ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5137/19ГОРОД от 24.07.2019 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело №33-5137/2019 город Хабаровск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда

в составе:

председательствующего Дорожко С.И.,

судей: Шиловой О.М. Железовского С.И.,

при секретаре Беляниновой А.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 24 июля 2019 года гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района города Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Хабаровска об обязании подать в регистрирующий орган заявление о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, по апелляционной жалобе администрации города Хабаровска на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 14 мая 2019 года.

Заслушав доклад судьи Шиловой О.М., объяснения представителя ответчика администрации города Хабаровска - ФИО1, прокурора Лазаревой Н.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Железнодорожного района города Хабаровска обратился в суд с иском к администрации города Хабаровска о возложении обязанности подать в регистрирующий орган заявление по установленной форме о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - электрической сети от ТП 1699 по ул. Большая, д. 12, г. Хабаровска (назначение нежилое), протяженностью 45, 35 м., указывая, что в ходе проверки прокуратурой в сфере жилищно-коммунального хозяйства, проведенной в марте 2019 года, было установлено, что данная электрическая сеть не передана в муниципальную собственность, к федеральной, краевой собственности не относиться и является бесхозяйным объектом. Указанная инженерная коммуникация прочно связана с землей и ее перемещение без несоразмерного ущерба ее назначению невозможно. Организация постановки такого объекта на учет в качестве бесхозяйного объекта в соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения городского округа. Непринятие мер по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на названную бесхозяйную сеть, уклонение ответчика от ее учета, может привести к неблагоприятным последствиям и опасности не только для жильцов указанного дома, но и для неопределенного круга лиц, пользующихся земельным участком, на котором она расположена.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска.

Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 14 мая 2019 исковые требования прокурора Железнодорожного района города Хабаровска удовлетворены, на администрацию города Хабаровска возложена обязанность подать, в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу, в уполномоченный орган в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав заявление по установленной форме о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - электрической сети от ТП 1699 по ул. Большая, д. 12, г. Хабаровска (назначение нежилое), протяженностью 45, 35 м.

В апелляционной жалобе администрация города Хабаровска просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что постановка объекта на учет в качестве бесхозяйного длительная и поэтапная работа. В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» необходимо подготовить документацию для проведения закупки и заключить контракт, закупочная процедура осуществляется до шести месяцев. Контракт был заключен, в настоящее время изготовлен технический паспорт на спорную сеть. Далее, необходимо подготовить пакет документов для регистрирующего органа и подать их в установленном порядке. Администрация поэтапно выполняет необходимые работы. Кроме того, постановка на учет недвижимого имущества как бесхозяйного носит заявительный характер, в связи с чем законодательство предоставляет право органу местного принять в муниципальную собственность бесхозяйное имущество, но не обязывает его. Понуждение органа местного самоуправления обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке объекта на учет как бесхозяйного считает ограничением прав, предусмотренных ст. 12 Конституции РФ, ч.1 ст. 9 ГК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика - ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, прокурора Лазареву Н.А., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого судебного постановления.

В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Линии электропередач в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи, составляющими единый функциональный комплекс, является объектами недвижимости, право собственности, на которые в силу ч. 1 ст. 131 ГК РФ подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ней.

Воздушная линия электропередач является недвижимым имуществом, поскольку является индивидуально определенной вещью, имеет неразрывную связь с землей и перемещение данного объекта может привести к несоразмерному ущербу его назначения.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь положениями п. 1 ст. 131, ст. 133.1, п.п. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.п. 4, 8 ч. 1 ст. 16, ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931, ст. 41 Устава городского округа «Город Хабаровск», установив, что сеть электроснабжения является бесхозяйным объектом недвижимого имущества, а ответчик мер к его постановке на учет в качестве бесхозяйного не принимал, обоснованно исходил из того, что администрация г. Хабаровска является органом местного самоуправления, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, в связи с чем, обязана выполнить необходимые мероприятия в силу возложенных на нее законом полномочий для использования указанного недвижимого имущества при решении вопросов местного значения.

Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, представленным доказательствам, положениям закона, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что регистрация права на электрическую сеть от ТП 1699 до ул. Большой, д. 12, г. Хабаровска (назначение нежилое), протяженностью 45,35 м. не произведена, недвижимое имущество является бесхозяйным, собственник объекта не установлен, в реестре муниципальной собственности не значится, в ведение или управление его организаций или предприятий не передано, в настоящее время ни у кого на балансе не состоит.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у органа местного самоуправления обязанности обращаться в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о постановке бесхозяйного недвижимого имущества на учет, основаны на неверном толковании норм материального права.

Буквальное толкование положений пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктов 4, 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации» позволяет сделать вывод о том, что обращение с соответствующими заявлениями является обязанностью органа местного самоуправления, на территории которого находится данная бесхозяйная вещь.

Доводы апелляционной жалобы о том, что администрацией города Хабаровска принимаются исчерпывающие меры к постановке спорной электрической сети на учет в качестве бесхозяйного имущества, выводов суда первой инстанции не опровергают и о нарушении прав ответчика не свидетельствуют, судом предоставлен разумный срок для выполнения возложенной на ответчика обязанности.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене или изменению решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда города Хабаровска от 14 мая 2019 года по делу по иску прокурора Железнодорожного района города Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Хабаровска об обязании подать в регистрирующий орган заявление о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества оставить без изменения.

Апелляционную жалобу администрации города Хабаровска оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судебные постановления суда первой и апелляционной инстанции могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в президиум Хабаровского краевого суда.

Председательствующий С.И. Дорожко

Судьи: С.И. Железовский

О.М. Шилова