ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5112/2013 от 27.11.2013 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯКАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Евченко М.И. Дело № 33-5112/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 ноября 2013 г. г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Костикова С.И.,

судей Ольховского В.Н., Шкуратовой А.В.

при секретаре Корженко И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Калининградской областной таможни на решение Балтийского городского суда Калининградской области от 24 сентября 2013 г., которым Калининградской областной таможне отказано в удовлетворении иска к ФИО1 о взыскании неуплаченных таможенных платежей и пени.

Заслушав доклад судьи Ольховского В.Н., объяснения представителей Калининградской областной таможни ФИО2 и ФИО3, поддержавших апелляционную жалобу, ФИО1, считавшего решение суда правильным и возражавшего против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Калининградская областная таможня обратилась в суд с иском, указав, что 9 февраля 2013 г. ФИО1, являясь владельцем легкового автомобиля «О.», ДД.ММ.ГГГГ г. выпуска, государственный регистрационный знак: №, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории особой экономической зоны в Калининградской области, подал таможенному органу пассажирскую таможенную декларацию о временном вывозе данного автомобиля на остальную часть таможенной территории Российской Федерации. При этом ФИО1 был уведомлен таможенным органом о необходимости обратного ввоза указанного автомобиля на территорию Калининградской области и его представления таможенному органу в срок до 9 апреля 2013 г.

5 апреля 2013 г. в таможенный орган от ФИО1 поступило заявление о повреждении вышеуказанного автомобиля в ДТП в г. И. и о продлении срока временного вывоза данного транспортного средства на остальную часть таможенной территории Российской Федерации, что в силу норм действующего законодательства недопустимо.

Автомобиль «О.» был возвращен ФИО1 на территорию Калининградской области 2 июля 2013 г., то есть, с нарушением установленного законом срока, в связи с чем у ФИО1 возникла задолженность по уплате таможенных платежей в сумме <данные изъяты> руб. 13 мая 2013 г. таможенным органом в адрес ФИО1 направлено требование об уплате данной задолженности и пени, которое не было своевременно исполнено.

Ссылаясь на данные обстоятельства, Калининградская областная таможня просила суд взыскать с ФИО1 вышеуказанную сумму неуплаченных таможенных платежей и пеню.

Рассмотрев дело, суд вынес изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Калининградская областная таможня просит данное решение отменить. Истец не согласен с выводами суда о том, что таможенные платежи взыскиваются с ФИО1 в качестве санкции за нарушение срока обратного ввоза автомобиля, и о том, что данные таможенные платежи могли быть взысканы только в том случае, если бы ФИО1 не возвратил автомобиль на территорию Калининградской области. Калининградская областная таможня продолжает настаивать на том, что в силу части 2 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, пункта 2 статьи 12.2 Федерального закона «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и пункта 8 письма Таможенного комитета Союзного государства от 14 октября 2010 г. № ТКС-10/5 по истечении установленного законом двухмесячного срока временного вывоза автомобиля с территории особой экономической зоны в Калининградской области на остальную часть таможенной территории Российской Федерации у ФИО1 возникла обязанность по уплате таможенных платежей за вышеуказанный автомобиль в размере, соответствующем суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при его выпуске. Кроме того, Калининградская областная таможня считает незаконной ссылку суда на Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. № 718, так как оно утратило силу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается, что 9 февраля 2013 г. ФИО1, являясь владельцем легкового автомобиля «О.», ДД.ММ.ГГГГ г. выпуска, государственный регистрационный знак: №, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории особой экономической зоны в Калининградской области, подал таможенному органу пассажирскую таможенную декларацию о временном вывозе данного автомобиля с территории Калининградской области и ввозе на остальную часть таможенной территории Российской Федерации. При этом ФИО1 был уведомлен таможенным органом о предусмотренной законом необходимости обратного ввоза указанного автомобиля на территорию Калининградской области в срок до 9 апреля 2013 г.

15 марта 2013 г. вышеуказанный автомобиль получил значительные повреждения в ДТП, имевшем место в г. И. Данное обстоятельство в полной мере подтверждается представленными ФИО1 документами, в том числе оформленными органом ГИБДД, проводившим проверку по факту ДТП, и таможней не оспаривается, как и то, что 5 апреля 2013 г. ФИО1 известил таможенный орган об указанном ДТП и о невозможности своевременного возвращения автомобиля в Калининградскую область.

В дальнейшем, 2 июля 2013 г., автомобиль «О.» был возвращен ФИО1 на территорию Калининградской области и представлен таможенному органу.

Порядок перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств для личного пользования регулируется нормами главы 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, которая не учитывает особенностей перемещения через таможенную границу товаров для личного пользования, вывозимых с территории Калининградской области РФ и ввозимых на остальную часть таможенной территории Таможенного союза, а также вывозимых с остальной части таможенной территории Таможенного союза и ввозимых на территорию Калининградской области, и не определяет порядок такого перемещения.

Согласно пункту 3 статьи 1 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» особенности перемещения через таможенную границу товаров для личного пользования, вывозимых с территории Калининградской области РФ и ввозимых на остальную часть таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, а также вывозимых с остальной части таможенной территории Таможенного союза и ввозимых на территорию Калининградской области РФ, определяются таможенным законодательством Таможенного союза.

Однако, к моменту возникновения спорных правоотношений какой-либо акт таможенного законодательства Таможенного союза, определяющий особенности перемещения через таможенную границу товаров для личного пользования, вывозимых с территории Калининградской области РФ и ввозимых на остальную часть таможенной территории Таможенного союза, а также вывозимых с остальной части таможенной территории Таможенного союза и ввозимых на территорию Калининградской области РФ, издан не был.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12.2 Федерального закона «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории Калининградской области и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны, могут быть временно вывезены физическими лицами с территории Калининградской области и ввезены на остальную часть территории Российской Федерации при соблюдении следующих условий:

1) срок временного вывоза таких транспортных средств не может превышать два месяца;

2) в отношении таких транспортных средств предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, в размере, установленном в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территориях иностранных государств и ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза физическими лицами государств - членов Таможенного союза.

Из содержания данной нормы следует, что она устанавливает лишь предельный срок временного вывоза физическими лицами с территории Калининградской области транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории Калининградской области и помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны, на остальную часть территории Российской Федерации, а также обязанность по предоставлению при временном вывозе таких транспортных средств обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в определенном размере.

При этом ни данный нормативный правовой акт, ни иные нормы закона не содержат прямого указания на то, что в случае нарушения предельного срока временного вывоза физическими лицами с территории Калининградской области транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории Калининградской области и помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны, на остальную часть территории Российской Федерации подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске таких транспортных средств.

Данные обстоятельства опровергают приведенный таможней довод о том, что обязанность по уплате таможенных платежей в размере, соответствующем суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске транспортного средства, возникла у ФИО1 сразу по истечении вышеуказанного двухмесячного срока временного вывоза автомобиля с территории особой экономической зоны в Калининградской области на остальную часть таможенной территории Российской Федерации в силу закона.

В обоснование требования о взыскании с ФИО1 суммы таможенных платежей в вышеуказанном размере Калининградская областная таможня ссылается на письмо Таможенного комитета Союзного государства от 14 октября 2010 г. № ТКС-10/5 «О перемещении товаров и транспортных средств для личного пользования между территорией Калининградской области Российской Федерации и остальной частью единой таможенной территории Таможенного союза», в соответствии с пунктом 8 которого в случае, если транспортные средства не ввозятся обратно на территорию Калининградской области по истечении установленного срока, в отношении таких транспортных средств таможенные пошлины, налоги взимаются таможенным органом места вывоза с территории Калининградской области на остальную часть таможенной территории Таможенного союза в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при их выпуске, исчисленным на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой транспортные средства были выпущены для личного пользования с целью их временного нахождения на остальной части таможенной территории Таможенного союза.

Однако, данное письмо, как следует из его содержания, было подготовлено Таможенным комитетом Союзного государства в связи с отсутствием международного соглашения, регулирующего особенности перемещения товаров и транспортных средств для личного пользования с территории Калининградской области РФ на остальную часть таможенной территории Таможенного союза, а также с остальной части таможенной территории Таможенного союза на территорию Калининградской области, не содержит ссылок на нормативные правовые акты и имеет рекомендательный характер, в связи с чем не может служить бесспорным основанием для взыскания таможенных платежей в указанных в нем порядке и размерах.

Более того, из данного письма следует, что таможенные пошлины, налоги в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске транспортных средств, взимаются таможенным органом лишь в случае, если данные транспортные средства не ввозятся обратно на территорию Калининградской области по истечении установленного срока.

Такая формулировка в письме Таможенного комитета Союзного государства («по истечении», а не «до истечения» установленного срока) порождает неопределенность в применении данного письма, которая в силу общих положений таможенного законодательства должна трактоваться в пользу лиц, вступающих в административные правоотношения с таможенными органами.

С учетом же того, что временно вывозившееся ФИО1 с территории Калининградской области на остальную часть таможенной территории РФ транспортное средство было ввезено им обратно на территорию Калининградской области именно по истечении установленного законом срока (как указано в письмо Таможенного комитета Союзного государства от 14 октября 2010 г. № ТКС-10/5), таможенные платежи в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске транспортных средств, не могут быть взысканы с него и в соответствии с этим письмом.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие принятого в установленном международным соглашением порядке акта таможенного законодательства Таможенного союза, регулирующего особенности перемещения через таможенную границу товаров для личного пользования, вывозимых с территории Калининградской области и ввозимых на остальную часть таможенной территории Таможенного союза, а также вывозимых с остальной части таможенной территории Таможенного союза и ввозимых на территорию Калининградской области, отсутствие в законе прямого указания на то, что в случае нарушения предельного срока временного вывоза физическими лицами с территории Калининградской области транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории Калининградской области и помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны, на остальную часть территории Российской Федерации должны взиматься таможенные пошлины, налоги в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске таких транспортных средств, заявленные Калининградской областной таможней к ФИО1 требования о взыскании таможенных платежей нельзя признать обоснованными.

Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в ызлоудовлетворении данных требований является законным.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Балтийского городского суда Калининградской области от 24 сентября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: