ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5164/20 от 25.06.2020 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья Ильина Н.Н. Дело № 33-5164/2020 (2-284/2020)

Докладчик Ворожцова Л.К.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 июня 2020 года г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Кандаковой Л.Ю.,

судей: Ворожцовой Л.К., Смирновой С.А.,

с участием прокурора Медведевой М.П.,

при секретаре Куцых Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ворожцовой Л.К. гражданское дело по апелляционной жалобе Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система», Управления культуры Киселевского городского округа

на решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 17 марта 2020 года

по иску прокурора города Киселевска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Централизованная библиотечная система», Управлению культуры Киселевского городского округа о понуждении к совершению действий по установке пандусов и оборудованию входной двери,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Киселевска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Централизованная библиотечная система», Управлению культуры Киселевского городского округа о понуждении к совершению действий по установке пандусов и оборудованию входной двери.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Киселевска проведена проверка исполнения законодательства в области социальной защиты инвалидов. В ходе проведения проверки установлено следующее.

Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Централизованная библиотечная система» предоставлено на праве оперативного управления нежилое помещение площадью 355,8 кв.м. на первом этаже здания, расположенного по адресу: г. Киселевск, ул. Ленина, 40, для использования в качестве Центральной детской библиотеки.

Проверкой, проведенной прокуратурой города Киселевска, выявлены нарушения требований законодательства в области социальной защиты инвалидов. Наружные лестницы не оборудованы пандусами, размер площадки составляет 1,2 х 1,6. Данные нарушения зафиксированы в акте проверки от 25 декабря 2019 года.

Согласно п. 1.1 СП 59.13330.2016, требования данного документа необходимо учитывать для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна). Настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и маломобильных групп населения.

В случае невозможности при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений полного приспособления объекта для нужд МГН следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках «разумного приспособления».

Учредителем Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная библиотечная система» является Управление культуры Киселевского городского округа.

Согласно представленным пояснениям руководителей, установка пандуса только планируется в 2020 году. Однако на территории Киселевского городского округа проживают дети-инвалиды, пользующиеся услугами объекта культуры - Центральная детская библиотека. И обозначенный срок для устранения нарушений не может считаться разумным, поскольку доступ к услугам должен быть обеспечен в момент обращения для получения услуги.

Поскольку круг лиц, являющихся инвалидами и пользующихся услугами объекта культуры - Центральная детская библиотека, установить не представляется возможным, такие обстоятельства в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставляют прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в сфере социальной защиты.

Просил возложить обязанность на Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система», а в случае отсутствия денежных средств - на Управление культуры Киселевского городского округа, привести порог входной двери в помещение Детской библиотеки, расположенного по адресу: ул. Ленина, г. Киселевск, в соответствие с требованиями СП 59.13330.2016; установить пандус в помещение Детской библиотеки в соответствие с требованиями СП 59.13330.2016; установив срок, в течение которого указанные действия должны быть исполнены, - в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением Киселевского городского суда Кемеровской области от 11 февраля 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Киселевского городского округа.

Решением Киселевского городского суда Кемеровской области от 17 марта 2020 года исковые требования Прокурора города Киселевска удовлетворены.

В апелляционной жалобе Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» в лице директора Овсянниковой Н.А., Управление культуры Киселевского городского округа в лице начальника Курносенко Е.С. просят решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, указывая на то, что судом принято к производству исковое заявление без соблюдения положений ч. 3 ст. 131 ГПК РФ.

Полагают, что лица, чьи права и интересы защищает прокурор, самостоятельно могут защищать свои права, и правовые основания для предъявления иска в суд прокурором отсутствуют.

Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором принесены возражения.

В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, кроме прокурора, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» в лице директора Овсянниковой Н.А. и Управление культуры Киселевского городского округа в лице начальника Курносенко Е.С. представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Кемеровской области Медведеву М.П., возражавшую против доводов жалобы и полагавшую, что решение суда является законным и обоснованным, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

В части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в своде правил "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденном Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 года N 798/пр.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 25 декабря 2019 года прокуратурой города Киселевска проведена проверка исполнения законодательства о защите инвалидов, по результатам которой установлено, что вход в здание Центральной детской библиотеки, расположенной по адресу: г. Киселевск, ул. Ленина, 40, не оборудован специальными приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ маломобильных групп населения - отсутствует пандус (л.д. 39).

Непринятием мер по реконструкции крыльца здания Центральной детской библиотеки в виде обустройства пандусом или подъемным устройством и поручнями нарушаются требования законодательства о создании условий, обеспечивающих доступность для детей-инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Согласно п.п.1.4, 1.5 Устава муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» по организационно-правовой форме относится к муниципальным учреждениям, по типу - к бюджетным учреждениям.

На основании п.1.7 Устава учредителем Учреждения является муниципальное образование «Киселевский городской округ», функции и полномочия которого осуществляет управление культуры Киселевского городского округа.

Согласно п.1.19 Устава в состав Учреждения входит, в том числе, Центральная детская библиотека (ул. Ленина, 40).

Свидетельством о государственной регистрации права … № … от 24.01.2014 подтверждается, что за Муниципальным бюджетным учреждением культуры «Централизованная библиотечная система» зарегистрировано на праве оперативного управления нежилое помещение, общей площадью 355,8 кв.м., расположенное по адресу: ул. Ленина, 40, пом.1, г. Киселевск, Кемеровская область (л.д. 43).

В ходе судебного разбирательства ответчиками не оспаривалось, что здание Центральной детской библиотеки не оборудовано специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения.

Таким образом, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ и установив, что вход в помещение Центральной детской библиотеки, расположенной по ул. Ленина, 40, г. Киселевска не оборудован средствами подъема для людей с ограниченными возможностями, а именно: пандусами, что приводит к ущемлению законных прав инвалидов, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором исковых требований о понуждении к совершению действий по установке пандусов и оборудованию порога входной двери в учреждение культуры.

Настоящее исковое заявление подано прокурором в рамках предоставленных законодательством полномочий (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации») в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в сфере социальной защиты.

С учетом изложенного приведенные в апелляционной жалобе доводы являются несостоятельными.

Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебного решения в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено, основания для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы ответчиков отсутствуют.

Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 17 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система», Управления культуры Киселевского городского округа – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: