Судья Лустова Н.В. Дело № 33-5148
А-54
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 июня 2014 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда
в составе председательствующего Платова А.С.,
судей Сударьковой Е.В., Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Корхове И.В.,
с участием прокурора Гайдук О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Андриишина Д.В. гражданское дело по иску прокурора Ирбейского района Красноярского края в интересах ФИО2 <данные изъяты> к Управлению социальной защиты населения администрации Ирбейского района Красноярского края о возложении обязанности произвести перерасчет размера мер социальной поддержки из расчета 100% оплаты отопления и освещения за период с 11 февраля 2011 по декабрь 2011 года,
по апелляционной жалобе представителя третьего лица Министерства финансов Красноярского края ФИО1 на решение Ирбейского районного суда Красноярского края от 31 марта 2014 года, которым постановлено:
«Исковые требования удовлетворить.
_Обязать Управление социальной защиты населения администрации Ирбейского района Красноярского края произвести ФИО2 <данные изъяты> перерасчет размера меры социальной поддержки как педагогу пенсионеру за период с 11 февраля 2011 года по декабрь 2011 года из расчета:
_100 % оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления,
100 % оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством края»,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Ирбейского района Красноярского края обратился в интересах ФИО2 с исковыми требованиями к Управлению социальной защиты населения Администрации Ирбейского района Красноярского края (далее – УСЗН Администрации Ирбейского района) о возложении обязанности произвести перерасчет размера мер социальной поддержки педагогу пенсионеру из расчета 100% оплаты отопления и освещения за период с 11 февраля 2011 года по декабрь 2011 года, мотивируя тем, что ФИО2 является педагогическим работником, проработавшим в сельской местности более 10 лет, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, а потому имеющим право на меры социальной поддержки по оплате отопления и освещения жилого помещения как педагог-пенсионер в виде 100% оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления и 100% оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством Красноярского края. Однако, меры социальной поддержки ФИО2 в период с 11 февраля 2011 года по декабрь 2011 года предоставлялись как ветерану труда в размере 50%) оплаты электроснабжения в пределах норматива потребления и 50% оплаты приобретения и доставки твердого топлива, исходя из социальной нормы 22 кв.м. Просил возложить обязанность на УСЗН Администрации Ирбейского района произвести перерасчет размера социальной поддержки педагогу пенсионеру ФИО2 из расчета 100 % оплаты отопления и освещения за период с 11 февраля 2011 года по декабрь 2011 года.
Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица Министерства финансов Красноярского края ФИО1 просит решение отменить и принять новое решение об отказе в иске, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и мотивируя тем, что до 01 января 2012 года предоставление льгот педагогическим работникам сельской местности, вышедшим на пенсию, было предусмотрено только федеральными правовыми актами, потому источником финансирования их предоставления являлся федеральный бюджет. За счет средств краевого бюджета указанная льгота до 01 января 2012 года не предоставлялась. Кроме того, назначение любых мер социальной поддержки носит заявительный характер и только в случае подачи письменного заявления лицом, имеющим право на меры социальной поддержки, производится их назначение. При наличии нескольких оснований для назначения мер социальной поддержки, законодательством предусмотрена такая поддержка только по одному из оснований по выбору получателя. ФИО2 с заявлением о предоставлении льгот как педагогу-пенсионеру не обращалась, а воспользовалась льготами ветерана труда, поэтому она не имеет права на получение льгот по другому основанию.
Помощник прокурор Ирбейского района Шлякова О.С., участвовавшая в деле в суде первой инстанции, представила возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Участвующие в деле лица были извещены о времени и месте рассмотрения дела путем направления судебных извещений заказными письмами с уведомлением по имеющимся в материалах дела адресам, в связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ, полагает, что неявка кого-либо из участвующих в деле лиц не является препятствием для рассмотрения дела.
Проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=6B624AEAE96FBD31B96553E594651492B56C8E87FD781D31E965F991CA5A61769B62AF0E5ET977J" ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Гайдук О.В., полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.
В соответствии с действующими до настоящего времени Постановлениями Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и от 04 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов, имеющими общий стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением.
Согласно абз.3 п.5 ст.55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, действующей до 11 января 2011 года), педагогические работники общеобразовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 ст.6 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», действовавшим до 01 июля 2010 года, предусматривалось предоставление педагогическим работникам субсидий в размере 100 % стоимости освещения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления, в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления.
Законом Красноярского края от 07 февраля 2008 года № 4-1256 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», вступившим в законную силу 09 марта 2008 года, а также Постановлением Правительства Красноярского края от 19 июня 2009 года № 318-П, установлен Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, в соответствии с которым возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, производится Министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края наймодателям жилых помещений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, содержащих в п. 1 ст. 1 указанного Закона Красноярского края от 07 февраля 2008 года № 4-1256, в безналичной форме путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств, открытый в кредитном учреждении.
Таким образом, из данного нормативного регулирования следовало предоставление с 09 марта 2008 года педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, в том числе и пенсионерам-педагогам, льготы по отоплению (теплоснабжению) и освещению в натуральной форме, в виде бесплатной услуги.
Законом Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» (далее - Закон Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691), вступившим в законную силу 01 июля 2010 года, отменен закон Красноярского края от 07 февраля 2008 года № 4-1256 и установлен новый порядок реализации права педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счет педагогических работников в российских кредитных организациях или через отделения федеральной почтовой связи.
В соответствии со ст. 2 Закона Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691 педагогическим работником является педагогический работник краевого государственного или муниципального образовательного учреждения, работающий и проживающий в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), для которого указанное учреждение является основным местом работы, а также указанный педагогический работник, вышедший на пенсию и проживающий в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), общий стаж по основному месту работы которого в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа) составляет не менее 10 лет.
В силу ст. 7 Закона Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691 представление указанных денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2. и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», абзац 3 п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании» изложен в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральным и региональным законодательством был изменен порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности.
Статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 с 29 июля 1967 года по 01 сентября 2010 года работала в муниципальных образовательных учреждениях Ирбейского района, имеет непрерывный педагогический стаж работы в сельской местности более 10 лет, проживает в сельской местности в с. Тумаково Ирбейского района.
В 2011 году ФИО2 на основании ее заявления были предоставлены меры социальной поддержки в размере 50% как ветерану труда на твердое топливо и электроэнергию.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с учетом подлежащих применению вышеприведенных норм материального права, правильно исходил из наличия у ФИО2 права на предоставление УСЗН Ирбейского района мер социальной поддержки по оплате занимаемого жилого помещения с отоплением и освещением в размере 100%, поскольку, ФИО2, являясь педагогическим работником, имеющим педагогический стаж в учреждениях образования в сельской местности более 10 лет, перешла на пенсию и проживает в сельской местности. Заявление ФИО2 о назначении мер социальной поддержки, как ветерану труда, выполнено в виде заранее подготовленного бланка с перечислением оснований социальной поддержки, среди которых отсутствует такое основание как педагог-пенсионер. Указанное обстоятельство суд обоснованно расценил как ограничение права истца на выбор меры социальной поддержки, в связи с чем, пришел к правильному выводу о том, что ФИО2, имея право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением, как проживающая в сельской местности педагог-пенсионер, проработавшая в образовательных учреждениях в сельской местности более 10 лет, вынужденно избрала для себя основанием мер социальной поддержки статус ветерана труда, поскольку иного ей не предлагалось и не предоставлялось, а также право выбора не разъяснялось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что до 01 января 2012 года предоставление льгот педагогическим работникам сельской местности, вышедшим на пенсию, было предусмотрено только федеральными правовыми актами, потому источником финансирования их предоставления являлся федеральный бюджет, а не бюджет Красноярского края не являются основанием для отмены правильного решения. Отсутствие до 01 января 2012 года в Законе Красноярского края 10 июня 2010 года № 10-4691, указания о денежных выплатах на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, отработавших не менее 10 лет в сельской местности, перешедшим на пенсию, либо о механизме возмещения расходов обслуживающей организации на предоставление социальных льгот указанной категории педагогических работников, не может умалять их установленное федеральным законодательством право на получение данных мер социальной поддержки.
Несмотря на то, что порядок предоставления мер социальной поддержки указанной категории педагогических работников, не был разработан и принят (в том числе в Красноярском крае до 01 января 2012 года), имеющееся у них право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением не было отменено, с учетом положений ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ «Об образовании», суд первой инстанции обоснованно исходил из, необходимости применения к данной категории лиц того же порядка предоставления мер социальной поддержки, который установлен для работающих педагогов.
В целом доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании закона. По существу доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется, каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда, в жалобе не приведено, в связи с чем, они не могут явиться основанием для отмены решения. Нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ирбейского районного суда Красноярского края от 31 марта 2014 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя третьего лица Министерства финансов Красноярского края ФИО1– без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: