ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5116/2014 от 06.10.2014 Тюменского областного суда (Тюменская область)

 Дело № 33-5116/2014.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение

    г. Тюмень.             06 октября 2014 года.     Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

 председательствующего          Григорьевой Ф.М.,

 судей                        Михеенко К.М., Пуминовой Т.Н.,

 при секретаре                А..,

     с участием прокурора                       С..,

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика, Правительства Тюменской области, на решение Ярковского районного суда Тюменской области от 01 июля 2014 года, которым постановлено:

 «Иск прокурора Ярковского района в интересах ФИО1 удовлетворить.

                 Обязать Правительство    Тюменской    области     предоставить ФИО1 меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета благоустроенным жилым помещением из государственного жилищного фонда Тюменской области общей площадью не менее 90 кв.м., отвечающего санитарным и техническим требованиям, на территории Ярковского района Тюменской области.

 Обязать администрацию Ярковского муниципального района принять решение о предоставлении ФИО1 обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 90 кв.м., отвечающего санитарным и техническим требованиям, на территории Ярковского района Тюменской области и заключить с ФИО1 договор социального найма на данное жилое помещение».

 Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Михеенко К.М., судебная коллегия

 у с т а н о в и л а:

 Прокурор Ярковского района в интересах ФИО2 обратился в суд с иском к Правительству Тюменской области, администрации Ярковского муниципального района по предоставлению мер социальной поддержки, предусмотренной действующим законодательством, по обеспечению за счёт средств федерального бюджета жилым помещением на территории Ярковского района Тюменской области ФИО1, как ветерана боевых действий, и обязании заключить с ФИО1 договор социального найма на предоставленное жилое помещение.

 Требования мотивированы тем, что ФИО2 выполнял специальные задачи в зоне чрезвычайного положения (военного конфликта) на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа в период с <.......> 2000 года по <.......> 2000 года в составе войсковой части № <.......>, имеет удостоверение, подтверждающее наличие него прав и льгот, установленных ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах».

 ФИО2 встал на учёт в администрацию Ярковского муниципального района <.......> 2004 года.

 Многодетная семья ФИО2 (5 человек) состоит в общей очереди на предоставление жилья.

 Супруга ФИО2 - ФИО3 является инвалидом <.......> группы и также включена <.......> 2004 года в единый список граждан, состоящих    на учёте нуждающихся в жилых помещениях. Семья ФИО2 воспитывает ребёнка-инвалида, в собственности своего жилья не имеет, проживает в жилом помещении, не отвечающим санитарным нормам и требованиям, поскольку не имеет возможности приобрести жилое помещение самостоятельно.

 Заместитель прокурора Ярковского района Журкина М.Н., истец ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали.

 Представители ответчиков, Правительства Тюменской области, администрации Ярковского муниципального района, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.

 Судом постановлено указанное решение, с которым не согласен ответчик, Правительство Тюменской области.

 В апелляционной жалобе его представитель просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Считает, что судом нарушены нормы материального права. Полагает, что меры по социальной поддержке истца должны осуществляться в форме предоставления ФИО1 социальной выплаты на приобретение жилья в собственность или на возмещение затрат по строительству индивидуального жилого дома за счет субвенций, выделяемых бюджету Тюменской области из федерального бюджета.

 В возражениях относительно апелляционной жалобы и.о. прокурора Журкина М.Н., просит оставить решение суда без изменения.

 Проверив материалы дела в соответствии с положениями ч.1 ст.327 ГПК РФ, обсудив    доводы    апелляционной    жалобы, заслушав С.. и К. представителей Правительства Тюменской области, поддержавших доводы жалобы, ФИО1, который с решением суда согласен, заключение прокурора С. полагавшей решение оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

 Как     установлено судом и следует из материалов дела, истец ФИО1 является ветераном боевых действий, что подтверждается справкой Военного комиссариата от 05 июня 2014 года № <.......>.

 Согласно копии паспорта <.......>, ФИО2 зарегистрирован по адресу: с. <.......> Тюменской области.

 Из ответа администрации Ярковского муниципального района от 12 мая 2014 года следует, что ФИО2 и отдельно его жена Х.. включены в единый список граждан, состоящих на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с датой постановки на учёт 23 декабря 2004 года.

 Согласно удостоверениям серии БК № <.......> от <.......> 2012 года, БК № <.......> от <.......> 2004 года, ФИО2 имеет право на льготы, установленные пунктом 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах».

 Из    сообщения    отдела     военного комиссариата Тюменской области по Ярковскому району от 05 июня 2014 года № <.......> следует, что ФИО2, <.......> года рождения, является ветераном боевых действий, проходил военную службу с <.......> 1999 года по <.......> 2000 года на территории Северо-Кавказского региона, принимал фактическое участие в боевых действиях с <.......> 2000 года по <.......> 2000 года на территории <.......>.

 Согласно выписке из лицевого счета, представленной администрацией Сорокинского сельского поселения, ФИО2 зарегистрирован в доме, расположенном по адресу: <.......> По указанному адресу также зарегистрированы: мать - Х.., отец - Х. братья - Х. Х.P. Жилая площадь дома - 44 кв.м.

 ФИО2 имеет состав семьи: жена Х.., <.......> г.р., являющаяся инвалидом <.......> группы, дети: Х.., <.......> г.р., Х.., <.......> г.р., Х.., <.......> г.р., ребёнок-инвалид.

 Согласно уведомлениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области № <.......> от <.......> года, №<.......> от <.......> года, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о наличии зарегистрированных прав ФИО2, <.......> г.р., Х., <.......> г.р., на объекты недвижимого имущества.

 Из сообщений Ярковского районного отделения Тюменского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» № Ф-<.......>, № Ф- <.......> от 04 июня 2014 года следует, что сведений о наличии зарегистрированных прав на недвижимое имущество у гр. ФИО2, <.......> г.р., гр. Х.., <.......> г.р., по состоянию на 04 июня 2014 года Ярковское районное отделение не имеет.

 До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, хотя право истца на получение жилого помещения как ветерана боевых действий Администрацией Ярковского муниципального района не оспаривается.

 В силу ст. 1-4, 13-24    Федерального     закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» законодатель различает следующие категории граждан, имеющих различный объем социальной помощи: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий (инвалиды войны), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

 В соответствии с пп.1 п.1 ст. 3 указанного Закона ветераны боевых действий - это военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

 Статьей 33 ЖК РСФСР предусматривалось предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки.

 В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

 На основании ч. 2 ст. 6 указанного Закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

 Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п.1, 3-6, ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.

 Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев (т.е. за исключением лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений).

 С 01 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований», которым Федеральный закон «О ветеранах» был дополнен ст. 23.2 (п.8ст. 2).

 В соответствии с этой статьёй, определяющей порядок передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем отдельных категорий граждан, как следует из пп.4 п.1 ст. 14, пп.3, п.1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», осуществляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

 Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

 Из п.п. 3.3, 4, 5, 6,7, 11.1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" следует, что по письменным заявлениям указанных в пп.3 п.3 настоящей граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

 Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

 Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

 Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

 Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей мер социальной поддержки, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной политики в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, - список лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки, с указанием категорий получателей, основания получения мер социальной поддержки, размера занимаемой площади и стоимости предоставляемого или приобретаемого жилья. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

 Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в пп.3, п.3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года (в том числе инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий) устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

 В соответствии со статьей 7 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым им по договорам социального найма и предоставления жилых помещений Тюменской области» право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют инвалиды и участники боевых действий на территориях других государств в соответствии с Законом Российской Федерации «О ветеранах».

 Согласно ст. 2 указанного выше Закона Тюменской области предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области производится на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти Тюменской области.

 В п.п. 3,4 ст. 11 Федерального закона «О ветеранах» (в ранее действующей редакции) было предусмотрено, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов настоящим Федеральным законом, являются недействительными.

 Признание авз.2 п.6 ст. 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ утратившими силу п.п.3 и 4 ст. 11 Федерального закона «О ветеранах» не означает, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать ветеранам боевых действий определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты.

 Это подтверждается и положениями ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, регулирующей вопросы предоставления прав, льгот и гарантий в условиях нового правового регулирования, признанных за соответствующими категориями граждан в рамках прежней системы социального обеспечения.

 Следовательно, сама по себе утрата силы п.п. 3 и 4 ст. 11 Федерального закона «О ветеранах» не может рассматриваться как допускающая произвольную отмену ранее установленных ветеранам боевых действий прав, льгот и гарантий и предполагающая возможность отказа государства от ранее принятых на себя публично-правовых обязательств перед ветеранами боевых действий без предоставления им равноценной компенсации.

 Исходя из анализа приведенного законодательства следует, что граждане, вставшие на учет до 1 января 2005 года, имеющие право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в том числе ветераны и инвалиды боевых действий, имеют право на получение жилого помещения на основании договора социального найма из государственного жилищного фонда области в порядке очередности, формируемой по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в которой были поставлены на жилищный учет в органах местного самоуправления или признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий уполномоченным органом.

 В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона Тюменской области от 01.11.2013 г. № 85 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», Приложения 19 к указанному закону, органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе Ярковский муниципальный район) наделяются государственным полномочием по принятию решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области гражданам, имеющим право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области, и заключению договора социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с указанными гражданами, за исключением случаев передачи права заключения договора социального найма иным лицам по соглашению.

 В силу статьи 8 Закона Тюменской области от 01.11.2013 г. № 85, органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в приложении 6 к настоящему Закону (в том числе Ярковский муниципальный район), наделяются государственным полномочием по социальной поддержке граждан в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах», инвалидов и семей, имеющих инвалидов, в соответствии со статьёй 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года.

 Исходя из анализа приведенного законодательства следует, что граждане, вставшие на учет до 1 января 2005 года, имеющие право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в том числе ветераны и инвалиды боевых действий, имеют право на получение жилого помещения на основании договора социального найма из государственного жилищного фонда области в порядке очередности, формируемой по каждой категории граждан (к примеру, ветеранов и инвалидов боевых действий) в той же хронологической последовательности, в которой были поставлены на жилищный учет в органах местного самоуправления или признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий уполномоченным органом.

 Судом установлено, что Администрацией Ярковского муниципального района ФИО1 включен в единый список граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с датой постановки на учет 23 декабря 2004 года.

 Поскольку действующим законодательством меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями могут предоставляться по выбору граждан в форме социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения либо в форме предоставления жилого помещения на основании договора социального найма из государственного жилищного фонда области, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности по предоставлению жилого помещения ФИО1

 Принимая во внимание, что доказательств, подтверждающих наличие у ФИО1 права на внеочередное получение жилого помещения, по делу не имеется, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости дополнения решения суда указанием на предоставление истцу жилого помещения в порядке очередности из числа лиц, имеющих право на льготы в соответствии с пп. 1 п.1 ст.14 и пп.3 п.1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», с учетом того, что иные лица, имеющие в Ярковском муниципальном районе аналогичное, как у ФИО1, право на получение жилого помещения, исходя из материалов дела, уже подали заявления о предоставлении им субсидий на приобретение жилья.

 С учётом изложенного судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба Правительства Тюменской области удовлетворению не подлежит.

 Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,

 определила:

 Решение Ярковского районного суда Тюменской области от 01 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика, Правительства Тюменской области, оставить без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи коллегии