ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5147 от 10.05.2017 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья – Низаева Е.Р.

Дело № 33 - 5147

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Опалевой Т.П., судей Швецова К.И. и Ворониной Е.И., при секретаре Семченко И.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 10 мая 2017 года дело по апелляционным жалобам Отдела МВД России по Чернушинскому району и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 14.02.2017 года, которым постановлено, -

иск прокурора Чернушинского района Пермского края удовлетворить;

возложить на Отдел МВД России по Чернушинскому району и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае обязанность по созданию инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения условий для беспрепятственного доступа в помещения Отдела МВД России по Чернушинскому району, расположенные по адресу: ****, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Швецова К.И., пояснения представителей ГУ МВД России по Пермскому краю и ТУ ФА по УГИ в Пермском крае –действующих по доверенностям ФИО1 и ФИО2, поддержавших доводы апелляционных жалоб, а также возражения представителя прокуратуры Пермского края Кузнецовой С.Н., ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия,

установила:

Прокурор Чернушинского района Пермского края, действуя в защиту прав неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Отделу МВД России по Чернушинскому району (далее – ОВД Чернушинского района) и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее – ТУ ФА по УГИ в ПК) о возложении обязанности совершить определённые действия, сославшись в обоснование исковых требований на следующие обстоятельства.

В результате проведения прокуратурой Чернушинского района Пермского края в апреле 2016 года проверки на предмет соблюдения ответчиками норм действующего законодательства о социальной защите инвалидов и других маломобильных групп населения обнаружено ненадлежащее обеспечение для указанной категории граждан доступа к объектам социальной инфраструктуры в виде помещений Отдела МВД России по Чернушинскому району, расположенных по адресу: ****. В зданиях ОВД Чернушинского района по указанному адресу, которые принадлежат на праве собственности Российской Федерации и переданы отделу в оперативное управление, имеются отдельные входы с улицы, оборудованные крыльцом, которые не содержат при себе пандусы или иные подъёмные устройства, соответствующие требованиям СП 59.13330.2012, предназначенные для инвалидов и других маломобильных групп населения, имеющих намерения воспользоваться деятельностью правоохранительных органов. Обязанность по приведению технического состояния этих зданий в соответствие с требованиями законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации возлагается на ответчиков, которыми до настоящего времени не принято соответствующих мер, что приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями, в том числе несовершеннолетних детей.

В ходе разбирательства дела судом первой инстанции прокурор настаивал на удовлетворении исковых требований, с которыми ответчики не согласились, ссылаясь на необоснованность доводов истца.

Чернушинским районным судом Пермского края постановлено приведённое выше решение, об отмене которого просят в апелляционных жалобах ОВД Чернушинского района и ТУ ФА по УГИ в ПК, поскольку считают его незаконным. Во исполнение требований действующего законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации и других маломобильных групп населения принимаются необходимые меры. Истцом не представлено доказательств, несоответствия пандуса по адресу: г.Чернушка, ул. **** требованиям СНиП 35-01-2001. Решение суда является заведомо неисполнимым. Главным распорядителем бюджетных средств для отдела, занимающегося правоохранительной деятельностью, признаётся Министерство внутренних дел РФ в лице ГУ МВД России по Пермскому краю. Без выделения ОВД Чернушинского района денежных средств в установленном порядке для выполнения необходимых работ, а также выбора исполнителя государственного контракта исполнение требуемой от ответчиков обязанности невозможно. ТУ ФА по УГИ в ПК представляет собственника зданий, расположенных по адресу: Пермский край, г. Чернушка ул. **** и ул. ****, принадлежащих Российской Федерации, закреплённых за ОВД Чернушинского района. В полномочия Управления Росимущества не входит определение целей деятельности отдела внутренних дел и её финансирование, при этом данное Управление не осуществляет эксплуатацию рассматриваемых зданий, поэтому не должно нести расходы на создание инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения условий для беспрепятственного доступа в эти здания, к тому же не имеющие назначения и характеристик объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. Поскольку здания по адресу: Пермский край, г.Чернушка ул. **** и ул. **** не могут быть признаны объектами, вновь вводимыми в эксплуатацию или прошедшими реконструкцию, модернизацию после 01 июля 2016 года положения части 1 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 года № 419-ФЗ) и положения части 1 статьи 4 Закона Пермского края «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур Пермского края» к ним не должны применяться.

В поступивших на апелляционные жалобы письменных возражениях прокурор просит оставить решение районного суда без изменения, поскольку не усматривает в жалобах доводов, содержащих правовые основания для отмены постановленного по делу решения.

Проверив в пределах доводов апелляционных жалоб (статья 327.1 ГПК РФ) законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Согласно положениям статьи 7 Конституции РФ: Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 72, пункт "ж" части 1 Конституции РФ социальная защита инвалидов относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

Как предусмотрено положениями статьи 2 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 15 настоящего Федерального закона Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (пункт 1).

Такая же обязанность возложена на органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, организации независимо от их организационно-правовых форм Законом Пермского края от 04.04.2016 года № 627-ПК "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур Пермского края" (п.1.ч.1 ст.4 Закона).

Исходя из установленных по делу обстоятельств, здания, находящиеся по адресу: Пермский край, г. Чернушка ул. **** и ул. ****, принадлежащие Российской Федерации (собственник), закреплённые за Отделом МВД России по Чернушинскому району на праве оперативного управления, используемые для осуществления правоохранительной деятельности в интересах населения, относятся к объектам социальной инфраструктуры, обеспечение беспрепятственного доступа в которые инвалидов и других маломобильных групп населения входит в круг обязанностей ответчиков.

В развитие приведённых выше норм действующего законодательства утверждён Свод правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения актуализированная редакция», введённых в действие с 1 января 2013 года. Согласно пункту 5.1.1. и Б.10 приложения Б настоящих Правил в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединённого с этим зданием (т.е. позволяющий беспрепятственно достичь место и воспользоваться услугой), что обеспечивается пандусами или иными подъёмными устройствами, соответствующими требованиям СП 59.13330.2012.

ОВД Чернушинского района предоставлялись сведения о показателях доступности указанной категории населения двух административных зданий. Имеющиеся пандусы не соответствуют предъявляемым к ним нормативным требованиям в части показателей длины и уклона, что подтверждается результатами проведённой прокуратурой Чернушинского района Пермского края в апреле 2016 года проверки, заключением технического обследования конструкции пандуса по адресу: <...> и направлением в адрес ответчика представления об устранении недостатков.

Общие требования по обустройству пандуса предусмотрены в пунктах 4.1.14 - 4.1.16 СНиПа 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 метров, а уклон - не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9 - 1,0 м. Длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м) и 0,7 м с учётом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,9-1,0 метров. Поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчётливо маркированной цветом или текстурой, контрастно относительно прилегающей поверхности.

С учётом приведённых выше обстоятельств и норм материального права суд первой инстанции правомерно возложил на ответчиков обязанность по созданию инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения условий для беспрепятственного доступа в помещения Отдела МВД России по Чернушинскому району, расположенные по адресу: Пермский край, г.Чернушка ул. ****, ул. ****. Выводы суда основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, их доказанности, не противоречат закону.

Доводы, изложенные в апелляционных жалобах ответчиков, не влекут отмену постановленного по настоящему делу решения. По существу, они сводятся к несогласию с установленными судом нарушениями, не содержат ссылки на обстоятельства, которые не были бы проверены или не учитывались при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение при его разрешении, влияли на обоснованность и законность судебного постановления. В связи с этим в силу несостоятельности судебная коллегия считает их подлежащими отклонению.

Федеральные органы государственной власти обязаны создать инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, том числе жилым, общественным и производственным зданиям и к предоставляемым в них услугам.

Согласно положениям статьи 210, пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, и вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, иным правовым актам, не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (в частности, отчуждать своё имущество, передавать права владения, пользования и распоряжения им).

Как указано в статье 296 настоящего Кодекса, учреждение и казённое предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1).

Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года № 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с которым Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, а также свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункты 1 и 4).

Росимущество закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства, его территориальных органов и подведомственных учреждений, и финансовое обеспечение возложенных на Агентство функций (пункты 5.22 и 5.47).

Учитывая, что ТУ ФА по УГИ в ПК при осуществлении полномочий собственника в сфере управления государственным имуществом обязано участвовать в содержании принадлежащих Российской Федерации зданий, находящихся по адресу: Пермский край, г. Чернушка ул. **** и ул.****, при передаче данных объектов Отделу МВД России по Чернушинскому району в оперативное управление не должны были нарушаться права и охраняемые законом интересы инвалидов и граждан других маломобильных групп населения. В настоящее время переданное имущество не должно находиться в ненадлежащем техническом состоянии (без пандусов, соответствующих предъявляемым к ним нормативным требованиям). В связи с этим ТУ ФА по УГИ в ПК также обязано принимать меры к устранению недостатков, допущенных в процессе реализации полномочий собственника государственного имущества, которые предусмотрены приведёнными выше нормативными положениями.

Руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Апелляционные жалобы Отдела МВД России по Чернушинскому району и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 14.02.2017 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи