ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-513/2015 от 23.09.2015 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья <...>

Дело № 33-513/2015

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 сентября 2015 года г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Кукшиновой О.М.,

судей Токмачевой Н.И., Мудрой Н.Г.,

при секретаре Ермак О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Облученского района ЕАО на решение Облученского районного суда ЕАО от 27.07.2015, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах Российской Федерации к администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области об обязании определить виды и объекты для отбывания наказания в виде обязательных работ и места для отбывания исправительных работ осужденными - оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Токмачевой Н.И., пояснения прокурора Холманских Т.А., представителя ответчика Афониной С.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Облученского района ЕАО обратился в суд в интересах Российской Федерации с иском к администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО (далее администрация Облученского городского поселения, администрация) об обязании в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу определить виды и объекты для отбывания наказания в виде обязательных работ и места для отбывания исправительных работ осужденными, не имеющими основного места работы, на территории Облученского городского поселения, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.

Требования мотивировал тем, что в результате прокурорской проверки обнаружено нарушение законодательства администрацией Облученского городского поселения - не определены виды и объекты для отбывания наказания в виде обязательных работ и мест для отбывания исправительных работ осужденными, не имеющими основного места работы, на территории муниципального образования. Бездействие администрации препятствует надлежащему и своевременному исполнению приговоров суда, противоречит целям и задачам уголовно-исполнительного законодательства, направленного на исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, нарушает сроки, порядок и условия исполнения и отбывания наказания осужденными, препятствуя оказанию им помощи в социальной адаптации, способствуя тем самым нарушению прав и законных интересов Российской Федерации в части невозможности применения наказаний в виде обязательных и исправительных работ.

Анализируя положения ч. 1 ст. 2, ст. 14.1, ч.ч. 2 и 6 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ), ст.ст. 25, 39 Уголовно-исполнительным кодексом РФ (далее УИК РФ), ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», ст. 11 Налогового кодекса РФ, ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ, прокурор пришёл к выводу, что:

государственные полномочия по определению вида, объектов и мест для отбывания наказания отнесены УИК РФ к компетенции органов местного самоуправления;

органы местного самоуправления городских и сельских поселений не исключены из числа органов местного самоуправления, которые уполномочены на решение этих вопросов;

местом жительства гражданина является конкретный населённый пункт, находящийся на территории конкретного органа местного самоуправления (поселения), в данном случае - Облученское городское поселение;

к числу муниципальных образований, образованных в границах населённых пунктов, относятся исключительно поселения.

Поэтому именно к полномочиям органов местного самоуправления (городского или сельского) поселения относится определение мест для отбывания исправительных работ осужденными, не имеющими основного места работы, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционном представлении прокурор Облученского района ЕАО Р. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований. Мотивируя жалобу, приводит доводы аналогичные доводам, изложенным в заявлении.

В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор Холманских Т.А. поддержала требования и доводы апелляционного представления.

Представитель ответчика администрации Облученского городского поселения просила оставить решение районного суда без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по ЕАО», на стороне ответчика администрации Облученского муниципального район ЕАО в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционного представления, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.

В соответствии с п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Из материалов дела усматривается, что основанием для обращения прокурора с настоящим иском в суд явилось, в том числе письмо руководителя филиала по Облученскому району ФКУ УИИ УФСИН России по ЕАО от 16.04.2015 № <...> с просьбой принять меры прокурорского реагирования для определения перечней для отбывания наказаний в виде обязательных и исправительных работ, назначенных приговорами суда.

Статьёй 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, а также Уставом муниципального образования «Облученское городское поселение», принятым решением Собрания депутатов от 10.02.2012 № <...>, определён перечень вопросов местного значения городского поселения.

В соответствии с данным перечнем, к вопросам местного значения поселения не относится обязанность по определению осужденным вида обязательных работ и объектов для их отбывания, а также мест отбывания исправительных работ.

В силу ч. 1 ст. 39 УИК РФ, ч. 1 ст. 50 УК РФ исправительные работы отбываются осужденными, не имеющими основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, в районе места жительства осужденного.

Согласно ч. 1 ст. 25 УИК РФ, ч. 1 ст. 49 УК РФ вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно - исполнительными инспекциями. Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных.

Статьёй 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесённым названным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления (ч. 1).

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается (ч. 2).

Возложение ст.ст. 25, 39 УИК РФ, ст.ст. 49, 50 УК РФ на органы местного самоуправления обязанности определять вид обязательных работ и объекты для их отбывания, места отбывания исправительных работ следует считать передачей им данных государственных полномочий.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, названная норма права прямо определяет органы местного самоуправления, обязанные в силу закона выполнять переданные отдельные государственные полномочия - это органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Следовательно, у органов местного самоуправления поселения, к числу которых относится и муниципальное образование «Облученское городское поселение», отсутствует установленная законом обязанность выполнять переданные федеральным законом отдельные государственные полномочия - по определению осужденным вида обязательных работ и объектов для их отбывания, а также мест отбывания исправительных работ.

Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции верно пришёел к выводу о том, что поскольку муниципальное образование «Облученское городское поселение» не относится, ни к муниципальному району, ни городскому округу, у него отсутствует установленная законом обязанность осуществлять переданные органам местного самоуправления государственные полномочия по определению осужденным вида обязательных работ и объектов для их отбывания, а также мест отбывания исправительных работ.

Решение суда мотивировано. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение решения суда, не установлено.

Довод апелляционного представления о том, что органы местного самоуправления городских и сельских поселений не исключены из числа органов местного самоуправления, которые уполномочены на решение государственных полномочий по определению вида, объектов и мест для отбывания наказания, а в соответствии с ч. 2 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 названного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, основан на неверном толковании норм действующего законодательства.

Довод представления о том, что местом жительства гражданина является конкретный населенный пункт, находящийся на территории конкретного органа местного самоуправления (поселения), в данном случае - Облученское городское поселение, а к числу муниципальных образований, образованных в границах населенных пунктов, относятся исключительно поселения, не влияет на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Облученского районного суда ЕАО от 27.07.2015 оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Облученского района ЕАО - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи