятия, для потребителя опосредованно присоединенного к электрическим сетям сетевой организации и требовать за это оплату.

 В данном случае МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» вправе только оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих предприятию объектов электросетевого хозяйства после установления для МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе п. Нагаево» тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

 Правоотношения, возникающие между МУП «Дирекция строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» и гражданами, изъявившими намерение по осуществлению технологического присоединения строящихся жилых домов к электрическим сетям в п. Нагаево, Октябрьского района г.Уфы, регулируются законодательством для сетевых организаций (Законом об электроэнергетике, Правилами недискриминационного доступа для сетевых организаций).

 Следовательно, затраты МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» на присоединение и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе п. Нагаево», учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение.

 Материалами проверки, проведенной прокуратурой района и УФАС по РБ, установлено, что МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» при решении вопроса о согласовании опосредованного присоединения к линиям электропередач в п.Нагаево, Октябрьского района г.Уфы сообщает, что в связи со строительством основной линии электропередачи, производимого за счет средств дольщиков, присоединение к инженерным коммуникациям могут осуществлять исключительно лица, принимающие участие в долевом строительстве этих линий, которые оплатили строительство инженерных коммуникаций в п. Нагаево по договорам долевого строительства инженерных сетей. При этом, «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе п. Нагаево» указывает о необходимости лицам, не заключившим данные договора, заключить их с предприятием в целях получения возможности опосредованного присоединения к линиям электропередач в п.Нагаево, Октябрьского района г.Уфы.

 Строительство и бремя содержания линий электропередач в п. Нагаево Октябрьского района г.Уфы возложено на муниципальное образование городской округ г.Уфа Республики Башкортостан в соответствии с п.4, п.6 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 210 Гражданского кодекса РФ.

 Прокурор просил суд: обязать Общество с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» урегулировать отношения с МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка

 Нагаево» по вопросу согласования присоединения к электрической энергии граждан-заявителей, обратившихся в данную сетевую организацию с намерением осуществить технологическое присоединение строящихся жилых домов к электрическим сетям в п. Нагаево, Октябрьского района г.Уфы;

 обязать ООО «Башкирские распределительные электрические сети», предварительно заключив обязательный для сетевой организации договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, осуществлять мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям граждан-заявителей, обратившихся в данную сетевую организацию с намерением осуществить технологическое присоединение строящихся жилых домов к электрическим сетям в п. Нагаево, Октябрьского района г.Уфы, исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей;

 обязать администрацию городского округа г.Уфа за свой счет организовать надлежащее электроснабжение в п. Нагаево, Октябрьского района г.Уфы с соблюдением прав и законных интересов граждан, потребителей электроэнергии;

 обязать администрацию городского округа г.Уфа прекратить взимать плату на строительство инженерных коммуникаций в п. Нагаево, Октябрьского района г.Уфы путем заключения договоров инвестирования строительства между МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» и собственниками или иными владельцами земельных участков, строений и сооружений в п. Нагаево, Октябрьского района г.Уфы;

 обязать МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» прекратить взимать плату на строительство инженерных коммуникаций в п. Нагаево, Октябрьского района г.Уфы путем заключения договоров инвестирования строительства с собственников и иных владельцев земельных участков, строений и сооружений в п. Нагаево, Октябрьского района г.Уфы;

 обязать МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» прекратить препятствовать передаче электрической энергии на энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики потребителей по электрическим сетям, находящиеся в хозяйственном ведении МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево»;

 обязать МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» согласовать Обществу с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» присоединение к электрической энергии граждан-заявителей, обратившихся в данную сетевую организацию с намерением осуществить технологическое присоединение строящихся жилых домов к электрическим сетям в п. Нагаево, Октябрьского района г.Уфы.

 Судом постановлено приведенное выше решение.

 В апелляционной жалобе МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» ГО г.Уфа РБ просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом неправильно определены обстоятельства дела и неверно применены нормы материального права, иск прокурором подан с превышением полномочий, круг истцов в интересах которых подается иск, определен перечнем владельцев земельных участков желающих осуществить технологическое присоединение строящихся жилых домов к электрическим сетям в п. Нагаево. МУП «Дирекция» являясь строительной организацией, не обязано обеспечивать электроэнергией неопределенный круг лиц. Вывод суда о праве муниципальной собственности на линии электропередач, находящихся на балансе муниципального предприятия не обоснован. Обязательства по обеспечению доступа к электроэнергии МУП «Дирекция» несет только перед гражданами, на денежные средства которых строились электрические сети.

