ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5136/17 от 20.11.2017 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Дело № 33-5136/17

РД, Ленинский районный суд г. Махачкалы

судья Яшина Н.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Махачкала 20 ноября 2017 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Ибрагимовой А.М.

судей: Галимовой Р.С. и Магомедовой А.М.

при секретаре Джалиеве М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 по гражданскому делу по иску ФИО2 к Министерству транспорта, энергетики и связи РД о взыскании задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 01 августа 2017 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству транспорта, энергетики и связи о взыскании задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в <адрес> за период с ноября 2010г. по март 2016г. включительно в размере 51966 (пятьдесят одна тысяча девятьсот шестьдесят шесть) руб. 96 коп. - отказать.»,

заслушав доклад судьи Ибрагимовой А.М., выслушав объяснения представителя истца ФИО2 по доверенности ФИО3, просившего решение суда отменить по доводам жалобы, объяснения представителя Министерства транспорта, энергетики и связи РД по доверенности ФИО4 и представителя ГУ МФЦ в РД по доверенности ФИО5, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Министерству транспорта, энергетики и связи РД о взыскании задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в <адрес> по состоянию на март 2016г. включительно в размере <.> руб.

В обоснование своих требований она указала, что является получателем субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в <адрес>. В нарушение норм действующего законодательства ответчики не производят перечислений по предоставленным субсидиям, несмотря на полную оплату истцом потребленных коммунальных услуг. Просит взыскать с ответчиков сумму образовавшейся задолженности.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе истец ФИО2 просит отменить решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 01 августа 2017 года, как незаконное и необоснованное, и постановить по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывается, что данным решением затрагиваются права и законные интересы истца ФИО2

Согласно копии справки от 04 августа 2017г., выданной Многофункциональным центром государственных и муниципальных услуг РД по городу Каспийск, задолженность по субсидиям, которая должна быть выплачена ФИО2, длится с 2010 года.

Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2)недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

Согласно ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

В соответствии с ч. 3 ст. 159 ЖК РФ субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

В силу ч. 4 ст. 159 ЖК РФ субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч. 5 ст. 159 ЖК РФ субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

В соответствии с ч. 8 ст. 159 ЖК РФ финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец ФИО2 является получателем субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

На 14 сентября 2016 года образовалась неисполненная задолженность по оплате ей субсидий в размере <.>, что подтверждается приобщенными к делу справкой-расчётом задолженности по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выданной филиалом ГАУ РД «МФЦ в РД» по г.Каспийск от 14 сентября 2016 года (л. д. 8-10).

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 05 апреля 2016 года № 78 «О внесении изменений и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Республики Дагестан», осуществление государственной функции по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг возложено на Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан.

Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан, в свою очередь, вынесло Приказ от 06 апреля 2016 года № 42 о признании ГАУ РД «МФЦ в РД» уполномоченным органом на принятие решений о предоставлении гражданам прав на получение субсидий. Получателем денежных средств из бюджета Российской Федерации является Министерство финансов Республики Дагестан, которое в свою очередь направляет их в Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан. ГАУ РД «МФЦ в РД» не может распоряжаться целевыми денежными средствами от своего имени.

Во исполнение Распоряжения Правительства Республики Дагестан от 16 февраля 2016 года № 63-р, созданы межведомственные рабочие группы, которыми осуществлен приём-передача по реестрам личных дел граждан-получателей субсидий. Сотрудники филиалов ГАУ РД «МФЦ в РД» при приёме личных дел получателей субсидий от муниципальных отделов субсидий проводят проверку комплектности личных дел, а также обоснованности предоставления права на получение субсидий.

Признавая право истца ФИО2 на получение субсидий, предоставленное ч.ч. 3, 8 ст. 159 ЖК РФ, суд первой инстанции принял во внимание положения ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1). Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2). Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3).

В соответствии с п. 12 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Следовательно, при получении исполнительного листа о взыскании с Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан задолженности по оплате субсидий и процентов за пользование чужими денежными средствами, должник обязан произвести выплату в течение пяти дней.

Лица, обратившееся в суд за защитой нарушенного права, составляют первую очередь кредиторов, которую должник обязан удовлетворить, а все остальные получатели субсидий, не обратившиеся в суд - вторую, что является нарушением однородных прав неограниченного круга лиц, предоставленных гражданам-получателям субсидий наравне, каждому из них, в соответствии с датой подачи пакета документов и заявления на получение субсидий в установленной форме, и в порядке согласно Конституции Российской Федерации и Жилищному кодексу Российской Федерации.

Удовлетворение искового заявления при таких обстоятельствах приведёт к нарушению очередности предоставления субсидий, нарушению прав других, не обратившихся в суд получателей субсидий о взыскании задолженности по платежам, перед которыми обязательство по выплате субсидий также не исполнено.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, доводы жалобы не содержат.

С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 01 августа 2017 года, - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи