ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5190/2018 от 19.06.2018 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Гомер О.А. Дело № 33-5190/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 июня 2018 года город Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего

судей

при секретаре

Еремина В.А.,

ФИО1, ФИО2

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации Новоперуновского сельсовета <адрес> Алтайского края на решение Тальменского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу

по иску ФИО4 к администрации Новоперуновского сельсовета <адрес> Алтайского края о признании постановления незаконным, возложении обязанности включить период работы в стаж муниципальной службы, возобновить выплату пенсии за выслугу лет на муниципальной службе.

Заслушав доклад судьи Еремина В.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО4 обратилась в суд с иском к Администрации Новоперуновского сельсовета <адрес> Алтайского края о признании постановления незаконным, возложении обязанности включить период работы в стаж муниципальной службы, возобновить выплату пенсии за выслугу лет на муниципальной службе.

В обоснование заявленных требований указала, что в настоящее время является пенсионеркой. С ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ работала кассиром, бухгалтером расчетной группы администрации Новоперуновского сельсовета <адрес>. За указанный период стаж работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ администрацией зачтен в ее стаж муниципальной службы распоряжением ***а от ДД.ММ.ГГ, вынесенным на основании протокола от ДД.ММ.ГГ. Постановлением от ДД.ММ.ГГ*** с ДД.ММ.ГГ за указанный стаж ответчиком ей назначена доплата к пенсии в размере ***

Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГ***, после консультирования с прокуратурой района, постановление от ДД.ММ.ГГ*** и выплата доплаты были отменены.

С данным решением не согласна, поскольку в соответствии с нормами Конституции РФ, Федеральными законами от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», актами Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, органы местного самоуправления могут вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещающим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительное обеспечение в виде пенсии за выслугу лет. Муниципальные служащие обеспечивают деятельность органов местного самоуправления и способствуют выполнению обязанностей выборных должностных лиц, лиц замещающих муниципальные должности, то есть выполняют единые вопросы местного самоуправления. В связи с чем, социальные гарантии, к которым относится право на дополнительное обеспечение в виде пенсии за выслугу лет, предусмотренные для муниципальных служащих, должны предоставляться и лицам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании. Данный вопрос может регулироваться законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также актами органов местного самоуправления. Согласно п. 4 ст. 10 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***-ЗС «О муниципальной службе в Алтайском крае» в стаж муниципальной службы засчитываются периоды работы (службы), которые включены (засчитаны) в установленном порядке в указанный стаж.

Спорный стаж с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, до введения в действие сводного реестра государственных должностей, ранее был включен в период муниципальной службы, при этом администрация руководствовалась положениями пп. «к» п. 14 Указа Президента РФ от 20.09.2010 № 1141. Пенсия за выслугу лет назначена ей не протоколом от ДД.ММ.ГГ***, а постановлением администрации от ДД.ММ.ГГ, то есть итоговым решением администрации, которая вправе исходя из приведенных норм, устанавливать пенсию муниципальным служащим.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец с учетом уточнения требований, просила признать незаконным и отменить постановление ответчика от ДД.ММ.ГГ*** об отмене постановления о назначении пенсии за выслугу лет муниципальной службы и прекращении начисления ей пенсии с ДД.ММ.ГГ, признать работой в должности специалиста органа местного самоуправления период ее работы в должности кассира и бухгалтера Новоперуновского сельсовета <адрес> с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, включить данный период в ее стаж муниципальной службы, обязать ответчика продолжить выплату ей пенсии за выслугу лет муниципальной службы с ДД.ММ.ГГ.

Решением Тальменского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования ФИО4 к Администрации Новоперуновского сельсовета <адрес> Алтайского края удовлетворены.

Признано незаконным и отменено постановление Администрации Новоперуновского сельсовета <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** об отмене постановления о назначении пенсии за выслугу лет муниципальной службы и прекращении начислении ФИО4 пенсии с ДД.ММ.ГГ.

Признана работой в должности специалиста, служащего органа местного самоуправления период работы ФИО4 в должности кассира и бухгалтера Новоперуновского сельсовета <адрес> с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.

Включен в стаж муниципальной службы ФИО4 период работы в должности кассира и бухгалтера Новоперуновского сельсовета <адрес> с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.

Возложена обязанность на Администрацию Новоперуновского сельсовета <адрес> Алтайского края возобновить с ДД.ММ.ГГ выплату ФИО4 пенсии за выслугу лет муниципальной службы.

В апелляционной жалобе ответчик администрация Новоперуновского сельсовета <адрес> Алтайского края просит решение суда отменить, принять новое решение которым в удовлетворении исковых требований отказать.

В обоснование жалобы указано, что период работы истца с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ на должностях кассира и бухгалтера не относится к муниципальной службе.

Из содержания частей 2 и 3 Закона Алтайского края от 07.12.2007 № 134-ЗС «О муниципальной службе» периоды работы на иных должностях, не относящихся к должностям государственной и муниципальной службы засчитываются в стаж муниципальной службы для назначения ежемесячной надбавки к окладу за выслугу лет, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, либо для назначении пенсии за выслугу лет. Таким образом, законодателем установлено два вида муниципальной службы. Зачет иных периодов в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет производится не только в соответствии с порядком установленным федеральным законодательством, законодательством Алтайского края, но и муниципальными правовыми актами.

Порядок принятия решений о включении в стаж муниципальной службы периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденном постановлением администрации Новоперуновского сельсовета от 19.10.2011 № 24, не предусмотрено возможности включения в стаж муниципальной службы для назначения пенсии периодов работы на должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях. Указанные обстоятельства подтверждены показаниями допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО5

Включение распоряжением администрации Новоперуновского сельсовета в стаж муниципальной службы периода работы с 18.09.2003 по 18.09.2008 в должности бухгалтера согласно протокола комиссии от 15.05.2012 № 1, распоряжения администрации Новоперуновского сельсовета от 16.05.2012 № 12 увеличило стаж муниципальной службы ФИО4 для назначения ежемесячной надбавки к окладу за выслугу лет и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, но не для назначения пенсии за выслугу лет.

По смыслу Указа Президента от 20.09.2010 №1141 должность специалиста, служащего в органах местного самоуправления, существовавшая в период с ДД.ММ.ГГ до введения соответствующих реестров должна иметь свой аналог в Реестрах государственных должностей, должностей государственной и муниципальной службы.

Приложением № 2 к постановлению администрации Новоперуновского сельсовета от 07.07.2007 № 21 «Об установлении должностей муниципальной службы администрации Новоперуновского сельсовета <адрес> утверждены должности руководителей и специалистов централизованной бухгалтерии-главный бухгалтер, бухгалтер. Данные должности в штатных расписаниях администрации Новоперуновского сельсовета 1993-197 гг. именовались соответственно главный бухгалтер, бухгалтер расчетной группы. По мнению заявителя это свидетельствует, что работа в должности кассира и бухгалтера относится к работе технического персонала и не относится к муниципальной службе.

Суд ошибочно пришел к выводу, что стаж для назначения ФИО4 пенсии по выслуге лет составляет 16 лет 1 месяц 14 дней. Полагает, что из установленного судом стажа муниципальной службы истца следует исключить период работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, как назначенного для исчисления дополнительно оплачиваемого отпуска. Стаж истца муниципальной службы, по мнению заявителя, составляет 6 лет 5 месяцев 12 дней, что, согласно действующего законодательства не достаточно для назначения пенсии по выслуге лет.

В возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО4 просит оставить решение суда без изменения, жалобу-без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции ФИО4 считала жалобу не подлежащей удовлетворению, решение законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.

Выслушав явившегося участника процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 02 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного служащего, установленные федеральными закона и законами субъекта Российской Федерации.

Аналогичное положение закреплено в ч. 1 ст. 9 Закона АК от 07 декабря 2007 года «О муниципальной службе в Алтайском крае».

В числе основных государственных гарантий, призванных обеспечивать правовую и социальную защищенность гражданских (муниципальных) служащих, Федеральный закон от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» называет пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Согласно пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Муниципальные служащие при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО4 с ДД.ММ.ГГ принята кассиром в администрацию Новоперуновского сельсовета, ДД.ММ.ГГ переведена бухгалтером расчетной группы администрации Новоперуновского сельсовета, с ДД.ММ.ГГ переведена на должность главного специалиста по земле и имуществу.

ДД.ММ.ГГФИО4 уволена в связи с сокращением штата.

С ДД.ММ.ГГ истец является получателем страховой пенсии по старости.

Постановлением администрации Новоперуновского сельсовета от ДД.ММ.ГГ***ФИО4 назначена пенсия по выслуге лет с ДД.ММ.ГГ.

ДД.ММ.ГГ начисление пенсии по выслуге лет прекращено на основании постановления администрации сельсовета от ДД.ММ.ГГ*** в связи с допущенным нарушением действующего законодательства.

Обращаясь в суд с требованиями, истец указала, что ответчиком необоснованно исключен из ее стажа муниципальной службы период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности кассира и бухгалтера расчетной группы, в результате чего стаж муниципальной службы составляет менее требуемых 15 лет. В связи с чем просила признать незаконным и отменить постановление от ДД.ММ.ГГ*** об отмене постановления о назначении пенсии за выслугу лет муниципальной службы и прекращении начисления ей пенсии, признать работой в должности специалиста органа местного самоуправления период ее работы в должности кассира и бухгалтера Новоперуновского сельсовета <адрес> с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, включить данный период в ее стаж муниципальной службы, обязать ответчика продолжить выплату ей пенсии за выслугу лет муниципальной службы с ДД.ММ.ГГ.

Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, основанном на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства.

Порядок назначения, выплаты и перерасчета пенсии по выслуге лет лицам, получающим пенсию по старости (инвалидности) замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Новоперуновского сельсовета на момент обращения ФИО4 за выплатой пенсии по выслуге лет и назначения данный пенсии органом муниципального образования, регулировался Положением о пенсионного обеспечении муниципальных служащих в Новоперуновском сельсовете, утвержденным решением Совета депутатов Новоперуновского сельсовета Тальменского района Алтайского края от 21.12.2007 № 63 (в редакции изменений от 06.04.2012 № 15 и от 03.09.2012 № 27).

В соответствии с п. 6 названного Положения, стаж муниципальной службы муниципального служащего, дающий право на пенсию, исчисляется в соответствии требованиям Закона Алтайского края «О муниципальной службе в Алтайском крае».

Статьей 25 Федерального закона о муниципальной службе закреплено, что исчисление стажа муниципальной службы, включение в него периодов работы в иных должностях, зачет иных периодов трудовой деятельности, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 Закона Алтайского края о муниципальной службе в Алтайском крае (здесь далее нормы закона приводятся в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГ, т.е. на момент обращения истицы с заявлением о назначении пенсии), в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы в: должностях муниципальной службы; муниципальных должностях; государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы; иных должностях, предусмотренных Указами Президента РФ от 20.09.2010 № 1141, от 19.11.2007.

Согласно пп. «к» п. 14 Указами Президента РФ от 20.09.2010 № 1141, в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, включаются должности руководителей, специалистов и служащих, включая выборные должности, замещаемые на постоянной основе, в органах местного самоуправления с 01.01.1992 до введения в действие сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 11.01.1995 № 32, Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента РФ от 11.01.1995 № 33, перечней государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, и реестров (перечней) государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации.

Аналогичные нормы закреплены в пп. «к» п. 15 Указа Президента РФ от 19.11.2007 № 1532.

Кроме того, согласно п. 20 Указа Президента РФ от 20.09.2010 № 1141, отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.

Порядком принятия решений о включении в стаж муниципальной службы муниципальных служащих периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организация, утвержденным постановлением администрации Новоперуновского сельсовета от ДД.ММ.ГГ*** (с изменениями от ДД.ММ.ГГ***), также установлено, что периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организация, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальным служащим для выполнения обязанности в соответствии с должностной инструкцией, подлежат включению в стаж муниципальной службы совокупной продолжительностью не более пяти лет.

Впервые Реестр должностей муниципальной службы в Алтайском крае утвержден Законом Алтайского края от 10.09.1997 № 48-ЗС «О муниципальной службе в Алтайском крае», вступил в силу с 10.10.1997; Реестре должностей муниципальной службы администрации Новоперуновского сельсовета, утвержден постановлением администрации от 07.07.2008 № 21.

Таким образом, при решении вопроса о включении в стаж муниципальной службы ФИО4 периода работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в данном случае юридическое значение имеет установление такого обстоятельства, как относились ли замещаемые истицей в спорный период должности к должностям руководителей, специалистов и служащих в органе местного самоуправления (пп. «к» п. 14 Указами Президента РФ от 20.09.2010 № 1141) выполнялась работа на предприятии, в учреждении и организации опыт и знание которой, необходимы для исполнения обязанностей по замещаемой должности муниципального служащего (п. 20 Указа Президента РФ от 20.09.2010 № 1141).

Оценив представленные в материалы дела документы, относящиеся к трудовой деятельности истца в спорный период времени, суд пришел к обоснованному выводу о том, что каких-либо доказательств, свидетельствующих об образовании в установленном порядке при администрации Новоперуновсеого сельсовета централизованной бухгалтерии, как структурного подразделения органа местного самоуправления или муниципального учреждения (предприятия), а также прекращения ее деятельности не представлено, в связи с чем правомерно указал, что ФИО4 в спорный период выполняла трудовые функции в органе местного самоуправления-администрации Новоперуновсеого сельсовета, которая являлась исполнительным органом местного самоуправления, осуществлявшим исполнительно-распорядительные функции, в том числе в бюджетно-финансовой сфере.

При этом проанализировав должностные обязанности бухгалтера и кассира администрации Новоперуновского сельсовета в системе действовавшего законодательства о возложении на местные администрации функций по формированию доходной части местных бюджетов за счет местных налогов и сборов, распоряжению бюджетом и контролю за его исполнением суд правильно указал на то, что выполняя работу кассира и бухгалтера администрации Новоперуновского сельсовета в спорный период истец выполняла обязанности по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления, то есть являлась служащей органа местного самоуправления.

Включая спорный период в стаж муниципальной службы, суд правомерно руководствовался ст. 10 Закона Алтайского края о муниципальной службе, устанавливающей, что в стаж муниципальной службы включаются периоды работы в иных должностях, предусмотренных Указами Президента Российской Федерации от 20.09.2010 № 1141, от 19.11.2007, которыми предусмотрены специалисты и служащие органов местного самоуправления с 01.01.1992 до введения в действие реестров государственных должностей государственной службы Российской Федерации (ч. 11.01.1995) и субъектов (с 01.01.1998).

Приняв во внимание, что названными Указами Президента Российской Федерации утверждены перечни должностей для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, в связи с чем засчитываемый период ограничен сроков введения реестров государственных должностей государственной службы, суд пришел к правильному выводу, что при назначении пенсии за выслугу лет муниципальных служащих Алтайского края в стаж муниципальной службы включаются периоды работы в иных должностях органов местного самоуправления с ДД.ММ.ГГ до введения реестра муниципальных служащих – ДД.ММ.ГГ.

Помимо этого, при включении в муниципальный стаж спорного периода следует учитывать, что как усматривается из материалов дела и не оспаривалось ответчиком, работая в администрации Новоперуновского сельсовета в указанных должностях истец получала надбавки, как муниципальный служащий.

Доводы апелляционной жалобы направленные на оспаривание выводов суда о необходимости включения в стаж муниципальной службы спорного периода признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку направлены на переоценку доказательств, сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, были предметом обсуждения суда первой инстанции и получили правильную правовую оценку на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности, в связи с чем не могут повлечь отмены по существу правильного судебного решения.

Указание в жалобе ответчика на то, что из установленного судом стажа муниципальной службы истца следовало исключить период работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ учтенного в целях исчисления дополнительного оплачиваемого отпуска, не может повлечь отмену постановленного судом решения, поскольку каких-либо возражений относительно данного периода ответчиком в ходе рассмотрения дела не заявлялось, предметом исследования суда первой инстанции не являлись.

Иных доводов, заслуживающих внимания и являющихся основанием для отмены постановленного решения, апелляционная жалоба не содержит.

Поскольку доводы жалобы не опровергают обоснованность и законность выводов суда первой инстанции, процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Тальменского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации Новоперуновского сельсовета <адрес> Алтайского края – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***