 Администрация городского округа г.Уфа РБ в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом неправильно определены обстоятельства дела и неверно применены нормы материального права. Прокурором не представлены доказательства, обосновывающие возможность подачи иска в интересах неопределенного круга лиц. Суд, принимая решение об обязании муниципального предприятия прекратить препятствовать передаче электрической энергии на энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики потребителей по электрическим сетям, находящимся в хозяйственном ведении МУП «Дирекция Нагаево» не учел, что сети не являются объектами муниципальной собственности и использование их возможно только по решению собственников, в том числе и тех граждан-застройщиков, которые заключили договора инвестирования строительства этих сетей с МУП «Дирекция Нагаево» и оплатили их строительство. Построенные объекты незавершенного строительства возведены на денежные средства частных лиц – владельцев (арендаторов) земельных участков п.Нагаево, на средства городского бюджета, а также за счет средств республиканского бюджета. Решение суда по обязанию муниципального предприятия не взимать плату на строительство инженерных коммуникаций в п.Нагаево путем заключения договоров инвестирования строительства с собственниками и арендаторами земельных участков незаконно, т.к. противоречит ст.421 ГК РФ, определяющей свободу договора.

 Все участники процесса извещены о времени и месте заседания судебной коллегии Верховного Суда Республики Башкортостан заблаговременно и надлежащим образом.

 Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» ГО г.Уфа РБ КЛС , представителя Администрации городского округа адрес РБ КГГ , поддержавших апелляционные жалобы, представителя Государственного комитета РБ ЗЭМ , прокурора, поддержавшего решение суда, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению по следующим основаниям.

 Суд правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, после совокупной оценки доказательств, удовлетворил частично иск прокурора.

 Согласно п.3 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

 В соответствии со ст.5 Федерального закона №135-Ф3 «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

 В соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по РБ от дата г. №... о/д ООО «Башкирские распределительные электрические сети» занимает доминирующее положение в Республике Башкортостан на рынке услуг по передаче электрической энергии до территориальных сетевых организаций.

 Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по РБ от дата №... ООО «Башкирские распределительные электрические сети» включено в раздел 1 реестра субъектов естественной монополии -«Услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии».

 В силу п.4 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее Закон №131-Ф3) в обязанности городского округа входит организация в его границах электроснабжения населения.

 По акту приема-передачи от дата от ООО «Дирекция строительства» переданы в собственность администрации ГО адрес РБ, и в последующем к МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» в хозяйственное ведение объекты электроснабжения - линии электропередачи в адрес оценочной стоимостью ... руб.

 Из постановления администрации ГО адрес от дата №... о приеме в казну ГО г.Уфы объектов инженерной инфраструктуры в районе п.Нагаево, Октябрьского района г.Уфы усматривается, что собственником электрических сетей является муниципальное образование городской округ г.Уфа Республики Башкортостан, в обязанности которого входит организовать электроснабжение в границах городского округа.

 Согласно п. 1.4 Устава МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» учредителем предприятия является городской округ г.Уфа в лице администрации городского округа г.Уфа. Собственником имущества предприятия является муниципальное образование городской округ г.Уфа Республики Башкортостан.

 Имущество МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» является муниципальной собственностью муниципального образования городской округ г.Уфа Республики Башкортостан. Имущество принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе.

 Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведение МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево», а также имущество, приобретенное им за счет полученной прибыли, является муниципальной собственностью городского округа г.Уфа Республики Башкортостан и поступает в хозяйственное ведение предприятия.

 МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» производит продукцию, выполняет работы, оказывает услуги с целью извлечения прибыли и удовлетворения потребностей населения Республики Башкортостан в строительстве и содержании индивидуального жилья (п.2.1 Устава).

 В силу п.2.2. Устава предприятия для достижения целей, указанных в п.2.1 данного Устава, МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан порядке следующие виды деятельности:

 -      осуществляет функции заказчика по застройке и обслуживанию поселков-спутников городского округа Уфа Республики Башкортостан;

 -      техническое обслуживание и строительство сетей водопровода, канализации, газопровода, а также ЛЭП;

 - обслуживания жилых домов;

 - сбор и согласование технических условий по обеспечению строящегося объекта электроэнергией, газом, водой, телефонизацией.

 В настоящее время электрические сети в п. Нагаево Октябрьского района г.Уфы находятся во владении городского округа г.Уфа и переданы в хозяйственное ведение МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево».

 Отсутствие регистрации права собственности на электрические сети не препятствует дирекции осуществлять полномочия по владению и использованию имуществом.

 Для получения доступа гражданина в п. Нагаево, Октябрьского района г.Уфы к коммунальной услуге - электроснабжение, необходимо технологическое присоединение энергопринимающего устройства гражданина к линии электропередачи, находящейся в ведении МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево».

 Материалами проверки, проведенной прокуратурой, установлено и подтверждается материалами дела, что МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» при решении вопроса о согласовании опосредованного присоединения к линиям электропередач в п.Нагаево, Октябрьского района г.Уфы сообщает, что в связи со строительством основной линии электропередачи, производимого за счет средств дольщиков, присоединение к инженерным коммуникациям могут осуществлять исключительно лица, принимающие участие в долевом строительстве этих линий, которые оплатили строительство инженерных коммуникаций в п. Нагаево по договорам долевого строительства инженерных сетей. При этом, МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» указывает о необходимости лицам, не заключившим данные договора, заключить их с предприятием в целях получения возможности опосредованного присоединения к линиям электропередач в п.Нагаево, Октябрьского района г.Уфы.

 В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

 Во исполнение указанного Закона об электроэнергетике Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила присоединения. Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

 В соответствии с п. 2 ст. 23.3 Закона об электроэнергетике затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение.

 Согласно п. 71 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» плата за технологическое присоединение к электрическим сетям производится организациями (физическими лицами), подавшими заявку на выдачу технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям в сетевую организацию, имеющую на праве собственности или на ином законном основании соответствующие объекты электросетевого хозяйства.

 Текст абзаца второго пункта 3 Правил присоединения, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2009 N 334 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка технологического присоединения потребителей к электрическим сетям", предусматривает, что независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

 К заявителям, на которых распространяется действие абзаца второго пункта 3 Правил присоединения, относятся физические лица в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику (пункт 14)

 В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 Из Правил присоединения следует, что на сетевую организацию возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии). При этом из подпункта "б" пункта 25 и подпункта "б" пункта 25.1 Правил присоединения следует, что сетевая организация обязана осуществить эти подготовительные мероприятия за свой счет в отношении любых заявителей. В силу пункта 2 статьи 23.3 Закона об электроэнергетике затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение.

 Содержащийся в Правилах присоединения перечень возлагаемых на сетевую организацию мероприятий соответствует общей норме пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, относящей мероприятия по разработке технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), к обязанностям сетевой организации по договору об осуществлении технологического присоединения.

 Поскольку во исполнение статьи 26 Закона об электроэнергетике на сетевую организацию как сторону публичного договора об осуществлении технологического присоединения возложена обязанность по осуществлению мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения, в том числе мероприятий, обеспечивающих создание технических условий технологического присоединения в отношении любого обратившегося к такой организации заявителя, абзац второй пункта 3 Правил присоединения обоснованно обязывает сетевую организацию заключить указанный договор, хотя бы на дату обращения заявителя с заявкой на технологическое присоединение принадлежащих им энергопринимающих устройств отсутствовала техническая возможность технологического присоединения соответствующих устройств. Отсутствие в Правилах присоединения оспариваемой нормы позволяло бы сетевым организациям необоснованно уклоняться от осуществления тех предусмотренных статьей 26 Закона об электроэнергетике мероприятий по технологическому присоединению, которые необходимы для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий, обеспечивающих создание технических условий технологического присоединения в отношении соответствующего заявителя.

 На основании приведенных выше норм закона, а также установленных обстоятельств по делу, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что сетевая организация не вправе отказать заявителю в осуществлении технологического присоединения по причине отсутствия у него технической возможности, поскольку законодательством в сфере электроэнергетики не предусмотрено такого основания для отказа в технологическом присоединении. Правила технологического присоединения устанавливают лишь особенности процедуры технологического присоединения для отдельных категорий потребителей при отсутствии у сетевой организации технической возможности.

 В силу абз. 3 ч. 4 ст. 26 Закона об электроэнергетике владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергий, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии.

 В силу п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (далее - Правила недискриминационного доступа),собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

 Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

 Между ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» и МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» дата заключен договор электроснабжения №....

 Таким образом, МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» не вправе препятствовать перетоку через объекты электрической энергии (линии электропередачи и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование), находящиеся в хозяйственном ведении предприятия, для потребителя опосредованно присоединенного к электрическим сетям сетевой организации и требовать за это оплату.

 В данном случае МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» вправе только оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих предприятию объектов электросетевого хозяйства после установления для МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

 МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» ранее технологически присоединенное в надлежащем порядке к электрическим сетям в п. Нагаево, Октябрьского района г.Уфы, вправе по согласованию с сетевой организацией ООО «БашРЭС» присоединить к своим сетям иного владельца объекта электроэнергетики (иного потребителя) при условии соблюдения выданных ранее технических условий.

 В этом случае между МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» и иным потребителем заключается договор технологического присоединения, плата по такому договору устанавливается в соответствии с правилами и в порядке, которые предусмотрены ст. 26 Закона об электроэнергетике, и деятельность по оказанию услуг по технологическому присоединению и услуг по передаче электрической энергии регулируется в порядке, установленном Законом об электроэнергетике, Правилами недискриминационного доступа для сетевых организаций.

 Таким образом, правоотношения, возникающие между МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» и гражданами, изъявившими намерение по осуществлению технологического присоединения строящихся жилых домов к электрическим сетям в п.Нагаево, Октябрьского района г.Уфы, регулируются законодательством для сетевых организаций (Законом об электроэнергетике, Правилами недискриминационного доступа для сетевых организаций).

 В силу п. 2 ст. 23.2 Закона об электроэнергетике затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение.

 Следовательно, затраты МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том, числе расходы на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево», учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение.

 В соответствии с п.1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность организации в части оказания услуг по передаче электрической энергии относится к сфере естественной монополии (абз. 7 п.1 ст. 4, ст.5), подлежащей государственному регулированию, в части установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

 Право на обращение МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» в уполномоченный орган по тарифам для утверждения для данного предприятия тарифа на передачу электроэнергии предусмотрено законодательством РФ.

 Иного правового механизма в Российской Федерации, регулирующего компенсацию собственникам сетей инженерно-технического обеспечения -электрических сетей, не предусмотрено.

 В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

 В соответствии с п.4, п.6 ст. 16 ФЗ от дата №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» строительство и бремя содержания линий электропередач в п.Нагаево Октябрьского района г.Уфы возложено на муниципальное образование городской округ г.Уфа РБ.

 Собственникам и владельцам электрических сетей не предоставлено право препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для потребителя и требовать за это оплату путем заключения договора долевого инвестирования строительства.

 Суд правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, после совокупной оценки доказательств и удовлетворил частично иск прокурора, по основаниям указным в решении.

 Между тем, судебная коллегия не соглашается с позицией суда первой инстанции в части прекращения МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» взимания платы на строительство всех инженерных коммуникаций в п.Нагаево Октябрьского района г.Уфы, путем заключения договоров инвестирования строительства с собственниками и иными владельцами земельных участков, строений и сооружений в п.Нагаево Октябрьского района г.Уфы.

 Поскольку указанная редакция резолютивной части решения суда обязывает дирекцию прекратить взимать плату на строительство всех инженерных коммуникаций в п.Нагаево, между тем предметом судебного разбирательства являлось требования прокурора по устранению нарушений со стороны МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» по осуществлению технологического присоединения строящихся жилых домов только к электрическим сетям в п.Нагаево Октябрьского района г.Уфы, а не ко всем имеющимся коммуникациям ( газоснабжению, канализации, транспортной доступности и т.п.).

 Решение суда судебная коллегия считает необходимым изменить, обязав МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» прекратить взимать плату на строительство инженерных коммуникаций по электроснабжению в п.Нагаево Октябрьского района г.Уфы путем заключения договоров инвестирования строительства с собственниками и иными владельцами земельных участков, строений и сооружений в п.Нагаево Октябрьского района г.Уфы.

 На основании статьи 327 прим ГПК РФ, суд апелляционной инстанции, рассмотрел дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

 Является не состоятельным довод апелляционных жалоб о нарушении требований процессуальных норм при рассмотрении поданного иска прокурора в интересах неопределенного круга лиц, в случае когда истцами являются определенные лица - владельцы земельных участков в п.Нагаево.

 На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

 В силу статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обязаны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе стимулируют жилищное строительство, обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.

 Принимая во внимание нарушение значительного числа прав граждан, проживающих в поселке Нагаев, на технологическое присоединение строящихся жилых домов к электрическим сетям в поселке Нагаево, и в конечном итоге на реализацию конституционных прав на жилище, прокурор правомерно обратился с иском в защиту прав неопределенного круга лиц.

 Доводы апелляционных жалоб не могут служить основанием к отмене решения, поскольку они по существу сводятся к переоценке доказательств, исследованных судом первой инстанции. Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального и процессуального права применены верно, оснований для отмены решения суда не имеется.

 В остальной части решение суда является законным и обоснованным, нормы материального и процессуального права применены правильно.

 Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан

 определила:

 решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата изменить, изложив 2 абзац резолютивной части решения в следующей редакции:

 обязать МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» прекратить взимать плату на строительство инженерных коммуникаций по электроснабжению в п.Нагаево Октябрьского района г.Уфы путем заключения договоров инвестирования строительства с собственниками и иными владельцами земельных участков, строений и сооружений в п.Нагаево Октябрьского района г.Уфы.

 В остальной части решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционные жалобы МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево» ГО г.Уфа РБ, Администрации городского округа г.Уфа РБ без удовлетворения.

 Председательствующий О.Ф. Железнов

 Судьи З.Г. Латыпова

 ФИО1

 Справка: судья ХРФ