Судья Чимова З.В. Дело № 33-514/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Черкесск 10 апреля 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего – Матакаевой С.К.,
судей – Боташевой А.Р., Сыч О.А.,
при секретаре судебного заседания – Умаровой З.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Туковой Е.М. на решение Хабезского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 06 февраля 2019 года по иску Туковой Е.М. о признании незаконным постановления администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, в части исключения Туковой Е.М. из очереди, возложении обязанности на администрацию Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики восстановить ее и ее семью в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020 годы».
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КЧР Матакаевой С.К., мнение истца Туковой Е.М. и ее представителя Вегелин И.Ю., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Тукова Е.М. обратилась с иском к Администрации Абазинского муниципального района КЧР о признании незаконным постановления администрации Абазинского муниципального района КЧР, в части исключения Туковой Е.М. из очереди, возложении обязанности на администрацию Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики восстановить ее и ее семью в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016- 2020 годы».
В обоснование иска указала, она и ее семья являлись участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2016-2018 годы». В связи с этим, что у них не имелось информации о продвижении очереди она обратилась в Администрацию Абазинского муниципального района с просьбой разъяснить ситуацию, в начале ноября 2018 года, она получила сведения о том, что ее исключили из списка. В последующем, на основании ее заявления ей вручили копию Постановления Главы Администрации Абазинского муниципального района КЧР № 679 от 30.12.2016. Согласно данному постановлению, она и ее семья были исключены из очереди на основании того, что ее возраст превысил 35 лет. Однако, истец полагает, что достижение ею возраста более 35 лет не может влиять на ее права и права ее семьи, включенных в программу в то время, когда ее семья отвечала всем предъявляемым требованиям для включения их в список молодых семей-участников, и служить основанием для исключения их из списка. Постановлением Администрации Абазинского муниципального района № 679 от 30.12.2016 г. нарушаются ее права на реализацию права на улучшение жилищных условий, предусмотренных законодательством РФ.
Определением суда от 18 декабря 2018 года, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены - КЧРКП «Дирекция капитального строительства» и Министерство туризма и курортов и молодежной политики КЧР.
В судебном заседании суда первой инстанции истец ФИО1 поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации Абазинского муниципального района Карачаево - Черкесской Республики ФИО2 просила в удовлетворении иска отказать, полагая их необоснованными. Пояснила, что администрация Абазинского муниципального района на законных основаниях исключила семью ФИО1 из очереди, по достижению одним из супругов возраста 35 лет.
Представитель Карачаево-Черкесского Республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» ФИО3, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании также полагала, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Представитель третьего лица Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики в судебное заседание не явился, будучи извещенным о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного разбирательства.
Решением Хабезского районного суда КЧР от 06 февраля 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, истец ФИО1 обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований. Указывает, что само по себе достижение возраста 35 лет не является правовым основанием для исключения семьи из списка участников долгосрочной целевой программы. По мнению апеллянта, на момент формирования списка ее семья отвечала критериям участников подпрограммы, а возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы по причине достижения одним из участников возраста свыше 35 лет правилами не предусмотрена, в связи с чем, вывод суда следует признать необоснованным. Так же в апелляционной жалобе ПРОСИТ истребовать сводные списки и рассмотреть вопрос о законности изменения ее очередности, поскольку суд первой инстанции оставил этот вопрос без исследования.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации Абазинского муниципального района ФИО2 просит решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Указывает, что само по себе включение молодой семьи органом местного самоуправления в список (сводный список) молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году не означает, что такие молодые семья обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения жилья.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1 и ее представитель ФИО4 поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований ФИО1
Представитель Администрации Абазинского муниципального района, Дирекции капительного строительства, Министерства туризма курортов и молодежной политики КЧР, извещенные о месте и времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом, не явились.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), предоставляющими возможность рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда КЧР считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела и в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, на основании Постановления администрации Эльбурганского сельского поселения Абазинского муниципального района от 05 мая 2011 года №22 семья Туковых была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
На указанный период действовала федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы.
На основании протоколов заседаний жилищной комиссии №... от <дата>, №... от <дата>, №... от <дата> Постановлением администрации Абазинского муниципального района от 30 декабря 2016 года № 679 ФИО1 исключена из списков участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года в связи с несоответствием условиям программы (возраст превышает 35 лет) (л.д. 6).
Из копии паспорта истца ФИО1 следует, что она родилась <дата>, следовательно, <дата> декабря 2016 года она достигла возраста 36 лет.
Таким образом, установлено, что на момент исключения ФИО1 из списков участников программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» истец уже достигла возраста 36 лет.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец ФИО1 на момент исключения ее семьи из очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий – 30 декабря 2016 года достигла возраста 36 лет, следовательно, не соответствовал требованиям, предъявляемым к участникам программы.
Судебная коллегия считает данный вывод суда правомерным и основанным на нормах материального права, регулирующих данные правоотношения по следующим основаниям.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 8 июля 2014 года № 21-П указал, что одним из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации является принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Реализация таких мер требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учетом социального статуса и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей. При этом, поскольку требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.
Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 сентября 2001 года № 675 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем постановлением от 17 декабря 2010 года № 1050 утвердило новую федеральную целевую программу на 2011 - 2015 годы и соответствующие Правила. Закрепив в них право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации предусмотрело ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. В своих определениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что такое регулирование нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2010 года № 738-О-О).
Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).
После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и форма этого списка определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 20 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 года № 371 (в редакции от 03.06.2015 г.) «Об утверждении государственной программы «Молодежь Карачаево-Черкесии на 2014 - 2018 годы», органы местного самоуправления муниципальных образований, отобранных Карачаево-Черкесской Республикой для участия в подпрограмме, до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формируют списки молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в Управление Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи (с 2015 года в Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики).
Порядок формирования списка молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются Правительством Карачаево-Черкесской Республики.
Управление Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи (с 2015 года Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР) на основании списков молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из республиканского бюджета и (или) местных бюджетов на соответствующий год формирует и утверждает сводный список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по форме, утверждаемой Министерством регионального развития Российской.
Сводный список предоставляется Управлением Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи (с 2015 года Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики) государственному заказчику подпрограммы, в сроки, установленные государственным заказчиком.
После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету Карачаево-Черкесской Республики на планируемый год, и доведения этих сведений до Управления Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи (с 2015 года до Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики), на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Карачаево-Черкесской Республики и (или) местных бюджетах на соответствующих год утверждает списки молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году.
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья. (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 г. N 3-О).
Согласно внесенных изменений в пункт 27 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 (ред. от 25.08.2015) «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы», в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Анализ вышеуказанных правовых норм свидетельствуют о том, что в связи с достижением ФИО1. возраста 36 лет ее семья утратила право на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 гг.», в том числе и состоять в списке участников по целевой программе Абазинского муниципального района.
Учитывая, что истец и ее семья перестали соответствовать критериям (условиям), предъявляемым к участникам подпрограммы и уже не могут быть включены в список претендентов на получение социальной выплаты по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, поскольку их возраст превысил 35 лет, администрация Абазинского муниципального района постановлением от 30 декабря 2016 года №679 обоснованно исключила ФИО1 из вышеуказанного списка.
Судом обоснованно указано, что само по себе, то обстоятельство, что семья истца была включена в список участников подпрограммы на 2011 - 2015 годы не предоставляет истцам безусловное право на получение социальной выплаты, поскольку семья должны отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.
Иное толкование положений вышеуказанных норм означало бы расширение законодателем субъекта Российской Федерации круга участников федеральной подпрограммы и предоставляло возможность участия в ней лиц, чей возраст превышает 35 лет. Между тем в данном случае условия реализации федеральной целевой программы, в том числе и условия при которых молодая семья признается участником этой программы, определяются федеральным законодательством и установление таких критериев не относится к компетенции субъекта Российской Федерации.
Как в силу федерального, так и регионального законодательства молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории «молодая семья».
Проанализировав вышеприведенные нормы федерального и регионального законодательства, регулирующие вопросы государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, суд пришел к выводу об обоснованности исключения истца из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.
Суд указал, что как федеральное, так и региональное законодательство предусматривают в качестве основания для участия молодой семьи в подпрограмме наличие определенного возраста (не более 35 лет для каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье) на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Список утверждается ежегодно, в связи с чем лица, уже достигшие возраста 36 лет, в него не могут быть включены.
В суде первой и апелляционной инстанции установлено, что на момент исключения ФИО1 из списка участников программы в список претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году не была включена.
Так как бюджетные средства имеют адресной и целевой характер, судебная коллегия полагает, что исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в связи с достижением одним из супругов или одним из родителей в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, призвано не допустить нецелевого использования бюджетных средств.
При этом, судебная коллегия отклоняет доводы истца о том, что государство взяло на себя определенные публично-правовые обязательства, от которых не вправе отказаться, поскольку предоставление социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия выплаты определяются законодателем в рамках компетенции.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Выводы суда первой инстанции по обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения исковых требований, подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм гражданского законодательства, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Хабезского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 06 февраля 2019 года по гражданскому делу по иску ФИО1 о признании незаконным постановления администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, в части исключения ФИО1 из очереди, обязании администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики восстановить ее и ее семью в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020 годы» оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: