Судья Аникина Л.А. Дело № 33-5093/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 июня 2019 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Тертишниковой Л.А., Диденко О.В.,
при секретаре Рогожиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю, Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края (межрайонное) о перерасчете размера пенсии
по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 19 марта 2019 года.
Заслушав доклад судьи Диденко О.В., пояснения истца ФИО1, представителей ответчиков ФИО2, ФИО3 судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю, Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской федерации в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края (межрайонное) о перерасчете размера пенсии.
В обоснование заявленных требований указано, что в связи с достижением пенсионного возраста ему была назначена пенсия досрочно по достижению возраста 55 лет с ДД.ММ.ГГ, в связи с наличием стажа работы с тяжелыми условиями труда. В соответствии с ответом Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Алейске и Алейском районе Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** в специальный стаж не были включены период работы прорабом в военной части *** с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, период работы мастером строителем в молмясосовхозе «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГ - ДД.ММ.ГГ, без указания мотивов отказа включения периодов в специальный стаж, но с указанием вида стажа на общих условиях. В соответствии с ответом Государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ*** в специальный стаж не были включены указанные периоды, так как военная часть *** и молмясосовхоз «<данные изъяты>» не относятся к строительным организациям, а ведение строительных работ документально не подтверждено. С указанными ответами истец не согласен, полагает, что имеются основания для включения спорных периодов в специальный стаж, и перерасчет размера пенсии. Указывает, что на дату обращения за пенсией ДД.ММ.ГГ общий трудовой стаж составил 40 лет 21 день, из них 20 лет 5 месяцев 3 дня работа по Списку №2; 5 лет 8 месяцев 12 дней служба в армии и 2 года 4 месяца 17 дней учеба в техникуме. На момент окончания трудовой деятельности ДД.ММ.ГГ общий трудовой стаж составил 43 года 54 месяцев 1 день, из них 20 лет 5 месяцев 3 дня работа по Списку №2; 5 лет 8 месяцев 12 дней служба в армии и 2 года 4 месяца 17 дней учета в техникуме. В соответствии с ответом ответчика от ДД.ММ.ГГ общий трудовой стаж на дату назначения пенсии составил 38 лет 0 месяцев 18 дней, страховой стаж такой же продолжительности составил на ДД.ММ.ГГ при необходимых 25 полных лет; стажевый коэффициент 0,68 (0,55+0,13 за стаж сверх требуемого), коэффициент валоризации 0,37 (0,10+0,27 за стаж до 1991 г. (27 лет 8 месяцев). В ответе от ДД.ММ.ГГ ответчик указал, что стажевый коэффициент за общий трудовой стаж при назначении пенсии составил 0,72 (0,55 за требуемые 25 лет общего трудового стажа +0,15 за отработанные 15 лет сверх требуемого общего трудового стажа+0,02 за отработанные сверх требуемых 12 лет 6 месяцев специального стажа по Списку №2); за общий трудовой стаж на момент окончания трудовой деятельности ДД.ММ.ГГ составил 0,68 (0,55 за требуемые 25 лет общего трудового стажа +0,13 за отработанные сверх требуемого общего трудового стажа). С указанными расчетами истец не согласился, что явилось основанием обращения с иском в суд.
Уточнив в ходе рассмотрения исковые требования, истец просил признать расчет пенсии, изложенный в ответе Государственного учреждения- Отделения Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ незаконным, нарушающим пенсионные права истца; обязать Государственное учреждение- Управление пенсионного фонда РФ в г.Алейске и Алейском районе Алтайского края засчитать в специальный стаж по Списку №2 периоды работы прорабом (производителем работ) в военной части *** с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, мастером- строителем в молмясосовхозе «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; обязать Государственное учреждение- Управление пенсионного фонда РФ в г.Алейске и Алейском районе Алтайского края осуществить перерасчет пенсии с учетом всех перечисленных в иске обстоятельств с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, а также по день рассмотрения иска.
Решением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 19 марта 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, приять новое решение об удовлетворении исковых требований. В доводах жалобы по основаниям, аналогичным исковому заявлению указывает, что в соответствии со Списком №2 производств и цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготном размере, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173 раздел 29 «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций», действующим в период работы истца, право на льготное пенсионное обеспечение имели мастера и прорабы (производители работ) независимо от отношения предприятия к строительным организациям. Подтверждение постоянной занятости выполнением работ, предусмотренных Списками в течение полного рабочего дня до ДД.ММ.ГГ не требовалось, а потому отказ пенсионного органа на основании отсутствия документов, подтверждающих занятость в течение полного рабочего дня в период до 1992 года считает неправомерным. Полагает, что факт работы истца в указанные периоды в тяжелых условиях труда по Списку №2 подтверждается справкой *** от ДД.ММ.ГГ, учетно-послужной карточкой военного строителя формы *** от 1963 года, архивными выписками от ДД.ММ.ГГ***, *** от ДД.ММ.ГГ, *** от ДД.ММ.ГГ, которые суд не принял во внимание. Выводы суда о невозможности перерасчета пенсии в сторону ее увеличения по причине того, что после назначения пенсии ФИО1 не возражал зачесть периоды работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в общий стаж считает необоснованными, поскольку данное заявление было принято после назначения пенсии. Полагает необоснованным отказ в расчете пенсии с применением стажевого коэффициента в размере 0,75, коэффициента отношения заработков 1,499 и индивидуального коэффициента пенсионера в размере 1,124. Указывает, что при обращении за назначением пенсии истцом была предоставлена справка военного совхоза «Алтайский» от ДД.ММ.ГГ о заработной плате за 60 месяцев за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. Расчет среднемесячной заработной платы без учета осовременивания на 1998 год составил 470 руб. 92 коп. При осовременивании сумм за 1987 – 1990 и 1991 гг. среднемесячный заработок составит 2536 руб. 50 коп. Полагает, что исходя из формулы расчета пенсии (55% от заработка + 15% от заработка за каждый год сверх 25 лет общего трудового стажа + 7% от заработка за каждый полный год специального трудового стажа сверх 12,6 специального стажа), сумма которой превышает 75% заработка, указанная сумма подлежит уменьшению до 75% и составит 1 902 руб. 37 коп. (2 536 руб. 50 коп. *0,75). В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ*** сумма компенсационной выплаты составляет 97 руб. 75 коп. (85 * 1,15). Следовательно, по расчетам истца размер пенсии на день ее назначения должен составлять 2000 руб. 12 коп. (1 902 руб. 37 коп. +97 руб. 75 коп.); стажевый коэффициент – 0,75; коэффициент отношения заработков – 1,499; индивидуальный коэффициент пенсионера – 1, 124.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчик Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской федерации в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края (межрайонное) просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании апелляционной инстанции истец ФИО1 доводы жалобы поддержал.
Представители ответчиков ФИО2, ФИО3 просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Статей 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. В этих целях определяется расчетный пенсионный капитал.
В связи с введением в действие с 01.01.2015 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии по старости определяется путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия (часть 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Расчетный размер трудовой пенсии в силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом третьим названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом четвертым названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом шестым названной статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 руб.).
В соответствии с абз. 7 п. 3 ст. 30 указанного выше Закона при определении расчетного размера трудовой пенсии (в случае выбора застрахованного лица) во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Согласно пункту 4 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = ЗР x СК, где:
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (за исключением лиц, указанных в абзацах седьмом - десятом настоящего пункта), составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 10, 14, 15 и 17 пункта 1 статьи 27 и подпункте 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, а также на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ, превышающего продолжительность стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, но не более чем на 0,20 в общей сложности;
из числа лиц, указанных в подпунктах 12, 13, 16, 18, 19 - 21 пункта 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20 в общей сложности;
из числа лиц, указанных в подпункте 11 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, составляет 0,75 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Таким образом, действующим пенсионным законодательством предусмотрен дифференцированный подход при расчете пенсии, с предоставлением права выбора наиболее выгодного варианта застрахованному лицу.
Как установлено судом, ФИО1 с ДД.ММ.ГГ является получателем досрочной пенсии по старости, назначенной в соответствии с п. «б» ст.12 Федерального закона РФ «О государственном обеспечении в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГ*** и Списком *** производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работа, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10. Специальный стаж ФИО1 составил 15 лет 2 месяца 28 дней при требуемом 12 лет 6 месяцев.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции проанализировал вышеприведенные нормы материального права и исходил из того, что расчет размера трудовой пенсии истца, произведенный ответчиком наиболее выгоден для ФИО1
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к такому выводу, приведены в обжалуемом решении и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Из содержания представленных сведений о порядке расчета пенсии ФИО1 следует, что общий трудовой стаж истца на дату обращения за пенсией ДД.ММ.ГГ составил 40 лет 21 день, из них 15 лет 2 месяца 28 дней работа по Списку №2; служба в армии 5 лет 8 месяцев 12 дней (в двойном размере) и 2 года 4 месяца 17 дней учеба в техникуме. В специальный стаж засчитаны периоды работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ мастером строительного участка на строительстве новых объектов в ПМК*** управления «<данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ прорабом на строительстве новых жилых домов и объектов в военном совхозе «<данные изъяты>».
В льготный стаж истца не были включены периоды работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности прораба военной части ***, а также с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности мастера-строителя молмясосовхоза «<данные изъяты>» поскольку не было подтверждено, что в указанные периоды ФИО1 был занят на строительных (строительно-ремонтных) работах при возведении новых зданий, домов в течение полного рабочего дня, исполнял функциональные обязанности мастера и производителя работ в предприятиях, осуществлявших строительство зданий и сооружений по Списку №2 от 1956, утвержденному постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 N 1173, и Списку №2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10.
Стажевый коэффициент за общий трудовой стаж при назначении пенсии составил 0,72 (0,55 за требуемые 25 лет общего трудового стажа +0,15 за отработанные 15 лет сверх требуемого общего трудового стажа+0,02 за отработанные сверх требуемых 12 лет 6 месяцев специального стажа по Списку №2).
При назначении пенсии учтена представленная ФИО1 справка от ДД.ММ.ГГ о размере заработной платы за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. Расчетный среднемесячный «осовремененный» заработок составил 427 руб. 94 коп.
Пенсия с ДД.ММ.ГГ установлена в размере 405 руб. 87 коп. (308 руб. 12 коп. (427 руб. 94 коп. * 0,72 стажевый коэффициент) + 97 руб. 75 коп. (компенсационная выплата).
На основании заявления истца от ДД.ММ.ГГ за отработанное время после даты обращения за назначением трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ истцу с ДД.ММ.ГГ произведен перерасчет размера пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,73 за общий трудовой стаж 41 год 4 месяца, который составил 447 руб. 63 ком. (349 руб. 88 ком. (479 руб. 29 коп. расчетный среднемесячный заработок х 0,73 стажевый коэффициент)+97 руб. 75 коп. (компенсационная выплата).
С ДД.ММ.ГГ по заявлению от ДД.ММ.ГГ за период работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ с учетом стажевого коэффициента 0,74 за общий трудовой стаж 42 года 13 дней произведен перерасчет размера пенсии, который составил 587 руб. 20 коп. (489 руб. 45 коп. (661 руб.42 коп. расчетный среднемесячный заработок х 0,74 стажевый коэффициент)+ 97 руб. 75 коп. (компенсационная выплата).
По заявлению от ДД.ММ.ГГ за период работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ произведен перерасчет размера пенсии с ДД.ММ.ГГ. Стажевый коэффициент составил 0,75 за общий трудовой стаж 43 года 3 месяца 12 дней и размер пенсии равен 757 руб. 26 коп. (648 руб. 26 коп. (856 руб. 34 коп. расчетный среднемесячный заработок х 0,75 стажевый коэффициент)+115 руб. (компенсационная выплата).
В связи с окончанием трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГ по заявлению от ДД.ММ.ГГ произведен перерасчет размера пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера (далее ИПК), который составил 1242 руб. 77 коп. (1523 руб. средняя зарплата по стране х 0,8160 ИПК). Страховой стаж при этом составил 38 лет 18 дней, стажевый коэффициент 0,68 (0,55 за требуемые 25 лет общего трудового стажа +0,13 за отработанные сверх требуемого общего трудового стажа).
По состоянию на ДД.ММ.ГГ расчетный размер трудовой пенсии составил 1 363 руб. 54 коп., из которых 450 руб. базовая часть и 913 руб. 54 коп. страховая часть пенсии (0,68 стажевый коэффициент * 1,2 отношение заработков * 1671 руб. среднемесячная зарплата в стране – 450 руб.). Расчетный пенсионный капитал составил 131 549 руб. 76 коп. (913 руб. 54 коп. (страховая часть пенсии) * 144 (ожидаемый период выплаты).
С ДД.ММ.ГГ размер пенсии проиндексирован на коэффициенты, установленные Правительством Российской Федерации.
В связи с нахождением на иждивении нетрудоспособного члена семьи, истцу согласно заявлению от ДД.ММ.ГГ установлен повышенный размер базовой части пенсии и с ДД.ММ.ГГ размер пенсии составил 2086 руб. 99 коп. (797 руб. 36 коп. базовая часть +1289 руб. 63 коп. страховая часть).
В связи с осуществлением истцом трудовой деятельности после даты увольнения ДД.ММ.ГГ по заявлению от ДД.ММ.ГГ истцу с учетом страховых взносов в сумме 612 руб. 63 коп. произведен перерасчет размера пенсии, который с ДД.ММ.ГГ составил 2 936 руб. 49 коп., из них 1272 руб. базовая часть и 1664 руб. 49 коп. страховая часть пенсии.
Сумма страховых взносов на ДД.ММ.ГГ составила 909 руб. 04 коп. и с данной даты истцу произведен перерасчет размера пенсии, который составил 3 539 руб. 45 коп., из них 1483 руб. 63 коп. базовая часть и 2054 руб. 82 коп. страховая часть песни.
Общий трудовой стаж истца до ДД.ММ.ГГ составил 27 лет 8 месяцев 5 дней, коэффициент валоризации 37% (10%+27% за 27 лет общего трудового стажа). Сумма валоризации за стаж до ДД.ММ.ГГ составила 48 673 руб. 41 коп. (131549 руб. 76 коп. х 37 %). С ДД.ММ.ГГ размер пенсии составил 8034 руб. 29 коп., из них 3 416 руб. базовая часть и 4 618 руб. 29 коп. страховая часть пенсии.
Размер трудовой пенсии на ДД.ММ.ГГ составил 12 262 руб. 64 коп., из них 5213 руб. 80 коп. базовая часть и 7048 руб. 84 коп. страховая часть пенсии.
Величина ИПК за периоды до ДД.ММ.ГГ составляет 109,966 (7048 руб. 84 коп.: 64 руб.10 коп. стоимость одного пенсионного коэффициента на ДД.ММ.ГГ).
С ДД.ММ.ГГ стоимость ИПК установлена в сумме 81 руб. 49 коп. и размер пенсии истца составил 15 605 руб., из них 6 643 руб. 87 коп. фиксированная выплата и 8961 руб. 13 коп. страховая пенсия (109,966 * 81 руб. 49 коп.).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, что расчет пенсии истца производился по наиболее выгодному варианту.
Так, по состоянию на 13.03.1998 размер пенсии ФИО1 определялся в соответствии с п. «б» ст.12 Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в соответствии которым пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливалась мужчинам - по достижении 55 лет, если они трудились на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона.
С учетом норм Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1, общий трудовой стаж истца составил 40 лет 21 день, стаж работы с тяжелыми условиями труда 15 лет 2 месяца 28 дней.
Коэффициенты индексации, подлежащие применению при определении размера пенсии учтены ответчиком в полном объеме, в том числе компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента.
Размер пенсии за период с 13.03.1998 по 01.01.2002 расчитан истцом исходя из фактического заработка, что не соответствует ст.18 Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1, определяющей, что максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии (часть первая статьи 17 Закона), а пенсии, назначенной в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах (пункт "а" статьи 12 Закона), - трех с половиной размеров.
Истцом не учтено, что средний фактический заработок в размере 470 руб. 92 коп. по справке от 23.02.1998 указан без «осовременивая», что не могло не учитываться при расчете пенсии.
С 01.02.1998 года вступил в силу Федеральный закон РФ от 21.07.1997 N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", который действовал в период с 01.02.1998 по 31.12.2001 года, в соответствии с которым исчисление пенсий могло производиться с учетом индивидуального коэффициента пенсионера.
Право на исчисление пенсии с учетом индивидуального коэффициента пенсионера имели только неработающие граждане.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 20.02.2003 N 87-О, принятие Федерального закона от 21.07.1997 N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" было обусловлено прежде всего необходимостью повышения уровня государственного пенсионного обеспечения (размера трудовых пенсий) неработающих пенсионеров в ходе поэтапно реализуемой пенсионной реформы. Государственные пенсии пенсионеров, не выполняющих оплачиваемую работу, в соответствии с данным Федеральным законом могли быть исчислены и увеличены путем применения индивидуального коэффициента пенсионера.
ФИО1 на ДД.ММ.ГГ работал, следовательно, расчет пенсии производился без применения индивидуального коэффициента пенсионера.
ДД.ММ.ГГ ФИО1 обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии, в связи с прекращением трудовой деятельности.
С 1 августа 2001 года истцу произведен перерасчет пенсии в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий".
При расчете размера пенсии истца с применением индивидуального коэффициента пенсионера с учетом календарного исчисления периодов работы и службы в армии (без учета периода обучения) учтен стаж в объеме 38 лет 19 дней, что соответствует стажевому коэффициенту 0,68, с применением которого размер трудовой пенсии истца по состоянию на 01.08.2001 составил 1363 руб. 54 коп. Такой же размер пенсии истца определен при оценки пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002.
Размер пенсии определен без учета ограничения максимального размера, предусмотренного ст.18 Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1, и являлся более выгодным вариантом, в отличии от расчета, произведенного без применения индивидуального коэффициента, при котором размер пенсии истца составлял бы 821 руб. 48 коп.
Согласно расчету истца, приведенному в ходе рассмотрения дела и в апелляционной жалобе необходимо сложить 55% от заработка + 15% от заработка за каждый год сверх 25 лет общего стажа + 7% от заработка за каждый полный год специального стажа сверх требуемых 12 лет 6 месяцев для досрочного назначения пенсии, что противоречит п. 3 ст. 30 названного Закона, поскольку указанная норма позволяет определять стажевый коэффициент либо исходя из общего трудового стажа, либо исходя из специального стажа, в то время как истец в своем расчете суммирует величины, определенные им из общего трудового стажа и специального стажа.
Возможность одновременного учета общего трудового стажа и специального стажа в целях оценки пенсионных прав лица и определения расчетного размера его трудовой пенсии допускается в п. 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ, однако использование указанного варианта расчета для истца является невыгодным, поскольку значительно уменьшит размер его пенсии.
Следовательно, оценка пенсионных прав истца по состоянию на 01.01.2002 и определение расчетного размера его пенсии (в том числе, стажевого коэффициента) были произведены по наиболее выгодному для него варианту.
Также не могут повлечь отмену обжалуемого решения суда и доводы апеллянта о неверном определении коэффициента заработной платы (отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации), который, по мнению апеллянта, должен составлять 1,499 а не 1,2, как указано в расчете ответчика.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Поскольку истец не относится к категории лиц, проживавших по состоянию на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (утвержден постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029, с учетом последующих изменений), оснований для учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в заявленном истцом размере при определении расчетного размера трудовой пенсии истца не имелось.
Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в ч. 12 ст. 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном ч. 18 ст. 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Таким образом, с 1 января 2015 года уточнение размера трудовой пенсии по старости лицам, которым она была назначена до этой даты, производится только в случае, если по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования установлены периоды работы до 1 января 2015 года, которые не были учтены при назначение пенсии или ее перерасчете, и зачет этих периодов работы повлечет за собой увеличение индивидуального пенсионного коэффициента или размера среднего заработка за периоды до 1 января 2015 года.
В соответствии с подп.2 п.1 ст.23 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч.4, 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Отказывая во включении в специальный стаж истца периодов работы прорабом (производителем работ) военной части *** с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, и мастером-строителем в молмясосовхозе «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ суд исходил из того, что в указанные периоды времени не подтверждена работа истца, дающая право на пенсию на льготных условиях; кроме того, включение данных периодов не влечет изменение пенсионных прав истца, поскольку при включении в специальный стаж спорных периодов его продолжительность составит 20 лет 5 месяцев 3 дня, стажевый коэффициент – 0,62, тогда как стажевый коэффициент с применением общего трудового стажа составляет 0,68. Следовательно, наиболее выгодное исчисление размера пенсии истца с учетом общего трудового стажа.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, основания и мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, а также доказательства, принятые судом во внимание, подробно приведены в мотивировочной части решения, и оснований считать их неправильными не имеется.
Доводы жалобы о том, что заявление истца от ДД.ММ.ГГ, подтверждающее его согласие на включение периодов работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в общий трудовой стаж работы, принято после назначения пенсии опровергаются имеющимся в материалах дела протоколом о назначении ФИО1 пенсии от ДД.ММ.ГГ*** (том 1 л.д.73, 115).
Таким образом, материалами дела подтверждено и судом правильно установлено, что нарушений пенсионных прав истца ответчиком не допущено, все расчеты пенсии произведены по наиболее выгодному для него варианту, расчет пенсии соответствует требованиями пенсионного законодательства.
В целом доводы жалобы аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в постановленном по делу решении, с которой судебная коллегия соглашается.
Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда постановленным законно и обоснованно.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
апелляционную жалобу истца ФИО1 на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 19 марта 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Аникина Л.А. Дело № 33-5093/2019