Судья Черепанин М.А. Дело № 33-5195/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 11.04.2018
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ивановой Т.С.,
судей Кокшарова Е.В.,
Редозубовой Т.Л.,
при секретаре Михайловой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к администрации Верх-Нейвинского городского округа об оспаривании постановления от 18.09.2017 №262 «О снятии с учета граждан, состоящих на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность однократно, бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства» в части снятия с учета, возложении обязанностей по восстановлению в соответствующей очереди и предоставлению земельного участка,
по апелляционной жалобе истцов ФИО1, ФИО2 на решение Невьянского городского суда Свердловской области от 19.12.2017.
Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения истцов ФИО1, ФИО2, судебная коллегия
установила:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с настоящим иском, в котором просили:
признать п.п. 2.25 п.2 постановления администрации Верх-Нейвинского городского округа от 18.09.2017 №262 «О снятии с учета граждан, состоящих на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность однократно, бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства» в части снятия их с учета в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность однократно, бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства недействительным;
обязать администрацию Верх-Нейвинского городского округа (далее - орган местного самоуправления) восстановить в соответствующей очереди, предоставить бесплатно в собственность земельный участок.
В обоснование заявленных требований указали, что на момент обращения в орган местного самоуправления (20.01.2014) и последующей постановки на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность однократно, бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, их семья относилась к категории семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей. Оспариваемым постановлением администрации Верх-Нейвинского городского округа семья истцов снята с соответствующего учета по мотиву достижения дочерью ФИО3 восемнадцатилетнего возраста. Полагали, что на момент постановки на учет, истцы относились к категории граждан имеющих в соответствии с абз. 2 п.п.3 п.2 ст.22 Закона Свердловской области от 07.07.2004 №18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» право на предоставление в собственность однократно, бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем достижение одним членов семьи совершеннолетия не относится к обстоятельствам, влекущим снятие их с учета.
Ответчик иск не признал, и ссылаясь на необоснованность заявленных требований указал, что достижение 29.07.2015 ФИО3 восемнадцатилетнего возраста влечет безусловную утрату истцами статуса семьи, имеющей трех и более несовершеннолетних детей и прекращение соответствующего права на предоставление в собственность однократно, бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Решением Невьянского городского суда Свердловской области от 19.12.2017 иск ФИО1, ФИО2 оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, истцами подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неверно применены нормы материального права.
На апелляционную жалобу от ответчика поступили письменные возражения, согласно которым решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела, с правильным применением норм материального и процессуального права, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
В суд апелляционной инстанции явились истцы, поддержавшие доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет».
Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, в соответствии с ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 01.03.2015, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При этом, абз.2 п.2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 01.03.2015 прямо предусматривал, что граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
С 01.03.2015 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации утратила силу, в связи с принятием Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ, случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно стали определяться в соответствии со ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.6 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральный законодатель предоставил полномочия по определению оснований и условий для бесплатного предоставления земли гражданам, имеющим трех и более детей, исключительно законодателю субъекта Российской Федерации, при этом до 01.03.2015 Земельным кодексом Российской Федерации установлена форма соответствующего правового акта - закон субъекта Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодательства на территории Свердловской области принят Закон от 07.07.2004 №18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» (далее - Закон Свердловской области от 07.07.2004 №18-ОЗ), абз. 2 п.п.3 п.2 ст.22 которого предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства следующей категории, в частности гражданам, являющимся на день подачи заявления, указанного в части 1 пункта 3 статьи 25 настоящего Закона Свердловской области, родителями или лицами, их заменяющими, воспитывающими трех и более несовершеннолетних детей, в случае их совместного обращения с указанным заявлением либо в случае обращения с этим заявлением одного из родителей или лиц, их заменяющих, с которым совместно постоянно проживают трое и более несовершеннолетних детей.
В силу положений ст.25 Закона Свердловской области от 07.07.2004 №18-ОЗ учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, ведется путем: принятия граждан на такой учет; ведения очереди граждан, состоящих на таком учете; снятия граждан, состоящих на таком учете, с учета.
Учету в порядке, установленном в настоящей статье, подлежат граждане, указанные в п.п. 3 п. 2 ст. 22 настоящего Закона Свердловской области (п.1 ст.25).
Учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, ведется органами местного самоуправления, к полномочиям которых муниципальными нормативными правовыми актами отнесено ведение этого учета, - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законами Свердловской области (п.п. 2 п. 2 ст.25).
Принятие граждан на учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявлений о принятии на учет граждан, нуждающихся в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков (далее - заявления о принятии на учет).
Заявления о принятии на учет подаются гражданами в органы местного самоуправления, к полномочиям которых муниципальными нормативными правовыми актами отнесено ведение этого учета, - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законами Свердловской области (п. 3 ст.25).
По результатам рассмотрения заявлений о принятии на учет и документов, прилагаемых к заявлениям о принятии на учет, органами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, принимается решение о принятии гражданина на учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п.п. 1 п. 4 ст. 25).
Решения о снятии граждан, состоящих на учете граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с учета принимаются органами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.
Граждане, состоящие на учете граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, снимаются с учета в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности ( п.п.2 п.8 ст. 25).
Орган, указанный в пункте 2 настоящей статьи, выдает или направляет гражданину, в отношении которого этим органом принято решение о снятии гражданина с учета, заверенную копию принятого решения в течение пяти дней со дня его принятия (п. 9 ст.25).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на момент обращения в орган местного самоуправления (20.01.2014) и последующей постановки на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность однократно, бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, семья истцов относилась к категории семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.
Постановлением администрации Верх-Нейвинского городского округа от 18.09.2017 №262 «О снятии с учета граждан, состоящих на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность однократно, бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства» (п.п. 2.25 п.2) семья истцов снята с соответствующего учета по мотиву достижения их дочерью ФИО3 29.07.2015 восемнадцатилетнего возраста.
Инициируя обращение в суд с настоящим иском, ФИО1, ФИО2 полагали, что на момент постановки на учет, истцы относились к категории граждан имеющих в соответствии с абз. 2 п.п.3 п.2 ст.22 Закона Свердловской области от 07.07.2004 №18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» право на предоставление в собственность однократно, бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем достижение одним членов семьи совершеннолетия не относится к обстоятельствам, влекущим снятие их с учета.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно истолковал подлежащие применению положения Закона Свердловской области от 07.07.2004 №18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области», вследствие чего, исходя из фактических обстоятельств дела, пришел к верному выводу об утрате истцами статуса семьи, имеющей трех и более несовершеннолетних детей, влекущей прекращение соответствующего права на предоставление в собственность однократно, бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку изложенные в решении суда выводы соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Из правильно установленных судом первой инстанции обстоятельств следует, что оспариваемое решение органа местного самоуправления принято уполномоченным органом в пределах компетенции, не противоречит нормативным правовым актам и не нарушает права, свободы и законные интересы истцов.
Указанные выводы суда, сделаны с учетом системного анализа вышеприведенных положений Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Свердловской области от 07.07.2004 №18-ОЗ, которым предусмотрено регулирование отдельных правоотношений при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории субъекта Российской Федерации.
Возражения апеллянтов относительно невозможности применения к спорным правоотношениям положений Закона Свердловской области от 20.11.2009 №100-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области», и ошибочным, по мнению стороны истцов, выводам суда о принятии ФИО1, ФИО2 на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность однократно, бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства на основании наличия у них статуса многодетной семьи, утрата которого повлекла исключение их семьи из соответствующих списков, не основаны на фактических обстоятельствах дела.
Из положений ст.1 Закона Свердловской области от 20.11.2009 №100-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области» следует, что настоящий Закон регулирует отношения, связанные с предоставлением в Свердловской области мер социальной поддержки многодетным семьям, а именно семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет, в том числе детей, принятых в семью на воспитание.
В свою очередь, разрешая спор, суд первой инстанции правильно руководствовался требованиями Закона Свердловской области от 07.07.2004 №18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области», регламентирующих порядок учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности граждан воспитывающих трех и более несовершеннолетних детей, который не поставлен в зависимость о признании такой семьи многодетной в том смысле, в котором это предусмотрено Законом Свердловской области от 20.11.2009 №100-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области».
Принятие истцов на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, произведено на основании заявлений о принятии на учет граждан, нуждающихся в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков, в соответствии с порядком, предусмотренным п.3 ст. 25 Закона Свердловской области от 07.07.2004 №18-ОЗ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент постановки на учет, истцы относились к категории граждан имеющих в соответствии с абз. 2 п.п.3 п.2 ст.22 Закона Свердловской области от 07.07.2004 №18-ОЗ право на предоставление в собственность однократно, бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем достижение одним членов семьи совершеннолетия не относится к обстоятельствам, влекущим снятие их с учета, подлежат отклонению, как не соответствующее положениям п.п.2 п.8 ст. 25 Закона Свердловской области от 07.07.2004 №18-ОЗ, предусматривающим возможность снятия с соответствующего учета, в случае утраты такими гражданами оснований, дающих им право на получение в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Ссылки апеллянтов на наличие в действиях органа местного самоуправления злоупотребления правом, вследствие длительности не предоставления истцам в собственность однократно, бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом обстоятельств постановки их на учет (20.01.2014), прекращения соответствующего права (29.07.2015), номера очередности ФИО1, ФИО2 на получение в собственность земельного участка, надлежащими средствами доказывания не нашли своего подтверждения.
Снятие истцов с учета в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность однократно, бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства по прошествии значительного времени (18.09.2017) после прекращения у них соответствующего права (29.07.2015) к таковым обстоятельствам не относится, поскольку прав ФИО1, ФИО2 не нарушает.
Иных доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Её содержание по существу повторяет позицию истцов в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 327, ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Невьянского городского суда Свердловской области от 19.12.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов ФИО1, ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий: Т.С. Иванова
Судья: Е.В. Кокшаров
Судья: Т.Л. Редозубова