ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-515/18 от 13.07.2018 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Лаврущева О.Н.

Дело № 33-515/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 июля 2018 года г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Кукшиновой О.М.,

судей Коневой О.А., Кнепмана А.Н.,

при секретаре Кузнецовой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Волохович А.Д. на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 25.04.2018, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований прокурора Биробиджанского района Еврейской автономной области в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Надеждинское сельское поселение» Еврейской автономной области об обязании разработать проект планировки территории села отказать.

Заслушав доклад судьи Кукшиновой О.М., пояснения процессуального истца прокурора прокуратуры ЕАО Витютнева К.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Биробиджанского района ЕАО обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с иском к администрации муниципального образования «Надеждинское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО об обязании разработать проект планировки территории села. В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения градостроительного законодательства при утверждении и реализации правил землепользования и застройки территории. В ходе проверки установлено, что решением Собрания депутатов муниципального образования «Биробиджанский муниципальный» район» от 20.04.2017 № 25 утверждены Правила землепользования и застройки части территории МО «Надеждинское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района. До настоящего времени администрацией МО «Надеждинское сельское поселение» не разработан проект планировки территории села Надеждинское. Учитывая, что обязанность по разработке проектов указанных документов территориального планирования МО «Надеждинское сельское поселение» в силу закона возложена на органы местного самоуправления, неисполнение данной обязанности ответчиком нарушает права неопределённого круга лиц в сфере земельного и градостроительного законодательства.

Прокурор просил суд обязать администрацию муниципального образования «Надеждинское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района разработать проект планировки территории села Надеждинского в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.

В судебном заседании помощник прокурора Волохович А.Д. доводы и требования иска поддержала. Суду пояснила, что к видам документации по планировке территории ст. 41 Градостроительного кодекса РФ относит проект планировки территории. Ответчиком не разработан проект планировки территории села Надеждинское. Неисполнение данной обязанности нарушает права неопределённого круга лиц в сфере земельного и градостроительного законодательства.

Представитель ответчика администрации МО «Надеждинское сельское поселение» Малик И.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился. Суду пояснил, что требования прокурора не соответствуют закону и не целесообразны. Муниципальное образование «Надеждинское сельское поселение» является дотационным, денег не хватает на ежедневные нужды, имеется дефицит бюджета. Выделением земельных участков под «Дальневосточный гектар» по Федеральному закону № 119-ФЗ занимается администрация района, а не поселения.

Подготовка проекта планировки территории осуществляется с целью строительства конкретного объекта. Только в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, подготовка проекта планировки территории является обязательной, в остальных случаях он не требуется. Согласно ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ проект планировки готовят лица, заинтересованные в строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства. Кроме того, ч. 1.2. ст. 45 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в случаях, указанных в ч. 1.1 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ заинтересованные лица подготавливают проект планировки за свой счёт самостоятельно.

Подготовка проекта планировки осуществляется на основании генерального плана поселения (населённого пункта). На с. Надеждинское имеется генеральный план 1975 года. В настоящее время он не актуален. Генеральный план изготавливается на 20 лет. Отсутствие необходимости подготовки нового генерального плана в настоящее время подтверждено решением Собрания депутатов муниципального образования «Надеждинское сельское поселение» от 16.06.2017 № 225. Таким образом, в связи с отсутствием перспективы развития сельского поселения и перспективы строительства объектов федерального, регионального и местного значения, необходимости в подготовке проекта планировки территории села нет.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционном представлении прокурор просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Мотивируя представление, указал, что судом неправильно применены нормы материального права.

Так, согласно ст. 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется, в том числе для установления границ территорий общего пользования.

В настоящее время на территории МО «Надеждинское сельское поселение» документально территории общего пользования не определены. Негативным последствием бездействия администрации сельского поселения может явиться ограничение чьих-либо прав на пользование территориями общего пользования в виду неопределённости их границ.

Нарушение ответчиком ГрК РФ, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» приводит к нарушению интересов Российской Федерации.

В возражениях на апелляционное представление прокурора ответчик администрация МО «Надеждинское сельское поселение» не согласился с её доводами, указав, что судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые обстоятельства и применены нормы материального права.

Представитель ответчика администрации МО «Надеждинское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО в апелляционную инстанцию не явился. О времени и месте слушания дела извещён надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без его участия.

В суде апелляционной инстанциипроцессуальный истец прокурор прокуратуры ЕАО Витютнев К.В. доводы и требования апелляционного представления поддержал.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений на него, выслушав пояснения лица, участвующего в апелляционной инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом установлено, что прокуратурой района по поручению прокуратуры области от <...>№ <...> проведена проверка в сфере исполнения земельного и градостроительного законодательства при предоставлении земельных участков общего пользования, а также требований к осуществлению деятельности в границах территории объектов культурного наследия, общего режима использования земельных участков, в границах которых располагаются объекты культурного наследия.

В ходе проведённой проверки было установлено, что администрацией МО «Надеждинское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО не разработан проект планировки территории села Надеждинское, в связи с чем прокурор просил суд обязать администрацию МО «Надеждинское сельское поселение» Биробиджанского муниципального образования ЕАО разработать проект планировки территории села Надеждинское МО «Надеждинское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения, в частности отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

Компетенция сельского поселения по вопросам местного значения определяется путём отнесения некоторых полномочий городского поселения, поименованных в ч. 1 ст. 14 названного Федерального закона, к полномочиям сельского поселения.

Так, в силу частей 3 и 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесённые к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Как следует из статей 6 и 7 Закона ЕАО от 17.11.2014 № 607-ОЗ «Об отдельных вопросах осуществления местного самоуправления в Еврейской автономной области», полномочия, предусмотренные п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, не закреплены за сельскими поселениями, в том числе за МО «Надеждинское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО. Соответственно, вопросы местного значения такие, как утверждение генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана поселения документации по планировке территории являются вопросам местного значения муниципального района - МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО.

Так, Собранием депутатов МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО принято решение от 20.04.2017 № 25 «Об утверждении Правил землепользования и застройки части территории муниципального образования «Надежденское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО.

Таким образом, прокурор обратился в суд с настоящим иском к ненадлежащему ответчику.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий

В силу ч. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в том числе утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исходя из положений ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи (ч. 2).

Часть 3 указанной статьи определяет, что подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, в следующих случаях:

1) необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения;

2) необходимы установление, изменение или отмена красных линий;

3) необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории;

4) размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу (за исключением случая, если размещение такого объекта капитального строительства планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого объекта капитального строительства не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов);

5) планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов). Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.

Согласно ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории.

В силу ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очерёдности планируемого развития территории.

В соответствии с ч. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления поселения принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в ч. 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учётом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учётом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включённых в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ).

Исходя из системного толкования названных норм права, проект планировки территории является градостроительным документом, который разрабатывается на основании генерального плана территории, правил землепользования и застройки на территорию квартала, микрорайона, а также других территорий, являющихся элементами планировочной структуры, которые подлежат освоению.

Подготовка документации по планировке территории является обязательной только при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий, а также в связи с наступлением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ.

Между тем, в материалы дела не представлено доказательств наступления таких случаев, как и доказательств, подтверждающих комплексное социально-экономическое развитие МО «Надежденское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО.

Таким образом, обязанность по разработке проекта планировки территории села Надежденское администрацией МО «Надежденское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО нормами Градостроительного кодекса РФ и Закона ЕАО от 17.11.2014 № 607-ОЗ «Об отдельных вопросах осуществления местного самоуправления в Еврейской автономной области» не предусмотрена.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.

Доводы апелляционного представления повторяют позицию процессуального истца прокурора Биробиджанского района ЕАО в суде первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем оснований для отмены состоявшегося решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 25.04.2018оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Волохович А.Д. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи