Дело № 33-51/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тюмень 16 января 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Григорьевой Ф.М.,
судей Жегуновой Е.Е., Пуминовой Т.Н.,
с участием прокурора Сипиной С.Ю.
при секретаре Тайшиной Ю.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Правительства Тюменской области, в лице представителя ФИО1, действующей на основании доверенности от <.......>, на решение Центрального районного суда города Тюмени от 08 октября 2012 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Центрального АО г. Тюмени в интересах ФИО2 к Администрации г. Тюмени, Правительству Тюменской области об обязании предоставить жилое помещение, удовлетворить.
Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление ФИО2, <.......> года рождения, вне очереди по договору социального найма жилого помещения, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящемуся на территории г. Тюмени, общей площадью не менее <.......>.
Обязать Администрацию г. Тюмени предоставить ФИО2, <.......> года рождения вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории г.Тюмени, общей площадью не менее <.......>
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., объяснения истца ФИО2, судебная коллегия,
установила:
Прокурор Центрального АО г. Тюмени в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд с иском в интересах ФИО2 к администрации г. Тюмени, Правительству Тюменской области об обязании Правительства Тюменской области обеспечить предоставление ФИО2 жилого помещения; обязании администрации г. Тюмени предоставить ему жилое помещение.
Требования мотивированы тем, что прокурором Центрального АО города Тюмени была проведена проверка по обращению ФИО2, <.......> года рождения, по факту нарушения его жилищных прав, как ребенка, оставшегося без попечения родителей. В результате проверки было установлено, что с 2007 года истец будучи в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей - отец ФИО3 и мать ФИО4, на основании решения Центрального районного суда г. Тюмени от <.......>. были лишены родительских прав в отношении сына. На основании Приказа Управления по образованию Администрации г. Тюмени от <.......>. над несовершеннолетним ФИО2 была назначена опека – опекуном назначена ФИО5 В связи с тем, что истец жильем на праве собственности не обладал, какое-либо жилое помещение за ним закреплено не было, в соответствии с Распоряжением администрации города Тюмени за <.......> от <.......>. он был принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по категории дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения. В связи с тем, что истцу до настоящего времени жилое помещение ответчиками не предоставлено, прокурор в интересах ФИО2 просил суд об обязании Правительства Тюменской области обеспечить предоставление ему вне очереди по договору социального найма жилого помещения, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории города Тюмени Тюменской области, общей площадью не менее <.......>.; об обязании администрации г. Тюмени предоставить истцу вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным жилищных законодательством требованиям, находящееся на территории города Тюмени Тюменской области, общей площадью не менее <.......>
В судебном заседании помощник прокурора Центрального АО города Тюмени ФИО6 и истец ФИО2 требования иска поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.
Представители ответчиков администрации г. Тюмени, Правительства Тюменской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик Правительство Тюменской области, в лице представителя ФИО1, действующей на основании доверенности. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая, что при вынесении решения судом первой инстанции не был применен закон, подлежащий применению. Считает, что суд, возлагая на Правительство Тюменской области обязанность по обеспечению истцу предоставление жилого помещения не учел, что в соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка детей-сирот относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, а не субъекта федерации. В то время как ответчик - Правительство Тюменской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области. Законом Тюменской области № 197 «О регулировании жилищных отношений в Тюменской области» и Положением о главном управлении строительства Тюменской области, Правительство области возложило обязанности по реализации жилищной политики, в том числе и отдельным категориям граждан – на Главное управление строительства Тюменской области. Так же считает, что судом были неправильно истолкованы статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей», устанавливающей, что обеспечение детей - сирот по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм осуществляется органами исполнительной власти и относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. При этом, представитель ответчика полагает, что поскольку согласно Устава Тюменской области Правительство Тюменской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области, то закон, устанавливающий расходное обязательство субъекта федерации по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, не относит реализацию данного расходного обязательства только к исключительной компетенции Правительства Тюменской области. Обязательство по обеспечению предоставления истице жилого помещения должно быть возложено на Главное управление строительства Тюменской области. Кроме того, в апелляционной жалобе указывается, что принятое решение о предоставлении истцу вне очереди жилого помещения может нарушить права других лиц ранее вставших на учет для обеспечения вне очереди жилой площадью.
В возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а жалобу ответчика – не подлежащей удовлетворению. Указывает, что истец, относясь к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладал правом на предоставление жилого помещения по договору социального найма. Нормы жилищного законодательства не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
В возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО2 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия Тюменского областного суда не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ФИО2 <.......> года рождения, является лицом из числа детей-сирот, поскольку его мать ФИО4 и отец ФИО3, решением Центрального районного суда г.Тюмени от <.......> лишены родительских прав (л.д.14-15).
На основании приказа Управления по образованию Администрации г.Тюмени от <.......> опекуном над несовершеннолетним ФИО2 назначена ФИО5 (л.д.24).
Судом правильно установлено, что ФИО2 не имеет жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности и закрепленного за ним жилого помещения, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Выводы суда подтверждаются материалами дела, в частности Распоряжением <.......> от <.......>, из содержания которого следует, что истец был поставлен на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, справкой Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области» об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество в отношении истца (л.д.46).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что истец имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, является правильным, основанным на нормах действующего законодательства.
В силу частей 1, 2, 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
В соответствии со ст. 7 Закона Тюменской области № 137 от 07 октября 1999 года «О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» нуждающиеся в улучшении жилищных условий дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа при прекращении опеки (попечительства) имеют право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области.
Статьей 27 Закона Тюменской области от 09 ноября 2011 года № 71 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2012 год и на плановый 2012 и 2014 годов» органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в приложении 19 к настоящему Закону, наделены государственным полномочием по принятию решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области гражданам, имеющим право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области, и заключению договора социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с указанными гражданами, за исключением случаев передачи права заключения договора социального найма иным лицам по соглашению.
В соответствии со ст. 43 указанного закона для осуществления полномочий бюджетам соответствующих муниципальных образований из областного бюджета предоставляются субвенции в объеме, устанавливаемом законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В Перечне, изложенном в Приложении 19 к Закону Тюменской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» указан городской округ город Тюмень.
Учитывая положения указанных выше правовых норм, судебная коллегия Тюменского областного суда находит верными выводы суда первой инстанции о возложении на Администрацию города Тюмени обязанности предоставить истице вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения с заключением договора социального найма, а на Правительство Тюменской области - обеспечить такое предоставление.
В апелляционной жалобе ответчик, выражая несогласие с приведенными выводами суда первой инстанции, указывает, что суд при вынесении решения необоснованно возложил обязанность по обеспечению предоставления истцу жилого помещения на Правительство Тюменской области.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктами 14.2, 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Как следует из содержания части 2 статьи 5 Закона Тюменской области от 05 июля 2000 года № 197 «О регулировании жилищных отношений в Тюменской области», органы исполнительной власти Тюменской области обеспечивают исполнение федеральных и областных законов, регулирующих жилищные отношения, и принимают на их основе соответствующие нормативные правовые и правовые акты.
Частью 3 названной статьи предусмотрено, что полномочия, предусмотренные частью 2, осуществляются Правительством Тюменской области, органами исполнительной власти Тюменской области в пределах их компетенции.
В силу частей 1,7 ст.41 Устава Тюменской области, Правительство Тюменской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области. При этом, в компетенцию Правительства области входит управление и распоряжение собственностью Тюменской области в соответствии с областными законами, а также управление федеральной собственностью, переданной в управление Тюменской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также осуществление иных полномочий, отнесенных к ведению субъектов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. «и» ч.1 ст.3, ч.1 ст.15 Закона Тюменской области от 12 октября 2001 года № 426 «О бюджетном процессе Тюменской области», исполнение областного бюджета обеспечивается Правительством области, при этом последнее осуществляет правовое регулирование бюджетного процесса, устанавливает и исполняет расходные обязательства областного бюджета.
Регламентом Правительства Тюменской области (постановление Правительства Тюменской области от 20 сентября 2007 года № 220-п), предусмотрено, что Правительство Тюменской области организует исполнение законодательства Российской Федерации, осуществляет систематический контроль над выполнением органами исполнительной власти области, формируемыми Правительством, их полномочий (п.1.5).
При таких обстоятельствах, тот факт, что Положением о главном управлении строительства Тюменской области (утв. Постановлением Правительством Тюменской области от 01 июня 2009 года № 146-п), последнее наделено полномочиями по обеспечению условий для осуществления гражданами прав на жилище и по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, не является юридически значимым для рассмотрения настоящего дела, поскольку не свидетельствует об освобождении ответчика от полномочий, возложенных на него вышеуказанными нормами закона.
Таким образом, судебная коллегия Тюменского областного суда находит вывод суда о возложении обязанности по обеспечению предоставления жилого помещения на Правительство Тюменской области правильным, основанным на нормах действующего законодательства.
Не влияет на принятое решение довод апелляционной жалобы о нарушении принятым судом решением прав иных лиц, вставших на учет нуждающихся ранее истца, поскольку истец в силу закона имеет право на обеспечение жильем без учета какой-либо очередности и вне зависимости от наличия или отсутствия такого же права у иных граждан, имеющих одинаковый с ним статус.
Судебная коллегия Тюменского областного суда считает, что разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Центрального районного суда города Тюмени от 08 октября 2012 года оставить без изменения. Апелляционную жалобу Правительства Тюменской области оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии: