ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5147/19 от 10.06.2019 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 33-5147/2019

Судья Лучникова С.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 10 июня 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Горбуновой О.А.,

судей Васева А.В., Стрельцова А.С.,

при секретаре Абузовой А.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на решение Свердловского районного суда г.Перми от 21 февраля 2019 года, которым постановлено:

«Исковые требования Прокурора Свердловского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц к Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» о возложении обязанностей, удовлетворить.

Обязать Министерство науки и высшего образования Российской Федерации профинансировать мероприятия по разработке научно-проектной документации о приспособлении объекта культурного наследия «Учебный корпус» входящего в состав объекта культурного наследия «Училище детей канцелярских служителей (главный корпус, 2 флигеля) для современного использования с учетом реставрации в срок до 30.06.2019.

Обязать ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» не позднее одного года с момент выделения финансирования на мероприятия разработать научно-проектную документацию о приспособлении объекта культурного наследия «Учебный корпус» входящего в состав объекта культурного наследия «Училище детей канцелярских служителей (главный корпус, 2 флигеля) для современного использования с учетом реставрации.

Обязать Министерство науки и высшего образования Российской Федерации профинансировать проведение ремонтных работ на объекте культурного наследия «Учебный корпус» входящего в состав объекта культурного наследия «Училище детей канцелярских служителей (главный корпус, 2 флигеля) не позднее одного года со дня разработки и согласования научно-проектной документации.

Обязать ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно- педагогический университет» не позднее одного года с момента выделения финансирования провести ремонтные работы на объекте культурного наследия «Учебный корпус» входящего в состав объекта культурного наследия «Училище детей канцелярских служителей (главный корпус, 2 флигеля) на основании научно-исследовательской проектной документации без изменения особенностей, составляющих предмет охраны, а также работы по благоустройству и озеленению территории объекта культурного наследия «Учебный корпус», входящего в состав объекта культурного наследия «Училище детей канцелярских служителей (главный корпус, 2 флигеля), ремонтные работы на объекте культурного наследия «Ограда с воротами», входящего в состав объекта культурного наследия «Училище детей канцелярских служителей (главный корпус, 2 флигеля)»,

Заслушав доклад судьи Васева А.В., выслушав представителей ответчиков ФИО1, ФИО2 настаивавших на доводах апелляционных жалоб, представителя истца прокурора Третьякову О.В., представителей третьего лица ФИО3, ФИО4, возражавших против доводов апелляционных жалоб, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Прокурор Свердловского района г.Перми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Министерству науки и высшего образования Российской Федерации (далее – Минобрнауки России), Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» (далее - ФГБОУ ВО «ПГГПУ» о возложении обязанностей.

Судом вынесено вышеуказанное решение, об отмене которого в апелляционных жалобах просят ФГБОУ ВО «ПГГПУ», Минобрнауки России.

ФГБОУ ВО «ПГГПУ» в апелляционной жалобе указывает, что судом неверно истолкован закон при рассмотрении срока исковой давности. О повреждении части памятника «Учебный корпус» неопределенному кругу лиц стало известно с 17 августа 2012 года. Обязанность по возмещению вреда должна быть возложена на виновника пожара – ООО «Урал-Классик-Лифт». Истцом не доказано нахождение объекта «Ограда с воротами» в границах земельного участка ответчика. Судом фактически разрешен вопрос о правах третьих лиц, не привлеченных к участию в деле. Судом разрешены требования, которые не были заявлены истцом. В материалах дела отсутствуют доказательства о закреплении за Университетом на праве оперативного управления «Ограды с воротами», которые являются самостоятельным объектом недвижимости. В решении суда не указан перечень работ, необходимых для ремонта «Ограды с воротами» и благоустройства. Судом не указано в чем заключается нарушение прав неопределенного круга лиц.

В апелляционной жалобе Минобрнауки России указывает, что суд, определяя принадлежность объекта культурного наследия «Ограда с воротами» на праве собственности Российской Федерации и на праве оперативного управления ПГГПУ вышел за пределы исковых требований. Вывод суда о том, что «Ограда с воротами» является объектом благоустройства, а не объектом недвижимости, несостоятелен. Истцом пропущен срок исковой давности. Полномочия собственника в отношении имущества, переданного в оперативное управление ПГГПУ является сильно ограниченным. Обязанности по содержанию объекта культурного наследия могут быть возложены только на держателя охранного обязательства.

От администрации г.Перми, прокурора Свердловского района г.Перми поступили возражения, в которых содержатся просьбы оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представители третьих лиц Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края, Пермского краевого научно-производственного центра по охране памятников (объектов культурного наследия), Общества с ограниченной ответственностью «Урал-Классик-Лифт» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены в установленном законом порядке.

На основании ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в части в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (подпункт 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно ст.6 федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

В соответствии с п.1 ст.33 Федерального закона № 73-ФЗ, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Под сохранением объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор (ст.40 федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).

Приспособление объекта культурного наследия для современного использования - научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия (ст.44 федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ, под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя изыскательские, проектные и производственные работы.

В пункте 1 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ определено, что работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (далее - требования в отношении объекта культурного наследия) (ст.47.1 Федерального закона № 73-ФЗ).

Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер (ст.47.2 Федерального закона № 73-ФЗ).

В соответствии с абз.2 п.11 ст.47.6 Федерального закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.

Из части 1 статьи 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» следует, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 19 ноября 1991 года Пермскому государственному педагогическому институту (пользователю) (переименованному в ФГБОУ ВО «ПГГПУ» приказом Минобрнауки РФ от 25 марта 2016 года № 316) выдано охранное обязательство по памятнику архитектуры – «Здание бывшего училища детей канцелярских служащих», которым установлены обязательства, обеспечивающие установленный режим эксплуатации памятника, проведения ремонтно-реставрационных работ, предусмотренных в акте, составляющем неделимое целое с настоящим охранным обязательством, в том числе: обязательства по содержанию здания памятника и всего связанного с ним имущества в надлежащем санитарном порядке, содержания в благоустроенном состоянии территории участка охранной зоны вокруг памятника, а также незамедлительном извещении Управления о всяком повреждении, аварии или ином обстоятельстве, нанесшем ущерб памятнику и своевременному принятию соответствующих мер против дальнейшего разрушения или повреждения памятника и по проведению его в порядок. Текущий и капитальный ремонт ремонты, а также реставрацию памятника Пользователь производит за свой счет и своими материалами по предварительному письменному разрешению Управления.

На основании распоряжения Комитета по управления государственным имуществом от 30 июля 1998 года №535-р, здание учебного корпуса № 3, назначение: нежилое, 1, подземных этажей – 1 – этажный, общая площадь 1348,8 кв.м., лит.Д, адрес (местонахождения) объекта: ****, предоставлено ФГБОУ ВО «ПГГПУ» на праве оперативного управления (свидетельства о государственной регистрации права от 17 ноября 2008 года, 10 июня 2013 года).

05 декабря 2000 года Губернатором Пермского края издано распоряжение № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения», пунктом 1 которого утвержден Государственный список недвижимых памятников истории и культуры регионального значения согласно приложениям 1 - 5 к данному распоряжению. Согласно списку памятников градостроительства и архитектуры Пермского края регионального значения (приложение № 3) в данный Список под № 115 включено «Училище детей канцелярских служителей (главный корпус, 2 флигеля)» 1825-1829, а именно: №115.1 - учебный корпус, № 115.2 - флигель А, № 115.3 - флигель Б, № 115.4 - ограда с воротами.

Согласно справке Департамента планирования и развития территории г.Перми администрации г.Перми от 21 ноября 2008 года № 22-15437/2 здания, находящиеся в оперативном управлении у Пермского государственного педагогического университета, в Свердловском районе имеют следующие адреса: ул.Сибирская 26 – одноэтажное административное здание (лит.В), общей площадью 182,2 кв.м. и одноэтажное здание учебного корпуса № 3 (лит.Д) общей площадью 1 348,8 кв.м., ул. Сибирская, 24а – одноэтажное здание ангара, общей площадью 329,4 кв.м., ул.Пушкина, 44 – одноэтажное здание спортивного зала (лит.Т, Т1), общей площадью 680,4 кв.м., адрес: ул.Пушкина, 46 относительно данных объектов считать недействительным.

Приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2010 года № 1975, утвержден перечень недвижимого имущества Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет», в том числе: 1-этажное здания учебных корпусов № 1,2,3, 1-этажное административное здание, нежилое помещение, здание общежития, здание спортивного зала по адресам: <...> ул.25-Октября, 37.

Земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410148:1, расположенный относительно ориентира за пределами участка: г.Пермь, Свердловский район, ул.Сибирская, 24, ул.Пушкина, 44, ул.25-Октября, 37, находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у ФГБОУ ВО «ПГГПУ», на праве собственности принадлежит Российской Федерации (выписка из Единого государственного реестра недвижимости).

Приказами Минкультуры России от 24 декабря 2014 года № 2368, 2369, объекты культурного наследия регионального значения «Учебный корпус» (регистрационный номер 591410044760015) и «Ограда с воротами» (регистрационный номер 591410044760045), входящие в состав объекта культурного наследия регионального значения «Училище детей канцелярских служителей (главный корпус, 2 флигеля)» (Пермский край), зарегистрированы в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В целях контроля сохранности объекта культурного наследия регионального значения «Училище детей канцелярских служителей (главный корпус, 2 флигеля)», Государственной инспекцией по контролю за объектами культурного наследия Пермского края проведена проверка, по результатам которой в адрес ФГБОУ ВО «ПГГПУ» внесено предписание № 6 от 24 января 2014 года с требованием разработать и согласовать в установленном действующим законодательством порядке научно-проектную документацию по реставрации указанного объекта культурного наследия регионального значения и установлен срок устранения нарушения до 31 декабря 2014 года, письмом от 29 октября 2015 года № СЭД-27-01-40-233, срок исполнения предписания продлен до 31 декабря 2017 года.

В целях контроля исполнения предписания № 6 от 24 января 2014 года, проведена внеплановая документарная проверка пользователя вышеуказанного объекта культурного наследия, которой выявлено неисполнение ФГБОУ ВО «ПГГПУ» предписания №6 от 24 января 2014 года, что подтверждается актом проверки №2-з-2017 от 14 февраля 2017 года.

31 марта 2017 года Министерством культуры Пермского края утверждено согласованное с ФГБОУ ВО «ПГГПУ» задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, расположенного по адресам: <...>

Постановлением Свердловского районного суда г.Перми от 13 марта 2018 года ФГБОУ ВО «ПГГПУ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление оставлено без изменения на основании решения Пермского краевого суда от 11 мая 2018 года.

14 августа 2018 года в средствах массовой информации на сайте интернет журнала 59.ru размещена информация с заголовком «Карта позора Перми. Корпус педуниверситета сгорел шесть лет назад и ждет 30 млн. на реставрацию».

В соответствии с указанной информацией, 13 сентября 2018 года заместителем прокурора Свердловского района г.Перми принято решение № КД-13 о проведении проверки ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» соблюдения законодательства об объектах культурного наследия РФ.

14 сентября 2018 года в ходе прокурорской проверки произведен технический осмотр объекта культурного наследия объекта культурного наследия «Училище детей канцелярских служителей (главный корпус, 2 флигеля), том числе: здания «Учебный корпус» и «Ограда с воротами», расположенного по адресу: <...> на земельном участке с кадастровым номером **.

В результате технического осмотра установлено, что общее состояние памятника оценивается как неудовлетворительное. В соответствии с ГОСТ 55567-2013, общее состояние оценивается как аварийное. Внешние архитектурные-конструктивные элементы памятника находятся в аварийном состоянии, в том числе - ограда с двумя воротами находится в неудовлетворительном состоянии, а именно: обнаружено фрагментарное отслоение штукатурного слоя цоколя, кирпичные столбы ворот отошли от вертикали.

Кроме того, с целью сохранения объекта и создания надлежащих условий для его использования собственнику (иному законному вальцу) объекта, в акте технического осмотра указано о необходимости проведения работ по сохранению объекта, а именно: разработка научно-проектной документации по реставрации (воссозданию) с приспособлением для современного использования здания учебного корпуса с благоустройством территории в срок до 2020, ремонтные работы по благоустройству территории в срок до 2022, реставрация (восстановление) здания учебного корпуса согласно разработанной проектной документации в срок до 2022.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра физических лиц, ФГБОУ ВО «ПГГПУ» зарегистрировано в качестве юридического лица, учредителем которого является Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Приказом Министерства образования и науки от 25 марта 2016 года № 316 «О федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» утвержден устав учреждения.

Согласно Уставу, учредителем ФГБОУ ВО «ПГГПУ» является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя Университета осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации, имущество Университета находится в федеральной собственности. Министерство образования и науки Российской Федерации в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляет функции и полномочия собственника в отношении имущества, переданного Университету.

Согласно Указу Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» № 215 от 15 мая 2018 года, Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Согласно Перечню организаций, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2018 года № 1293-р, ФГБОУ ВО «ПГГПУ» подведомственен Министерству науки и высшего образования в Российской Федерации.

Учитывая, что прокурорской проверкой выявлено нарушение по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, прокурор Свердловского района г.Перми в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Удовлетворяя заявленный прокурором иск, суд первой инстанции исходил из того, что объект культурного наследия регионального значения - «Училище детей канцелярских служителей (главный корпус, 2 флигеля)», в состав которого входят «Учебный корпус» и «Ограда с воротами», расположенных на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410148:1 по адресу <...> является собственностью Российской Федерации в лице Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и находится в оперативном управлении ФГБОУ ВО «ПГГПУ», в связи с чем они несут обязанность по сохранению объекта культурного наследия в нормативном состоянии.

Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции о возложении на ФГБОУ ВО «ПГГПУ» обязанности по проведению ремонтных работ на объекте культурного наследия «Ограда с воротами», входящего в состав объекта культурного наследия «Училище детей канцелярских служителей (главный корпус, 2 флигеля)», согласиться не может.

Как следует из положений ст.9.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление ряда полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), в том числе и государственную охрану объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно п.65 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 16 сентября 1982 года № 865 мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, не переданных в пользование предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам и не находящихся в их собственности, проводятся за счет специальных средств государственных органов охраны памятников, средств государственного бюджета, а также средств, выделяемых обществами охраны памятников истории и культуры в соответствии с их уставами.

Ссылка в решении суда на обязанность ФГБОУ ВО «ПГГПУ» осуществлять мероприятия по сохранению объекта культурного наследия «Ограда с воротам», входящего в состав объекта культурного наследия «Училище детей канцелярских служителей (главный корпус, 2 флигеля)», является необоснованной, поскольку в оперативное управление ФГБОУ ВО «ПГГПУ» указанный объект культурного наследия не передавался.

Так же является несостоятельной и ссылка суда на положения пп.1, 4, 8 п.1 ст.47.3 Федерального закона № 73-ФЗ, поскольку указанные нормы предусматривают обязанность по поддержанию в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны собственника земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия.

Вместе с тем, «Ограда с воротам», входящая в состав объекта культурного наследия «Училище детей канцелярских служителей (главный корпус, 2 флигеля)», в силу положений абз.2 ст.3 Федерального закона № 73-ФЗ, к объектам археологического наследия не относится.

Не может согласиться судебная коллегия и с выводами суда первой инстанции о том, что «Ограда с воротам», входящая в состав объекта культурного наследия «Училище детей канцелярских служителей (главный корпус, 2 флигеля)», не является объектом недвижимого имущества, поскольку каких либо доказательств данного обстоятельства материалы дела не содержат.

Таким образом, решение Свердловского районного суда г.Перми от 21 февраля 2019 года в части возложения обязанности по проведению ремонтных работ на объекте культурного наследия «Ограда с воротами», входящего в состав объекта культурного наследия «Училище детей канцелярских служителей (главный корпус, 2 флигеля)», подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Доводы апелляционных жалоб о том, что истцом был пропущен срок исковой давности, приводились в суде первой инстанции, суд дал им оценку и привел подробное правовое обоснование их несостоятельности, с чем судебная коллегия соглашается.

Так же судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по возмещению вреда должна быть возложена на причинителя вреда – ООО «Урал-Классик-Лифт», поскольку предметом рассмотрения данного дела являлся не вопрос возмещения вреда, причиненного пожаром, а приведение объекта культурного наследия в надлежащее состояние, что в силу действующего законодательства является обязанностью собственника и держателя охранной грамоты. При этом ответчики не лишены возможности обратиться в суд к ООО «Урал-Классик-Лифт» с требованиями о возмещении причиненных убытков.

Судебная коллегия отмечает, что ответчиками, которые являются лицами, ответственными за содержание объекта культурного наследия, на протяжении более 6 лет с момента пожара не принимаются меры по взысканию причиненного ущерба.

Доводы апелляционной жалобы Минобрнауки России о необходимости возложения обязанности только на ФГБОУ ВО «ПГГПУ» являются несостоятельными в силу следующего.

Выполнение требований по сохранению объекта культурного наследия, вытекающих из общего бремени содержания имущества, в их правовом единстве с нормами гражданского законодательства и ст.40, 48 Федерального закона № 73-ФЗ по своей правовой природе является публичной обязанностью собственника, предусмотренной п.3 ст.44 Конституции Российской Федерации, ограничивающей право собственности и другие права как вещные, так и обязательственные на объект культурного наследия как на особый вид имущества.

Таким образом, уклонение от проведения работ по сохранению является неисполнением взятого Минобрнауки России на себя обязательства перед обществом и государством по сохранению объекта, имеющего историческую, архитектурную, градостроительную и эстетическую ценность, и может привести к его утрате.

Ссылка в жалобе ФГБОУ ВО «ПГГПУ» на то, что решение является неисполнимым, так как не определены конкретные мероприятия, которые должен осуществить ответчик, не указывает на незаконность принятого решения. Ответчик вправе избирать любой способ устранения допущенного нарушения.

Иные доводы, изложенные в апелляционных жалобах, фактически сводятся к несогласию с выводами суда, не содержат данных, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены либо изменения решения суда.

Руководствуясь ст.199, 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Свердловского районного суда г.Перми от 21 февраля 2019 года отменить в части удовлетворения требований о возложении обязанности по проведению ремонтных работ на объекте культурного наследия «Ограда с воротами», входящего в состав объекта культурного наследия «Училище детей канцелярских служителей (главный корпус, 2 флигеля)».

В указанной части принять новое решение.

В удовлетворении требований по возложению на Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» обязанности по проведению ремонтных работ на объекте культурного наследия «Ограда с воротами», входящего в состав объекта культурного наследия «Училище детей канцелярских служителей (главный корпус, 2 флигеля)», отказать.

В остальной части решение Свердловского районного суда г.Перми от 21 февраля 2019 года оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи: