РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Мишина Т.В.Дело № 33-5142/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 ноября 2018 года г.Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
Председательствующего Шевченко С.В.
судей Яковлева Н.А., Шкарупиной С.А.
при секретаре Чика О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе УМВД России по Калининградской области на решение Центрального районного суда г.Калининграда от 29 августа 2018 года, которым суд постановил:
Иск ФИО1 удовлетворить.
Обязать УМВД России по Калининградской области выплатить ФИО1 единовременное пособие на обустройство (на нее и двух членов ее семьи) в размере 40000 рублей, а также компенсацию оплаты государственной пошлины в размере 7000 рублей.
Заслушав доклад судьи Шевченко С.В., объяснения представителя УМВД России по Калининградской области ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения ФИО1 и Кислой А.С., считавших решение суда законным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с иском, указав, что 01.08.2018 года она признана участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
14.02.2018 года ею было подано заявление ответчику о выплате единовременного пособия на обустройство в размере 7000 рублей, государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации.
Однако 27.02.2018 года комиссией было принято решение об отказе в удовлетворении требований ФИО1 на том основании, что обустройство ее семьи в России уже произошло, а именно получен вид на жительство, в связи с чем выплата «подъемных» утратила свое изначально предполагаемое значение.
Не соглашаясь с таким решением, истица обратилась в суд и просила признать за ней право на получение указанного пособия и выплату компенсации государственной пошлины, обязать ответчика выплатить ей единовременное пособие на обустройство на нее и 2-х членов ее семьи в размере 40000 рублей, компенсировать расходы на государственную пошлину в размере 7000 рублей. Обязать ответчика возместить понесенные истцом расходы на оплату госпошлины.
Судом к участию в деле привлечена в качестве 3-го лица ФИО3
Рассмотрев дело, суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе УМВД России по Калининградской области ставится вопрос об отмене решения суда как принятого в нарушение закона.
Продолжая настаивать на представленных суду возражениях, податель жалобы настаивает на отсутствии правовых оснований к удовлетворению иска ФИО1. указывая, что истец проживала на территории Калининградской области с 29.12.2016 на основании вида на жительство сроком действия до 29.12.2021, 29.12.2017 ФИО1 и Кислой А.С. (дочь истца) выданы паспорта гражданина <данные изъяты> на основании решения о приеме в гражданство <данные изъяты>, а впоследствии ФИО1 выдано свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Указывает, что в соответствии с пунктами 22-23 Государственной программы участнику государственной программы и членам его семьи, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на территории, не относящиеся к территориям приоритетного заселения, к коим относится Калининградская область, предоставляются указанные в настоящем разделе государственные гарантии и социальная поддержка, за исключением ежемесячного пособия, выплачиваемого при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности, а размер государственных гарантий и порядок их предоставления утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правила осуществления выплаты пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению семей утверждены постановлением Правительства РФ от 27.03.2013 №270. На основании п.6 Правил выплаты участникам Государственной программы и (или) членам их семей, переселяющимся в Российскую Федерацию на территории вселения, не относящиеся к территориям приоритетного заселения, с территории иностранного государства, а также участникам Государственной программы и (или) членам их семей, временно проживавшим на законном основании в субъекте Российской Федерации, территория которого полностью или частично не отнесена к территориям приоритетного заселения, пособие выплачивается единовременно в следующих размерах: 20000 руб. – участнику Государственной программы, 10000 рублей – членам его семьи.
Калининградская область в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 №848-р не отнесена к территориям приоритетного заселения. На момент обращения истца за выплатой пособия у нее и ее детей имелся вид на жительство, то есть статус лица, постоянно проживающего на территории РФ. В этой связи право на получение выплаты единовременного пособия у истца не возникло. Просит в иске отказать.
В суд апелляционной инстанции явились истец, 3-е лицо, представитель ответчика.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приняв во внимание представленные возражения, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права и вынесении нового решения об отказе ФИО1 в иске.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
В силу пункта 3 статьи 5 названного Федерального закона цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию.
В целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Указанная программа направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов (п.1). Государственной программой дополняется система мер, направленных на стабилизацию численности населения Российской Федерации, в первую очередь на территориях, стратегически важных для России (п.3).
В силу пп.б п.6 Программы участником Государственной программы является соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным Государственной программой.
Подтверждением участия соотечественника в Государственной программе является свидетельство участника Государственной программы установленного Правительством Российской Федерации образца.
Согласно п.13, 14 Программы решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно путем подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания.
Соотечественники, являющиеся иностранными гражданами, постоянно или временно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации либо прибывшие на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, признанные беженцами на территории Российской Федерации или получившие временное убежище на территории Российской Федерации, вправе подать заявление об участии в Государственной программе и получить на территории Российской Федерации свидетельство участника Государственной программы (п.16).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 29.12.2016 года УФМС России по Калининградской области истице ФИО1 выдан вид на жительство сроком на 5 лет - по 29.12.2021 года с регистрацией по месту жительства на территории Калининградской области по адресу: <адрес>.
В вид на жительство вписана несовершеннолетняя дочь ФИО1 – Т., ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Также 29.12.2016 выдан вид на жительство другой дочери ФИО1 – Кислой А.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения сроком действия по 29.12.2021, с регистрацией по аналогичному адресу.
01.08.2017 года ФИО1 на основании ее личного заявления выдано свидетельство участника Государственной программы №, срок действия которого до 01.08.2020. В данном свидетельстве в качестве членов семьи ФИО1 указаны дочери – ФИО3 и Т.
14.02.2018 года ФИО1 обратилась в УМВД России по Калининградской области с заявлением о выплате ей и членам её семьи (2 дочери) пособия на обустройство в размере 40000 рублей, а также с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату государственной пошлины (ей и 1 дочери – Кислой А.С.) за рассмотрение заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации.
27.02.2018 года комиссией Управления по выплатам участникам Государственной программы было принято решение (протокол) № об отказе в выплате компенсации государственной пошлины (1 участник Государственной программы и 1 член семьи) в размере 7000 рублей.
27.02.2018 комиссией Управления по выплатам участникам Государственной программы были приняты два решения (протокола) № отказе в выплате компенсации государственной пошлины (1 участник Государственной программы и 1 член семьи) в размере 7000 руб. и № об отказе в выплате пособия на обустройство ФИО1 и двум членам ее семьи в размере 40000 рублей.
Отказ в удовлетворении заявления ФИО1 мотивирован тем, что ФИО1 и члены ее семьи на момент подачи заявления об участии в Государственной программе имели вид на жительство, то есть статус лиц, проживающих на территории РФ.
Разрешая требования ФИО1, не согласившейся с обоснованностью принятых ответчиком решений, и принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции, установив, что хотя переселение истца и членов ее семьи состоялось до получения истцом вида на жительство и свидетельства об участии в Государственной программе, исходил из того, что ФИО1 как соотечественник, переселяющийся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в установленном законом порядке включена в число участников Государственной программы, лица, признанные компетентным органом членами ее семьи и включенные в этом качестве в выданное истцу свидетельство участника Государственной программы, также имеют право на получение за счет средств федерального бюджета пособия на обустройство, выплата которого не зависит от того, находятся ли такие лица в процессе переселения или нет.
Суд указал при этом, что каких-либо исключений в реализации предусмотренного Государственной программой права на получение данного пособия, в том числе, связанных с давностью въезда участника программы или членов его семьи на территорию РФ, длительностью их проживания в РФ, а также получением ими вида на жительство и т.п., Государственная программа и другие изданные в соответствии с ней нормативные правовые акты не содержат.
С законностью и обоснованностью подобных суждений суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, сочтя доводы апелляционной жалобы стороны ответчика заслуживающими внимания.
Пунктом 20 указанной выше Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом предусмотрено, что участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки в зависимости от выбранной территории вселения, в том числе:
а) на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания, включая оплату проезда и провоз личных вещей в соответствии с разделом VII Государственной программы;
б) на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации, а также на уплату консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов, связанных с оформлением визы и приемом заявления о выдаче разрешения на временное проживание;
в) на получение за счет средств федерального бюджета подъемных;
г) на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до дня приобретения гражданства Российской Федерации (но не более чем в течение шести месяцев).
В силу п.21 программы участнику Государственной программы и членам его семьи, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на территории приоритетного заселения, государственные гарантии и социальная поддержка, указанные в настоящем разделе, предоставляются в полном объеме, тогда как участнику Государственной программы и членам его семьи, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на территории, не относящиеся к территориям приоритетного заселения, предоставляются указанные в настоящем разделе государственные гарантии и социальная поддержка, за исключением ежемесячного пособия, выплачиваемого при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности.
Размер государственных гарантий и порядок их предоставления утверждаются Правительством Российской Федерации ( п.23).
Правила осуществления выплаты пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.03.2013 года № 270, изданным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
Данные Правила устанавливают порядок выплаты пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей.
По смыслу положений указанных Правил право участника Государственной программы и (или) членов их семей на получение пособия на обустройство не является абсолютным и зависит от того, на какие именно территории Российской Федерации происходит переселение и в каком порядке, а также характера проживания на территории РФ (временный или постоянный).
Пунктами 2, 3, 4, 5 Программы регламентированы вопросы выплат участникам Государственной программы и (или) членам их семей, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на территории приоритетного заселения.
Калининградская область в соответствии с распоряжением Правительства РФ не отнесена к территории приоритетного заселения.
В силу п.6 Программы участникам Государственной программы и (или) членам их семей, переселяющимся в Российскую Федерацию на территории вселения, не относящиеся к территориям приоритетного заселения, с территории иностранного государства, а также участникам Государственной программы и (или) членам их семей, временно проживавшим на законном основании в субъекте Российской Федерации, территория которого полностью или частично не отнесена к территориям приоритетного заселения, пособие выплачивается единовременно в следующих размерах: 20 тыс. рублей - участнику Государственной программы; 10 тыс. рублей - члену его семьи.
Таким образом, правом на получение указанных выплат обладают участники программы и (или) члены их семей, временно проживающие на законном основании в субъекте РФ, территория которого полностью или частично не отнесена к территориям приоритетного заселения.
При этом судом не было учтено, что на момент обращения ФИО1 за выплатой пособия у нее и у ее дочерей имелся вид на жительство, т.е. статус лица, постоянно проживающего на территории РФ.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.
В силу ст.2 данного закона временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание, либо получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.
Таким образом, наличие у ФИО1 (а также у членов ее семьи) вида на жительство относит их к категории иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации.
Поскольку же в соответствии с приведенным выше п.6 Правил выплата пособия производится участнику Программы, временно проживавшему на законном основании в субъекте Российской Федерации, территория которого полностью или частично не отнесена к территориям приоритетного заселения (Калининградская область), ФИО1 как лицо, постоянно проживающее на территории РФ, не имеет права на получение указанных выплат.
Правовые основания к удовлетворению иска Шере мет Н.Н. отсутствуют.
С учетом изложенного решение суда об удовлетворении иска ФИО1, постановленное без учета приведенных выше обстоятельств и требований закона, не может быть признано законным, оно подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в иске.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г.Калининграда от 29 августа 2018 года отменить.
Вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленного ФИО1 иска отказать.
Председательствующий:
Судьи: