ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5140/2017 от 15.06.2017 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 июня 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Авериной Е.Г.,
судей: Синани А.М.,

ФИО1,

при секретаре Гамуровой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Прокурора города Алушты к индивидуальному предпринимателю ФИО2 ФИО8 о запрете использования для приема платежей необорудованный контрольно-кассовой техникой платежный терминал, по апелляционной жалобе ФИО2 ФИО9 на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 27 октября 2016 года,

у с т а н о в и л а:

в июле 2016 года прокурор г. Алушты обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о запрете использования для приема платежей необорудованный контрольно-кассовой техникой платежный терминал, мотивируя свои требования тем, что в результате проведенной проверки прокуратурой г. Алушты выявлен терминал № 3833, принадлежащий индивидуальному предпринимателю ФИО2 и, расположенный по адресу: <адрес>. Данный терминал осуществляет прием платежей наличными денежными средствами за услуги сотовой связи. Однако, в указанный терминал не встроена контрольно-кассовая техника, кассовые чеки клиентам не выдаются, чем нарушены требования Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и Федерального закона от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Просил запретить ответчику использовать для приема платежей необорудованный контрольно-кассовой техникой платежный терминал № 3833, расположенный по адресу: <адрес>.

Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 27 октября 2016 года иск прокурора г. Алушты удовлетворен.

Индивидуальному предпринимателю ФИО2 запрещено использовать для приема платежей необорудованный контрольно-кассовой техникой платежный терминал, расположенный по адресу: <адрес>. Разрешен вопрос о распределении судебных расходов.

В обоснование апелляционной жалобы ФИО2, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что суду не предоставлено доказательств нарушения индивидуальным предпринимателем ФИО2 норм применения контрольно-кассовой техники, в акте не отражен способ выявления правонарушения, работоспособность терминала, не предоставлен акт его осмотра. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства ненадлежащего оказания услуг ответчиком. ФИО2 не был уведомлен о проведении проверки в нарушение требований ч. 16 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Судом установлено, что ИП ФИО2 зарегистрирован в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, одним из видов деятельности которого является предоставление услуг по приему платежей от населения по оплате услуг сотовой связи через платежный терминал, установленный и принадлежащий ФИО2, находящийся по адресу: <адрес>.

В результате проверки исполнения федерального законодательства при приеме платежей платежными агентами на территории города Алушты, проведенной прокуратурой г. Алушты с привлечением сотрудников ИФНС по г. Алуште Республики Крым, 22.03.2016 г. составлен акт, из которого следует, что на платежном терминале, принадлежащем субагенту ИП ФИО2 (<адрес>, платежный терминал № 3833) отсутствует контрольно-кассовая техника, зарегистрированная в налоговых органах в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Аналогичные сведения содержаться в письме и.о. начальника ИФНС по г. Алуште Республики Крым ФИО3 № 07-12.2/01663 от 21.03.2016 г., адресованном прокурору г. Алушты Бродскому С.И.

21.03.2016 г. Бродским С.И. направлено ИП ФИО2 требование о предоставлении для проверки регистрационных и уставных документов, документов регистрации встроенный в терминал контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика, иные документы, необходимость в которых возникнет в ходе проведения проверки.

29.03.2016 г. на имя ИП ФИО2 В.А. прокурором города Алушты Бродским С.И. направлено представление об устранении нарушений налогового законодательства при приеме платежей платежными агентами, в котором, в частности, требовалось в установленный законом месячный срок принять действенные меры по устранению выявленных нарушений, причин и условий, которые им способствовали путем приведения работы платежных терминалов в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

Удовлетворяя исковые требования прокурора г. Алушты, суд первой инстанции исходил из того, что на правоотношения, возникшие между сторонами, распространяются требования ст.ст. 1.2 п. 1, 5 Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с использованием платежных карт» в редакции от 08.03.2015 г., действующей на момент проведения проверки, ст.ст. 4 п. 12, 6 Федерального закона от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» в редакции от 05.05.2014 г., действующей на момент проведения проверки, согласно которым: контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг; организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны: осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах; применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти); выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки; обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию; производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал и (или) банкомат, помимо требований, установленных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны: использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и банкомата, установленную внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа; осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала и банкомата; платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов; платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме: 1) предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона; 2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; 3) прием денежных средств, вносимых плательщиками; 4) печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств. Платежные терминалы, используемые платежными агентами при приеме платежей, могут также обеспечивать в автоматическом режиме предоставление другой информации и выполнение других функций, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Применяемый платежным агентом платежный терминал должен обеспечивать печать на кассовом чеке своего номера и реквизитов, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона, в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти контрольно-кассовой техники. Контрольно-кассовая техника, входящая в состав платежного терминала, должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия не принимает доводы апелляционной жалобы, поскольку разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями ст. ст. 1 - 6 Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", ст. ст. 1 - 5 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что использование ответчиком при приеме платежей платежного терминала, не содержащего в своем составе контрольно-кассовую технику, не обеспечивает, в том числе предоставление плательщикам в автоматическом режиме информации, предусмотренной ст. ст. 4, 5 Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ, является незаконным и нарушает права и интересы неопределенного круга потребителей.

Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ и доводами апелляционной жалобы не опровергается. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.

Выводы суда постановлены при правильном применении к спорным отношениям положений указанных норм права.

Из положений Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", данный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг) (ст. 1), для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, что свидетельствует о распространении на данные отношения положений Закона РФ "О защите прав потребителей".

Доводы жалобы о том, что не применение ответчиком контрольно-кассовой техники не свидетельствует об оказании ненадлежащей услуги по приему платежей от граждан, являются необоснованными, так как в силу положений ч. 3 ст. 8 Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", прием платежей без применения контрольно-кассовой техники, не допускается.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с использованием платежных карт», контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляются налоговыми органами. При осуществлении контроля и надзора, указанных в пункте 1 настоящей статьи, налоговые органы: ведут (в том числе с помощью автоматизированной информационной системы) мониторинг расчетов с применением контрольно-кассовой техники и полноты учета выручки, проводят анализ данных; осуществляют наблюдение за применением контрольно-кассовой техники; проводят проверки применения контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также проверки осуществления деятельности операторами фискальных данных, в том числе по месту нахождения налоговых органов, на основе информации, имеющейся у налоговых органов (удаленные проверки); проводят проверки оформления и (или) выдачи (направления) организацией и индивидуальным предпринимателем кассовых чеков, бланков строгой отчетности и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и подтверждающих факт расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), в том числе путем приобретения товаров (работ, услуг), оплаты этих товаров (работ, услуг), совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа, - контрольные закупки; запрашивают необходимые пояснения, справки, сведения и документы, в том числе через кабинет контрольно-кассовой техники. При этом датой получения запроса налогового органа о предоставлении пояснений, справок, сведений и документов считается день размещения такого запроса в кабинете контрольно-кассовой техники либо шестой день со дня отправки заказного письма в случае направления налоговым органом запроса по почте заказным письмом; получают, в том числе с использованием технических средств, беспрепятственный доступ к контрольно-кассовой технике проверяемого лица, в том числе для считывания фискальных данных, хранящихся в фискальном накопителе контрольно-кассовой техники; получают беспрепятственный, в том числе дистанционный, доступ к фискальным данным, содержащимся в базе данных оператора фискальных данных; проводят проверку правильности учета наличных денежных средств при применении контрольно-кассовой техники; выносят предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники; взаимодействуют с органами внутренних дел и органами федеральной службы безопасности при осуществлении функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Поводом для проведения проверки платежного терминала, послужило сообщение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Алуште Республике Крым от 21.03.2016 г. № 07-12.2/01663.

Кроме того, факт нарушения действующего законодательства признается и ответчиком, что следует из содержания апелляционной жалобы.

Таким образом у суда отсутствуют основания для вывода о незаконности проведенной проверки.

Выводы суда мотивированы в постановленном по делу решении, соответствуют обстоятельствам дела. Нормы материального и процессуального права применены правильно.

Доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым

о п р е д е л и л а:

решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 27 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 ФИО12 без удовлетворения.

Судьи: