Судья Дмитренко В.М. Дело <данные изъяты> АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Красногорск, Московская область 18 мая 2020 г. Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Колесник Н.А., судей Гордиенко Е.С., Терещенко А.А., при помощнике судьи Новиковой А.С., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Батхель Вероники Сергеевны к Администрации городского округа Щелково Московской области о признании права собственности на жилой дом, по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии РФ на решение Щелковского городского суда Московской области от 01 ноября 2019 года, Заслушав доклад судьи Терещенко А.А., объяснения БатхельВ.С. и ее представителя Алибердиновой Т.Н. установила: Истец Батхель В.С., обратилась в Щёлковский городской суд с иском к Администрации городского округа Щёлково Московской области о признании права собственности на жилой дом. Пояснила, что между Батхель Сергеем Николаевичем и Администрацией Щёлковского муниципального района Московской области 31 августа 2018 года заключен договор аренды земельного участка № <данные изъяты>18 в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, площадью 1090 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты> Батхель С.Н. переуступил свои права и обязанности по вышеуказанному договору аренды истице Батхель В.С. (на основании договора от 06 июня 2019 года о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности). Договор переуступки зарегистрирован в установленном порядке 17 июня 2019 года. Указанный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке органами государственной регистрации 21 сентября 2018г., номер регистрации <данные изъяты> Согласно п. 1.2. указанного договора земельный участок предоставлен для индивидуального жилищного строительства. Ограничений в использовании земельного участка не имеется. Согласно п. 4.4.1 Арендатор обязан использовать участок в соответствии с целью и условиями его предоставления (т.е. для индивидуального жилищного строительства). На указанном земельном участке возведен жилой дом 3-этажный, общей площадью 537,7 кв.м., жилой площадью - 295,1 кв.м., строительство которого осуществлялось без разрешения на строительство (без уведомления о планируемом строительстве). Факт возведения жилого дома подтверждается техническим паспортом. На обращение в администрацию городского округа Щелково с уведомлением о планируемом строительстве жилого дома, получен ответ в соответствии с которым Администрация уведомлением от 02.07.2019г. сообщила о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> Земельный участок полностью расположен в свободной от застройки 150-метровой полосе вдоль границ государственного природного национального парка Лосиный остров»; земельный участок полностью расположен в границах охранной зоны Государственного национального парка федерального значения «Лосиный остров». Строительство, реконструкция, объектов капитального строительства допускается при наличии письменного согласования с Министерством природных ресурсов и экологии РФ. Между тем, категория и вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> прямо предусматривают индивидуальное жилищное строительство, причем в п. 1.3. договора аренды предусмотрено, что ограничений в использовании участка не имеется. Истцом предпринимались, меры к оформлению права собственности на возведенный на арендованном земельном участке жилой дом во внесудебном порядке. Между тем, администрацией городского округа Щелково в уведомлении от 16.05.2019 г. сообщено о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Истец просил суд: признать за Батхель Вероникой Сергеевной право собственности на жилой дом общей площадью 537,7 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>. Представитель ответчика - Администрации г.о. Щёлково Московской области не возражала против удовлетворения исковых требований, оставила разрешение спора на усмотрение суда. Представитель ответчика - ТУ ФАУГИ по Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представил. Представитель третьего лица - Министерства природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды) возражала против заявленного иска, просила отказать в полном объеме. Суд своим решением, требования Батхель В.С. удовлетворил, признал за истицей право собственности на жилой дом общей площадью 537, 7 кв.м. В апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов и экологии РФ просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указав, что земельный участок истца полностью расположен в границах 150-метровой полосы вдоль границ национального парка «Лосиный остров». Судебная коллегия, заслушав объяснения явившихся лиц, проверим материалы дала, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения Щелковского городского суда. Согласно п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Создание имущества с нарушением требований законодательства не влечет возникновения права собственности. В отношении объектов, подпадающих по своим физическим характеристикам под понятие недвижимого имущества, созданных с нарушением требований законодательства, применяются положения ст. 222 ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении прг надлежащего ему земельного участка. Согласно ч. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ). Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Соответственно лица, которым земельные участки предоставлены на законных основаниях, вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием. С соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Из материалов дела усматривается, что между Батхель Сергеем Николаевичем и Администрацией Щелковского муниципального района Московской области 31.08.2018 года заключен договор аренды земельного участка в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, площадью 1090 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты> Батхель С.Н. переуступил свои права и обязанности по вышеуказанному договору аренды Батхель В.С. Договор переуступки зарегистрирован в установленном порядке 17 июня 2019 г. Договор заключен на срок 20 (двадцать) лет (с 31.08.2018 года по 31.08.2038 года). Указанный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке органами государственной регистрации 21 сентября 2018г. Согласно п. 1.2. указанного договора земельный участок предоставлен для индивидуального жилищного строительства. Ограничений в использовании земельного участка не имеется. Согласно п. 4.4.1 Аренда тор обязан использовать участок в соответствии с целью и условиями его предоставления (т.е. для индивидуального жилищного строительства). На земельном участке возведен жилой дом 3-этажный, общей площадью 537,7 кв.м., строительство которого осуществлялось без разрешения на строительство. Факт возведения жилого дома подтверждается техническим паспортом. На обращение в администрацию городского округа Щелково с уведомлением о планируемом строительстве жилого дома, получен ответ в соответствии с которым Администрация сообщила о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по следующим основаниям: Земельный участок полностью расположен в свободной от застройки 150-метровой полосе вдоль границ государственного природного национального парка Лосиный остров»; земельный участок полностью расположен в границах охранной зоны Государственного национального парка федерального значения «Лосиный остров». Строительство, реконструкция, объектов капитального строительства допускается при наличии письменного согласования с Министерством природных ресурсов и экологии РФ; земельный участок находится в пределах приаэродромных территорий аэродромов: Чкаловский, Черное. Согласовать размещение объекта капитального строительства в соответствии с действующим законодательством. Категория и вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> предусматривают индивидуальное жилищное строительство, причем в п. 1.3. договора аренды предусмотрено, что ограничений в использовании участка не имеется. Истцом предпринимались меры к оформлению права собственности на возведенный на арендованном истицей земельном участке жилого дома во внесудебном порядке. В соответствии с нормами ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. В силу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекте планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, а именно сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, границах публичного сервитута, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны, территории или в связи с установлением публичного сервитута. Положения ст. 10 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях, о Байкальской природной территории и ее экологических зонах: индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения); описание местоположения границ таких зон (границ территорий (подзон) в случае, если в границах зоны с особыми условиями использования территории выделяются две или более территории (подзоны), в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков) и территорий; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае, если такими нормативными правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий; реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий (подзон), территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий); реквизиты решений Правительства Российской Федерации о создании, об увеличении площади или о досрочном прекращении существования особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны, об установлении границ Байкальской природной территории и ее экологических зон; Согласно части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, которые не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Возможность признания права собственности на самовольную постройку в судебном порядке предусмотрена п. 3 ст. 222 ГК РФ. В соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. Иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан. Судом по делу была назначена судебная комплексная землеустроительная и строительно-техническая экспертиза, производство которой было поручено экспертам ООО «Специализированное землеустроительное бюро». Из заключения экспертов ООО «Специализированное землеустроительное бюро» следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:14:0040139:656 полностью расположен в трех зонах с особыми условиями использования территории: охранная зона особо охраняемой природной территории Национальный парк «Лосиный остров»; приаэродромная территория аэродрома Чкаловский; приаэродромная территория аэродрома Черное. Постановлением Правительства Москвы и администрации Московской области от 29.04.1992г. № 235-113 установлен рекомендуемый режим использования земель, в том числе в 150-метровой полосе от границ парка «Лосиный остров». Исследуемый объект (земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> полностью расположен в вышеуказанной полосе. Из заключения эксперта Гапоновой Ирины Николаевны - члена Национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, следует, что жилой дом общей площадью 537,7 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: <данные изъяты>, соответствует предъявляемым к объектам индивидуального жилищного строительства, строительным норма и правилам, требованиям технической и пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическим нормам, не угрожает жизни и здоровью и не нарушает права и законные интересы третьих лиц. Суд обоснованно согласился с выводами экспертов ООО «Специализированное землеустроительное бюро» и эксперта Гапоновой И.Н. признав их объективными, обоснованными и достоверными, заключение экспертов содержит исчерпывающие ответы на поставленные судом вопросы, являются определенными и не имеют противоречий, полностью согласуется с материалам дела, ответы на все поставленные перед экспертами вопросы даны в пределах их полномочий и компетенции. Разрешая спор, суд пришел к обоснованному выводу о том, что жилой дом площадью 537, 7 кв.м. возведен в соответствии с документам градостроительного зонирования, на земельный участок с кадастровым номером: <данные изъяты>, расположенный в зоне с особыми условиями использования не накладываются ограничения (зарегистрированные в установленном порядке) на возведение объектов индивидуального жилищного строительства. При таких обстоятельства судебная коллегия находит решение Щелковского городского суда законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Руководствуясь ст. ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: Решение Щелковского городского суда Московской области от 01 ноября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии РФ – без удовлетворения. Председательствующий Судьи |