ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5138 от 09.07.2019 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Шушпанова О.В. Дело № 33-5138

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 июля 2019 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Грибалевой М.Н.,

судей Филатовой В.Ю., Рябихина О.Е.,

при секретаре Тузове Г.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саратовского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» о возложении обязанности переоформить лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры по апелляционной жалобе Федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на решение Октябрьского районного суда города Саратова от 01 марта 2019 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю., объяснения представителя Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» - Петрова В.А., действующего на основании доверенности от 06 сентября 2017 года, поддержавшего доводы жалобы, представителей прокуратуры Литвинцевой К.А., действующей на основании доверенности от 09 июля 2019 года, и Главного управления МЧС России по Саратовской области – Русаковой О.А., действующей на основании доверенности от 29 апреля 2019 года, возражавших против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Саратовский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» о возложении обязанности переоформить лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

Исковые требования обоснованы тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере безопасности на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта установлено, что Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - ФГП ВО ЖДТ России в лице филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Приволжской железной дороге) осуществляет деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры на основании лицензии от 08 мая 2013 года за № 8-А/ОООЗО, выданной ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», согласно которой адресом места осуществления лицензируемого вида деятельности указан адрес данного юридического лица: <адрес>

Филиал ФГП ВО ЖДТ России на Приволжской железной дороге осуществляет лицензируемый вид деятельности, связанный с тушением пожаров, в том числе на территории Саратовской области, посредством своих структурных подразделений - пожарных поездов на станциях Саратов-2 по адресу: <адрес>

Данные места осуществления лицензируемого вида деятельности в лицензии от 08 мая 2013 года № 8-А/00030, выданной ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», не указаны, что свидетельствует о нарушении ответчиком ст. ст. 2, 3, 12, 18 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99.03 «О лицензировании отдельных видов деятельности», в частности условий выдачи лицензии.

По мнению истца, данные нарушения не позволяют достичь целей лицензирования отдельных видов деятельности, которые выражаются в предотвращении ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением ФГП ВО ЖДТ России в лице филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Приволжской железной дороге деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры. Допущенные нарушения затрагивают интересы значительного количества граждан, круг которых определить не представляется возможным, могут повлечь наступление неблагоприятных последствий в виде причинения вреда жизни или здоровью граждан, а также ущерба предприятиям и окружающей среде.

Истец просил суд обязать ответчика ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу переоформить лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, включив в нее адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности свои структурные подразделения - пожарные поезда на станциях Саратов-2 по адресу: <адрес>

Решением Октябрьского районного суда города Саратова от 01 марта 2019 года на Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу переоформить лицензию № 8-А/00030 от 08.05.2013 на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, включив в нее адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, а именно: <адрес>

В апелляционной жалобе ФГП ВО ЖДТ России в лице филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Приволжской железной дороге просит решение суда отменить. Обосновывая доводы жалобы, анализируя нормы материального права, указывает о том, что пожарный поезд не является объектом недвижимого имущества и не может быть указан в лицензии как место осуществления лицензируемого вида деятельности. Ссылается на то, что пожарный поезд является видом пожарной машины и не является мобильным средством пожаротушения.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Саратовского транспортного прокурора указывает на законность и обоснованность решения суда, в связи с чем просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении спора судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.

Согласно положениям ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 20.1 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предусмотрено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области железнодорожного транспорта, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пп. 3 - 8 настоящей статьи.

В силу п. 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно распоряжению Министерства путей сообщения РФ от 30 января 2003 года № 109 р «О совершенствовании структуры управления ведомственной охраной Министерства путей сообщения Российской Федерации» создано Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской федерации», которое в настоящее время осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 26 сентября 2018 года и строит свои отношения с другими юридическими и физическими лицами во всех сферах хозяйственной деятельности на договорной основе (п. 4.1. Устава).

В соответствии с п. 1.9 Устава местом нахождения предприятия является: <адрес>

Как следует из п. 1.12 Устава, предприятие имеет 17 филиалов, в том числе, филиал федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Приволжской железной дороге по адресу: <адрес> (п. 1.12.8. Устава).

Во исполнение поручения Южной транспортной прокуратуры Саратовской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения филиалом ФГП ВО ЖДТ России на Приволжской железной дороге законодательства в сфере безопасности на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, что не оспаривалось в судебном заседании.

По результатам проверки установлено, что филиал ФГП ВО ЖДТ России на Приволжской железной дороге в лице Саратовского, Волгоградского, Астраханского отрядов, осуществляет лицензируемый вид деятельности, связанный с тушением пожаров, в том числе на территории Саратовской области, посредством своих структурных подразделений - пожарных поездов, на станциях Саратов-2 по адресу: <адрес>

Указанные места осуществления лицензируемого вида деятельности в лицензии от 08 мая 2013 года № 8-А/00030, выданной ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», отсутствуют, что свидетельствует о нарушении ответчиком ст. ст. 2, 3, 12, 18 Федерального закона от 04 мая 2011 № 99.03 «О лицензировании отдельных видов деятельности», в частности условий выдачи лицензии.

Как следует из пункта 2.1 Устава ФГП ВО ЖДТ России, данное коммерческое предприятие создано для осуществления различных видов охранной деятельности, в том числе по соблюдению противопожарного режима, по тушению пожаров, ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на охраняемых объектах и подвижном составе железнодорожного транспорта.

Одним из видов деятельности, предусмотренных Уставом, является организация ведомственной пожарной охраны железнодорожного транспорта
(п. 2.2.7.).

08 мая 2013 года на основании приказа № 293 от 08 мая 2013 года Главным управлением МЧС России по городу Москве Федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» переоформлена бессрочная лицензия № 8-А/00030 на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, в которой местом осуществления лицензируемого вида деятельности указан адрес: <адрес> то есть адрес юридического лица.

Между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги»
(далее по тексту - ОАО «РЖД») – заказчиком и ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта» (исполнителем), 22 декабря 2016 года заключен договор № 2151468 об оказании услуг в области пожарной безопасности на объектах ОАО «РЖД», в соответствии с которым ответчик принял на себя обязательства по оказанию услуг в области пожарной безопасности на объектах структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД», на всех видах железнодорожного подвижного состава, находящегося в собственности заказчика и ином законном владении (лизинг, аренда, субаренда и т.п.), а также в полосе отвода железных дорог – филиалов ОАО «РЖД», в пределах тактико-технических возможностей пожарных подразделений (поездов), согласно перечню пожарных подразделений (поездов) (приложение № 4).

В приложении № 4 к данному договору указан перечень пожарных подразделений (поездов) филиалов ФГП ВО ЖДТ России, в том числе созданных в Саратовском, Волгоградском и Астраханском отрядах филиала ФГП ВО ЖДТ России на Приволжской железной дороге 14 пожарных подразделений (поездов) на станциях дислокации: Нефтяная, Саратов-2, Ершов, Красный Кут, Сенная, Аткарск, М. Горького, Петров Вал, Татьянка, Арчеда, Котельниково, Аксарайская-2, Астрахань-2, Верхний Баскунчак.

Приказом филиала ОАО «РЖД» Приволжская железная дорога от 01 марта 2018 года № Прив-73 за указанными выше пожарными поездами закреплены места постоянной дислокации – на станциях: Астрахань II - путь № 28; Аксарайская II - путь № 36, Верхний Баскунчак - путь № 14; им. Максима Горького - путь № 25; Арчеда-путь № 11 П пункта подмены локомотивных бригад (ТЧП-61); Татьянка - путь № 25; Котельниково - путь № 57; Петров Вал - путь № 15; Саратов II Товарный - путь № 10; Аткарск - путь № 13; Нефтяная - путь № 20Т; Сенная - путь № 24; Ершов - путь № 46; Красный Кут - путь № 16; и участки обслуживания указанных пожарных поездов.

Согласно пункту 17 совместного ФГП ВО ЖДТ России и ОАО «РЖД» Положения об эксплуатации и содержании пожарных поездов в ОАО «РЖД» от 2018 года, пожарные поезда проходят аттестацию на право ведения аварийно-спасательных работ.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 49 ГК РФ, ст. ст. 1, 2, 22.1, 24 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», ст. ст. 1, 5 Федерального закона от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ «О ведомственной охране», ст. ст. 2, 3, 9, 12, 18 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положением о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 января 2012 года № 69 (в редакции постановления Правительства РФ от 28 ноября 2015 года № 403), исследовав и надлежащим образом оценив представленные в материалы дела доказательства (ст. 67 ГПК РФ), пришел к правильному выводу о возложении на ответчика обязанности переоформить лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, включив в лицензию определенные адреса осуществления лицензируемого вида деятельности.

Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что организация ответчика - ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта» осуществляет лицензируемый вид деятельности по тушению пожаров по месту дислокации указанных выше пожарных поездов Саратовского, Волгоградского и Астраханского отряда филиала ФГП ВО ЖДТ России на Приволжской железной без указания их адресов в лицензии № 8-А/00030 от 08 мая 2013 года, что свидетельствует о нарушении ответчиком положений ст. ст. 2, 3, 12, 18 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99.03 «О лицензировании отдельных видов деятельности», и не может гарантировать соблюдение лицензированных требований пожарными поездами, адреса которых в лицензии не отражены, поскольку указание в лицензии места осуществления лицензируемого вида деятельности в виде мест дислокации пожарных поездов будет способствовать осуществлению контроля со стороны лицензируемого органа за соответствием пожарных поездов лицензионным требованиям.

Также судом учтено, что пожары в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры представляют серьезную опасность для неопределенного круга лиц, своевременное реагирование на возгорание, эффективная профессиональная борьба с пожаром в работе ответчика имеет первостепенное значение и обеспечивается, прежде всего, соблюдением лицензиатом требований, предъявляемых к деятельности по тушению пожаров, установленных нормативными правовыми актами и нормативными документами по пожарной безопасности.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку данные выводы основаны на законе, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ «О ведомственной охране» ведомственная охрана - совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 27 июня 2009 года № 540 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта» ведомственная охрана создается Федеральным агентством железнодорожного транспорта и предназначается для защиты наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и иных объектов железнодорожного транспорта, находящихся в сфере ведения Агентства (далее - охраняемые объекты), от противоправных посягательств, охраны грузов (в том числе специальных грузов) в пути следования и на железнодорожных станциях в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для участия в обеспечении транспортной безопасности, организации и осуществления профилактики пожаров.

Из ст. 2 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» следует, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (п. 2 ст. 3 Закона о лицензировании).

В силу п. 2 постановления Правительства РФ от 27 июня 2009 года № 540 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта», п. 2 Положения о ведомственной пожарной охране железнодорожного транспорта Российской Федерации», утвержденного приказом Росжелдора от 07 февраля 2008 года № 46, ведомственная охрана создается Федеральным агентством железнодорожного транспорта и предназначается, в том числе для участия в организации и осуществлении профилактики пожаров, а также ведомственного пожарного надзора (проверок, по соблюдению организациями, подведомственными Федеральному агентству железнодорожного транспорта, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки), тушения пожаров и участия в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте Российской Федерации.

Согласно п. 14 ст. 12 Закона о лицензировании деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры подлежит лицензированию.

В соответствии с п. 8 ст. 3 Закона о лицензировании место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 18 Закона о лицензировании лицензия подлежит переоформлению в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. До переоформления лицензии лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии.

По смыслу указанных норм права лицензиат может осуществлять лицензированный вид деятельности только в месте, соответствующем лицензионным требованиям и указанном в лицензии.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон о пожарной безопасности) тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 24 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» для принятия незамедлительных мер по ликвидации последствий транспортных происшествий, стихийных бедствий (заносов, наводнений, пожаров и других), вызывающих нарушение работы железнодорожного транспорта владелец инфраструктуры и перевозчик за счет собственных средств должны содержать специализированные подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций, иметь запас материальных и технических средств, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, или заключить соответствующие договоры со сторонними специализированными организациями.

Пунктом 8 ст. 3 Закона о лицензировании предусмотрено, что местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, является не только объект недвижимого имущества, но и иной объект, используемый для осуществления лицензируемого вида деятельности, имеющий данные, позволяющие его идентифицировать.

Согласно п. 3.2 Положения «Эксплуатация и содержание пожарных поездов ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» 28 декабря 2010 года № 2745р, каждый пожарный поезд привязан к конкретной железнодорожной станции, пути его дислокации четко определены.

В силу п. п. 3.9, 3.10 указанного Положения на территории пожарного поезда оборудуются стационарные объекты, включающие отдельные группы помещений учебно-административные (учебный класс, база или пост ГДЗС, теплодымокамера и др.); учебно-тренировочные (полоса психологической подготовки пожарных, 100-метровая полоса с препятствиями и учебно-тренировочная башня); производственные (для промывки и сушки пожарных рукавов, мастерская для обслуживания и ремонта пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, пункт зарядки огнетушителей); санитарно-бытовые (для отдыха и приема пищи, для сушки специальной и боевой одежды, душевая, санузел, восстановительный комплекс и др.); складские (для хранения пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, огнетушащих средств, топлива и горюче-смазочных материалов). Стационарные объекты на территории пожарного поезда и железнодорожный подвижной состав пожарных поездов должны быть обеспечены средствами связи, водоснабжением, теплоснабжением, электроснабжением соответствующей расчетной мощности потребителей и необходимым запасом угля.

По смыслу указанных положений понятие пожарный поезд подразумевает не только сам подвижной состав, но и ряд стационарных объектов, в которых постоянно находятся, тренируются и осуществляют дежурство сотрудники пожарного поезда.

Пожарные поезда для целей ведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, являются аварийно-спасательной службой (аварийно-спасательным формированием) и фактически аттестованы в таком качестве.

Положением об эксплуатации и содержании пожарных поездов предусмотрено, что пожарные поезда как подразделения ведомственной пожарной охраны входят в состав сил и средств местных и территориальных гарнизонов пожарной охраны (пункт 1.5); за каждым пожарным поездом закрепляются участки обслуживания; границы участков обслуживания определяются из расчета максимального удаления от станции постоянной дислокации пожарного поезда на расстояние, не превышающее установленное Положением; расчетное время доставки пожарного поезда на конечный пункт, ограничивающий участок обслуживания, должно составлять от 1 до 2,5 часов в зависимости от класса железнодорожной линии (пункт 2.4); пожарные поезда должны размещаться на железнодорожных станциях (грузовых, пассажирских, сортировочных и участковых), на которых имеется рабочий парк локомотивов и устройства для заправки цистерн-водохранилищ водой (пункт 3.1); железнодорожные станции и железнодорожные пути постоянной стоянки пожарных поездов на действующих станциях определяются комиссией и утверждаются приказом начальника железной дороги, согласованным с филиалом ФГП ВО ЖДТ России (пункт 3.2).

Из анализа вышеперечисленных правовых норм следует, что в отношении каждого пожарного поезда определены место его постоянной дислокации, участки обслуживания, железнодорожные станции и железнодорожные пути постоянной стоянки, в связи с чем пожарные поезда подпадают под определение места осуществления лицензируемого вида деятельности как иной объект, который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении.

Как правильно указано судом первой инстанции, поскольку пожары в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры представляют серьезную опасность для неопределенного круга лиц, своевременное реагирование на возгорания, эффективная профессиональная борьба с пожаром в работе ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта» имеет первостепенное значение и обеспечивается прежде всего соблюдением лицензиатом требований, предъявляемых к деятельности по тушению пожаров, установленных нормативными правовыми актами и нормативными документами по пожарной безопасности. Указание в лицензии места осуществления лицензируемого вида деятельности в виде мест дислокации пожарных поездов будет способствовать осуществлению контроля со стороны лицензирующего органа за соответствием пожарных поездов лицензионным требованиям.

С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда о нарушении юридическим лицом лицензионного законодательства Российской Федерации и возложении на ответчика обязанности по переоформлению лицензии № 8-А/00030 от 08 мая 2013 года, что свидетельствует о необоснованности доводов апелляционной жалобы.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке обстоятельств дела и представленных доказательств, повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования, каждому доводу в решении дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы суд первой инстанции не принял, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в апелляционном определении таких мотивов. Доводы жалобы не опровергают выводов суда по существу спора, не содержат указаний на новые обстоятельства и не ставят под сомнение обоснованность постановленного решения, поэтому не могут являться основанием для отмены судебного акта.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе), судом не допущено.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда города Саратова от 01 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: