ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5093 от 04.08.2016 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Дубовицкий В.В. Дело № 33-5093

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 августа 2016 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:председательствующего Гладченко А.Н.,

судей Бартенева Ю.И., Пантелеева В.М.,

с участием прокурора Савиной С.В.,

при секретаре Ермиловой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 <данные изъяты> к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области (САРАТОВСТАТ) о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда

по апелляционным жалобам ФИО1 на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 12.05.2016 г., которым в иске отказано.

Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И, объяснения истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционных жалоб, объяснения представителей Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области (САРАТОВСТАТ) ФИО2 и ФИО3, возражавших против доводов жалоб, заключение прокурора Савиной С.В., полагавшей об оставлении решения суда без изменения, изучив доводы жалоб, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области (САРАТОВСТАТ) о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

Требования мотивировал тем, что на основании приказа № 199/л от 27.04.2015 г. был принят на работу в САРАТОВСТАТ на должность начальника отдела статистики труда, науки, образования и культуры в федеральной государственной гражданской службе. Приказом № 121/к от 14.03.2016 г. освобожден от занимаемой должности в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79 – ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Истец считает увольнение незаконным.

Считая свои права нарушенными, ФИО1, с учетом уточненных исковых требований, просил суд признать незаконным и отменить приказ об увольнении, восстановить его в должности государственной гражданской службы начальника отдела статистики труда, науки, образования и культуры с 14.03.2016 г., взыскать компенсацию морального вреда в размере 70 000 рублей, заработную плату за время вынужденного прогула за период с 14.03.2016 г. по день восстановления на работе из расчета 2 392 рублей в день.

Рассмотрев спор, суд вынес решение, которым в удовлетворении исковых требований отказал.

В апелляционных жалобах истец ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с неправильным применением норм материального и процессуального права. Считает, что судом не дана правовая оценка соответствия срока направления ответчиком обращения в выборный орган первичной профсоюзной организации о проводимых мероприятиях по сокращению численности или штата работников, сроку, установленного ст. 82 ТК РФ. Считает, что решение суда содержит только обстоятельства, на которые ссылается ответчик, а доводы истца не изучались и принимались судом, как обстоятельства, не имеющие значение для дела. Отмечает, что судом не были изучены обстоятельства, послужившие к проведению сокращения численности и штата сотрудников Саратовстата. Судом не были приняты во внимание нормы материального права, а именно в соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона № 79-ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

От ответчика на апелляционные жалобы поступили возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционных жалобах (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:

1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;

2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 вышеуказанного Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

Судом установлено, что ФИО1 на основании приказа № 199/л от 27.04.2015 г. был принят на работу в САРАТОВСТАТ на должность начальника отдела статистики труда, науки, образования и культуры в федеральной государственной гражданской службе.

Согласно приказу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области от 31.12.2015 г. № 664/к «Об утверждении структуры Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области» была утверждена новая структура Саратовстата.

Кроме того, приказом Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области от 31.12.2015 г. № 665/к «Об утверждении штатного расписания Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области» было утверждено штатное расписание Саратовстата, согласно которому был образован отдел статистики уровня жизни, труда, науки, образования, культуры, населения, здравоохранения и обследований домашних хозяйств.

Новые отделы Саратовстата были образованы путем слияния и разделения существующих раннее отделов, Саратовстатом с 11.01.2016 г. по 14.03.2016 г. проводились организационно - штатные мероприятия.

Отдел статистики уровня жизни, труда, науки, образования, культуры, населения, здравоохранения и обследований домашних хозяйств был образован из 2 отделов, численность сотрудников вышеназванного отдела составила 44 человека, в связи с чем штатным расписанием было предусмотрено 2 штатные единицы должности заместителя начальника отдела статистики уровня жизни, труда, науки, образования, культуры, населения, здравоохранения и обследований домашних хозяйств.

Должность начальника отдела статистики уровня жизни, труда, науки, образования, культуры, населения, здравоохранения и обследований домашних хозяйств была предложена <данные изъяты> которая имеет стаж в органах государственной статистики более 23 лет.

Должность заместителей начальника отдела статистики уровня жизни, населения, здравоохранения и обследований домашних хозяйств была предложена начальнику отдела статистики труда, науки, образования и культуры - ФИО1, (стаж в органах государственной статистики- 13 лет) и заместителю начальника отдела статистики уровня жизни, населения, здравоохранения и обследований домашних хозяйств – <данные изъяты> (стаж в органах государственной статистики - 13 лет).

С продолжением прохождения федеральной государственной гражданской службы в предложенных должностях <данные изъяты>. согласились, ФИО1 от предложенной должности отказался.

Саратовстатом в период проведения организационно-штатных мероприятий ФИО1 были предложены имеющиеся вакантные должности, в том числе: - 13.01.2016 г. должность заместителя начальника отдела статистики уровня жизни, труда, науки, образования, культуры, населения, здравоохранения и обследований домашних хозяйств; - 18.01.2016 г. должность заместителя начальника отдела статистики строительства инвестиций и жилищно-коммунального хозяйства; - 20.01.2016 г. должность заместителя начальника отдела статистики торговли и услуг; - 29.01.2016 г. должность главного специалиста-эксперта отдела сводных статистических работ и общественных связей; - 12.02.2016 г. должность главного специалиста-эксперта отдела государственной статистики в г. Балаково (включая специалистов в г. Вольске). От всех предложенных вакансий ФИО1 отказался.

В связи отказом от продолжения прохождения федеральной государственной гражданской службы в предложенных должностях ФИО1 был освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела статистики труда, науки, образования и культуры и уволен с гражданской службы на основании п. 8.2. части 1 статьи 37 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по истечению 2 месяцев с даты подписания (13.01.2016 г.) первого уведомления о предложении для замещения должности заместителя начальника отдела статистики уровня жизни, труда, науки, образования, культуры, населения, здравоохранения и обследований домашних хозяйств.

Судом также установлено, что 11.01.2016 г. были уведомлены государственные гражданские служащие и работники Саратовстата, в отношении которых произошло изменение существенных условий служебных контрактов и трудовых договоров, 13.01.2016г. были уведомлены государственные гражданские служащие, должности которых в связи с оптимизацией были сокращены.

Кроме того, в целях соблюдения трудового законодательства РФ сокращение ФИО1 производилось с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Мнение профсоюзной организации Саратовстата получено 09.03.2016 г., из которого следует, что приказ об увольнении истца является правомерным.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме.

При этом суд правильно исходил из того, что основания для увольнения истца имелись, процедура увольнения работодателем не нарушена.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.

Доводы апелляционных жалоб о том, что судом не дана правовая оценка соответствия срока направления ответчиком обращения в выборный орган первичной профсоюзной организации о проводимых мероприятиях по сокращению численности или штата работников, сроку, установленного ст. 82 ТК РФ, не могут являться основанием для отмены постановленного решения суда, так как несоблюдение сроков, предусмотренных ст. 82 ТК РФ, не влияет на законность увольнения работника.

Доводы апелляционных жалоб о том, что решение суда содержит только обстоятельства, на которые ссылается ответчик, а доводы истца не изучались и принимались судом, как обстоятельства, не имеющие значение для дела, о том, что судом не были изучены обстоятельства, послужившие к проведению сокращения численности и штата сотрудников Саратовстата несостоятельны, так как опровергаются материалами дела.

Другие доводы апелляционных жалоб также не опровергают выводов суда, были предметом исследования судом первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, сводятся к несогласию с данной судом оценкой представленным доказательствам.

Нарушений норм материального и процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь ст.327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 12.05.2016 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: