ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5145 от 23.05.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья – Толмачева И.И.

Дело № 33 – 5145

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе :

председательствующего Опалевой Т.П.

и судей Ворониной Е.И., Хасановой В.С.

при секретаре Полушкиной Ю.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 23 мая 2018 года дело по апелляционным жалобам УПФ РФ (ГУ) в Свердловском районе г.Перми, Управления Росреестра по Свердловской области на решение Свердловского районного суда г.Перми от 27 февраля 2018 года, которым постановлено:

Исковые требования Корепановой Натальи Алфеевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области удовлетворить частично.

Возложить на Управление Росреестра по Свердловской области обязанности произвести начисления и уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за периоды работы Корепановой Н.А. с 10.05.2000г. по 22.10.2000г., с 19.11.2000г. по 31.12.2000г.; пополнить индивидуальный лицевой счет истца страховыми взносами в размере задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды работы истца с 10.05.2000г. по 22.10.2000г., с 19.11.2000г. по 31.12.2000г.

Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми обязанности включить в страховой стаж Корепановой Н.А. периоды ее работы с 10.05.2000г. по 22.10.2000г., с 19.11.2000г. по 31.12.2000г. в должности специалиста 1 категории Асбестовского филиала Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области; откорректировать сведения по индивидуальному лицевому счету Корепановой Н.А. с учетом страховых взносов за периоды с 10.05.2000г. по 22.10.2000г., с 19.11.2000г. по 31.12.2000г.; произвести перерасчет пенсии истца с момента ее назначения, то есть с 11.04.2016г.

В удовлетворении остальной части исковых требований Корепановой Н.А. отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 рублей.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., объяснения представителя ГУ-УПФ РФ Свердловском районе г.Перми Жаворонковой Л.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Корепанова Н.А. обратилась с иском в суд к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми, Управлению Росреестра по Свердловской области, указав в иске, что с 11.04.2016г. является пенсионером по возрасту. Согласно решению Управления Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми от 16.03.2016г. №** в общий трудовой и страховой стаж истца не включен период с 10.05.2000г. по 31.12.2000г. в качестве специалиста первой категории Асбестовского филиала Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области, так как данный страхователь был снят с учета в 2006 году в связи с реорганизацией в Управление федеральной регистрационной службы по Свердловской области (рег. №**), архивный фонд передан не в полном объеме, не переданы сведения о заработной плате, в том числе по Корепановой Н.А., дополнить лицевой счет не представляется возможным.

Истец с решением от 16.03.2016г. не согласна, так как в период с 10.05.2000г. по 18.06.2002г. непрерывно замещала государственную должность специалиста первой категории в Асбестовском филиале Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области, что зафиксировано в ее трудовой книжке.

Истец просила возложить на Управление Росреестра по Свердловской области обязанность предоставить сведения о начислении и перечислении в Пенсионный фонд РФ страховых взносов Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области за период работы Корепановой Н.А. с 10.05.2000г. по 31.12.2000г.; в случае не начисления и не перечисления в Пенсионный фонд РФ страховых взносов возложить на Управление Росреестра по Свердловской области обязанность произвести начисления и уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за спорный период работы истца с 10.05.2000г. по 31.12.2000г., пополнить индивидуальный лицевой счет истца страховыми взносами в размере задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период работы истца с 10.05.2000г. по 31.12.2000г.; возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми обязанности откорректировать индивидуальный лицевой счет истца с учетом страховых взносов за спорный период работы истца с 10.05.2000г. по 31.12.2000г., произвести перерасчет размера страховой части трудовой пенсии, произвести перерасчет пенсии истца с момента ее назначения, включить в общий трудовой и страховой стаж спорный период работы истца с 10.05.2000г. по 31.12.2000г. в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Корепанова Н.А. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представитель УПФ РФ (ГУ) в Свердловском районе г.Перми в судебное заседание не явился, ранее исковые требования не признавал.

Представитель Росреестра по Свердловской области в судебное заседание не явился, в письменных возражениях с исковыми требованиями не согласился.

Представители третьих лиц ИФНС России по Кировскому району г.Екатеринбурга, ОПФ РФ по Свердловской области в судебное заседание не явились.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просят ответчики в апелляционных жалобах.

В апелляционной жалобе Управления Росреестра по Свердловской области приведены доводы о неисполнимости решения суда в части возложения обязанности на указанного ответчика произвести начисления и уплату страховых взносов за период работы истицы, пополнения индивидуального лицевого счета в виду отсутствия сведений о размере заработной платы Корепановой Н.А. Ответчик указывает на то, что никакие документы, лицевые счета, штатное расписание Учреждение юстиции в Управление не сдавало, данной информацией Управление не располагает, что делает невозможным исполнение решения суда. Ответчик просит решение суда отменить и в иске отказать.

В апелляционной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Свердловском районе г.Перми приведены следующие доводы. Выражая несогласие с постановленным по делу решением суда, ответчик указывает, что возлагая на Управление обязанность произвести корректировку сведений по индивидуальному лицевому счету Корепановой Н.А. с учетом страховых взносов за спорный период времени со ссылкой на ст.16 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» судом не принято во внимание, что указанная в ст.16 Закона корректировка сведений производится в отношении сведений ранее предоставленных страхователями и внесенных в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, в части трудового (страхового) стажа за период с даты открытия индивидуального лицевого счета до 01.01.2002 года в соответствии с Порядком корректировки. По мнению ответчика территориальные органы имеют право в строго определенных законом случаях проводить корректировку сведений застрахованных лиц, в то время, как на самих страхователей (работодателей) действующим законодательством возложена обязанность по предоставлению достоверных сведений о работающих у них гражданах, следовательно, и предоставлено право корректировки предоставляемых сведений, в том числе о начисленных и уплачиваемых взносах на обязательное пенсионное страхование. По мнению ответчика, суд не дал оценку доводам Управления, что привело к нарушению норм материального права. Со ссылкой на нормы материального права, указывается, что законодательством установлен порядок и случаи для проведения перерасчета страховой пенсии. Принимая во внимание, что на индивидуальном лицевом счете Корепановой Н.А. отсутствуют сведения о работе в спорные периоды времени, сведения о начисленных за эти периоды страховых взносах, возложение судом обязанности на Управление по перерасчету пенсии истца с 11.04.2016 года вопреки порядку, установленному законодательством РФ, решение суда является неисполнимым.

Кроме того, приведены доводы о несогласии с решением суда в части взыскания с Управления государственной пошлины в размере 300 рублей, при том, что исковые требования были предъявлены к двум ответчикам.

Проверив материалы дела, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя Управления Росреестра по Свердловской области, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, заслушав пояснения представителя ответчика – Жаворонковой Л.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы пенсионного органа, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.

Частью 1 ст.11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которая выполнялась на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о работающих у него застрахованных лицах, предусмотренные подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, в следующих случаях, в том числе при реорганизации страхователя - юридического лица он представляет сведения об уволенных в связи с этим работниках в течение одного месяца со дня утверждения передаточного акта (разделительного баланса), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. В случае реорганизации страхователя - юридического лица в форме присоединения к другому юридическому лицу он представляет сведения об уволенных работниках не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Как видно из материалов дела, Корепанова Н.А. зарегистрирована в системе государственного пенсионного учета с 03.03.1999 года.

В соответствии с выпиской из лицевого счета застрахованного лица Корепановой Н.А. по состоянию на 16.07.2013г. по страхователю учреждение юстиции по государственной регистрации прав (075-032-021532) в индивидуальном лицевом счете истца содержатся сведения только с 01.01.2001г. по 31.12.2001г., с 01.01.2002г. по 18.06.2002г. (л.д. 17-21).

Решением территориального органа ПФР – Управления Пенсионного фонда России в Свердловском районе г.Перми от 16.03.2016г. №** Корепановой Н.А. отказано в пополнении индивидуального лицевого счета за период работы в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество (**) с 10.05.2000г. по 31.12.2000г. специалистом первой категории в связи с отсутствием сведений о заработной плате.

Также судом было установлено, что Корепанова (Кудымова) Наталья Алфеевна, ** г.р., 10.05.2000г. была назначена на государственную должность специалиста первой категории Асбестовского филиала Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области, приказ ** от 10.05.2000г., уволена 18.06.2002 года, что подтверждается записями в трудовой книжке.

Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области реорганизовано в форме присоединения к Главному управлению Федеральной регистрационной службы по Свердловской области на основании приказа Федеральной регистрационной службы от 28.12.2004г. №51.

Главное управление Федеральной регистрационной службы по Свердловской области переименовано в Управление Федеральной регистрационной службы по Свердловской области на основании приказа Минюста России от 29.08.2006г. №269.

Управление Федеральной регистрационной службы по Свердловской области переименовано в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (Управление Росреестра по Свердловской области) с 06.05.2010г. на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 08.02.2010г. № П/41 (л.д. 30-33).

Установив указанные фактические обстоятельства по делу, руководствуясь приведенными нормами материального права, регулирующего спорные отношения сторон, разъяснениями, данными Верховным Судом Российской Федерации в п.9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", суд пришел к правильному и обоснованному выводу о возложении на Управление Росреестра по Свердловской области обязанностей произвести начисления и уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за периоды работы истца с 10.05.2000г. по 22.10.2000г., с 19.11.2000г. по 31.12.2000г., ( за исключением периода учебного отпуска), пополнить индивидуальный лицевой счет истца страховыми взносами в размере задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды работы истца с 10.05.2000г. по 22.10.2000г., с 19.11.2000г. по 31.12.2000г, и как следствие, возложил на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми обязанность включить в страховой стаж истца указанные периоды; откорректировать сведения по индивидуальному лицевому счету истца с учетом страховых взносов за периоды с 10.05.2000г. по 22.10.2000г., с 19.11.2000г. по 31.12.2000г.; произвести перерасчет пенсии истца с момента ее назначения, то есть с 11.04.2016г.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку выводы суда основаны на фактических обстоятельствах и соответствуют нормам материального права.

Как видно из правовой позиции Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Свердловском районе г.Перми, не оспаривая фактических обстоятельств по делу, пенсионный орган, не соглашаясь с решением суда в части возложения на него обязанности включить в страховой стаж Корепановой Н.А. спорные периоды ее работы и проведения корректировки с учетом страховых взносов и перерасчета ее пенсии, заявляя о невозможности исполнить данное решение суда в указанной части, по существу исходит из отсутствия на индивидуальном лицевом счете истицы сведений о работе в спорные периоды времени и сведений о начисленных за эти периоды страховых взносах.

Между тем, судебная коллегия, оценивая доводы ответчика, считает необходимым указать, что возложенная судом на Управление ПФ РФ (ГУ) в Свердловском районе г.Перми обязанность обусловлена последовательностью исполнения соответствующей обязанности Управлением Росреестра по Свердловской области.

Ответчик Управление Росреестра по Свердловской области, выражая несогласие с решением суда, также, не оспаривая фактических обстоятельств по делу, ссылается на неисполнимость данного решения в виду отсутствия сведений, позволяющих произвести начисление и уплаты страховых взносов.

Доводы об отсутствии сведений о заработной плате истца судебная коллегия расценивает как несостоятельные, поскольку данные сведения могут быть получены, в том числе, и из тех документов, которые были переданы при реорганизации Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области, должностные оклады государственных служащих устанавливались в централизованном порядке, а потому сведения о заработной плате могут быть восстановлены, как правильно отмечено судом первой инстанции.

Доводы УПФ РФ (ГУ) в Свердловском районе г.Перми о несогласии с решением суда в части размера государственной пошлины, который взыскан с указанного ответчика в доход местного бюджета, являются несостоятельными.

Корепановой Н.А. были заявлены несколько требований неимущественного характера к каждому из ответчиков, госпошлина подлежала уплате по каждому требованию. Решением суда частичное удовлетворение требований связано с периодом работы истца. Поскольку требования, предъявленные Корепановой Н.А. к УПФ РФ в Свердловском районе г.Перми удовлетворены, правомерно в соответствии с п.п.3 п.1 ст.333.19 НК РФ с данного ответчика взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей, подлежащая уплате с части исковых требований неимущественного характера.

По общему правилу, предусмотренному в подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков. При таких обстоятельствах, правильно судом государственная пошлина в доход местного бюджета взыскана только с УПФ РФ в Свердловском районе г.Перми.

Руководствуясь ст.ст.193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Свердловского районного суда г.Перми от 27 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы УПФ РФ (ГУ) в Свердловском районе г.Перми, Управления Росреестра по Свердловской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: