ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5205/2016 от 14.12.2016 Астраханского областного суда (Астраханская область)

судья .. дело № 33-5205/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 14 декабря 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Костиной Л.И.,

судей областного суда: Конышевой И.Н., Ожеговой И.Б.,

при секретаре: П.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Костиной Л.И.

дело по апелляционным жалобам войсковой части 15650, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», Министерства обороны Российской Федерации

на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ

по делу по иску военного прокурора 37 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к войсковой части 15650, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к проведению специальной оценки условий труда рабочего места,

установила:

военный прокурор 37 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, указав, что при проведении проверки исполнения должностными лицами войсковой части 15650 законодательства о трудовых правах граждан установлено, что работодателем для лиц, осуществляющих трудовую деятельность по трудовым договорам, является командир войсковой части 15650, который в нарушение требований Федерального закона «О специальной оценке условий труда», статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации мероприятия, направленные на проведение специальной оценки труда рабочего места «техник по эксплуатации и ремонту оборудования» ЛИЦ по условиям не выполнил. Несоблюдение и невыполнение работодателем требований по проведению специальной оценки условий труда рабочего времени нарушает как права работников, работающих в настоящее время, так и неопределенного круга граждан, которые вправе вступать с указанной организацией в трудовые отношения, на безопасные условия труда. Просит обязать войсковую часть 15650, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» и Министерство обороны Российской Федерации провести специальную оценку условий труда указанного рабочего места.

Представитель 37 военной прокуратуры гарнизона ФИО2 поддержал исковые требования.

Представители ответчиков войсковой части 15650, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» и Министерства обороны Российской Федерации, третьих лиц ФКУ «УФО МО РФ по Ростовской области» извещенные о слушании дела, в судебное заседание не явились, представили отзывы, в которых просят в удовлетворении требований прокурора отказать.

Представитель третьего лица ФКУ «ЦФО МО РФ по Астраханской области» ФИО3 считала иск необоснованным.

Представитель третьего лица Департамента финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился.

Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования военного прокурора удовлетворены.

В апелляционной жалобе войсковая часть 15650 ставит вопрос об отмене решения, поскольку обращение военного прокурора в судебные органы в защиту прав неопределенного круга лиц является необоснованным, в отсутствие соответствующих полномочий. Данное решение не отвечает требованиям исполнимости, в нем не дано должной оценки тому, что без разрешения уполномоченными управлениями и департаментами Министерства обороны Российской Федерации вопроса о выделении денежных средств, заключения государственного контракта, войсковая часть не имеет возможности исполнить решение суда; в резолютивной части решения отсутствует разграничение полномочий и обязанностей, возложенных на конкретного ответчика по исполнению решения.

В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» просит решение суда отменить, поскольку прокурором неправомерно предъявлены требования к данным ответчикам, так как они не являются работодателем по отношению к гражданам, работающим в войсковой части по трудовым договорам. Принятое по делу решение является неисполнимым по причине отсутствия денежных средств, выделяемых федеральным бюджетом, для проведения специальной оценки условий труда рабочего места. Органы прокуратуры не уполномочены осуществлять проверки соблюдения трудового законодательства без участия органов государственной трудовой инспекции, при этом прокурор незаконно обратился в интересах неопределенного круга лиц, так как работники, занимающие должности, в отношении которых постановлено решение о возложении обязанности проведения специальной оценки условий труда рабочего места, определены и известны. Суд, принимая решение вышел за пределы заявленных требований, поскольку требование к МО РФ и ФКУ «УФО МО РФ по Ростовской области» об обеспечении финансирования мероприятий по специальной оценке условий труда не заявлялось и не рассматривалось.

На заседание судебной коллегии представитель войсковой части 15650 не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений не представил. При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав докладчика, объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» ФИО4, поддержавшего доводы жалоб, проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно абзацу 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.

В силу частей 1 и 4 статьи 8 названного Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.

Судом первой инстанции установлено, что военной прокуратурой в рамках осуществлении надзора за соблюдением органами военного управления прав и социальных гарантий работников воинских частей проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 15650 требований законодательства об охране труда, в ходе которой установлено, что специальная оценка условий труда в указанной войсковой части не произведена, чем нарушаются права и законные интересы работников.

Так, в частности, не проведены мероприятия, направленные на проведение специальной оценки труда рабочего места «техник по эксплуатации и ремонту оборудования» ЛИЦ.

Из представленных материалов дела следует, что во исполнение приведенных норм закона, войсковой частью 15650 в ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» были направлены все необходимые документы и запрос о планировании выделения денежных средств на проведение аттестации рабочих мест, на что получен ответ, что в настоящее время отсутствуют возможности провести мероприятия по проведению торгов и заключения контракта с определенной лицензированной организацией на проведение специальной оценки условий труда рабочего места, поскольку денежные средства Департаментом финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации на эти цели не выделены.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт бездействия со стороны ответчиков, выразившегося в не проведении специальной оценки условий труда в войсковой части 15650, в результате которого нарушены трудовые права работников, занимающих должность техника по эксплуатации и ремонту оборудования ЛИЦ.

Отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

Кроме того, не проведение специальной оценки условий труда может лишить данного работника, работающего в войсковой части, уволенного, либо вновь принятого, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно с вредными и опасными условиями труда.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 31 мая 1996 года №61-ФЗ «Об обороне» управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации. Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является работодателем в отношении работников воинских частей.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 3910 «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации являются, в том числе, командиры воинских частей в отношении работников подчиненных воинских частей.

Для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, создано ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», которому Министерство обороны Российской Федерации делегировало некоторые свои полномочия.

Согласно Положению о ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», утвержденному Министром обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в его полномочия входят заключение в соответствии с законодательством Российской Федерации от своего имени договоров (контрактов) с юридическими и физическим лицами в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, утвержденных бюджетной сметой с учетом их целевого назначения; размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерациями и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации (пункт 29).

Давая оценку доводам Министерства обороны Российской Федерации и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» о незаконности предъявленных к ним требованиям, так как они не являются работодателем по отношению к гражданам, работающим в войсковой части по трудовым договорам, районный суд правильно указал, что обязанность по исполнению запроса командира войсковой части 15650 о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в войсковой части 15650 путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», как на юридическом лице, на которого такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Положением о ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа».

Кроме того, осуществление мероприятий по специальной оценке условий труда, предусмотренной федеральным законом, напрямую связано со спецификой правоотношений в сфере военного управления, со структурным подчинением воинских формирований непосредственно управлениям военных округов, и поступления лимитов бюджетных обязательств в установленном порядке на указанные цели от Министерства обороны Российской Федерации.

Оценивая сложившиеся между сторонами правоотношения, а также исходя из взаимосвязанных положений трудового законодательства и норм специального закона, регламентирующих порядок производства специальной оценки условий труда, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований военного прокурора.

Другие доводы, приведенные в апелляционных жалобах, приводились представителями ответчиков в предоставленных ими отзывах в суде первой инстанции, которым суд дал надлежащую правовую оценку. Оснований для иной оценки доказательств у судебной коллегии не имеется.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем доводам жалоб судом дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не установлено.

С учетом изложенного принятое по делу судебное постановление суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда.

определила:

решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционные жалобы войсковой части 15650, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.