ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5216/2015 от 11.03.2015 Московского областного суда (Московская область)

  Судья Капцова Т.Ю. Дело № 33-5216/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

 председательствующего Терещенко А.А.,

 судей Чиченевой Н.А., Соколовой Н.М.,

 при секретаре Рыковой А.Н.

 рассмотрела в открытом судебном заседании 11 марта 2015 года апелляционную жалобу ФИО1 на решение Волоколамского городского суда Московской области от 18 декабря 2014 года по делу по иску Брянской таможни к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей.

 заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., объяснения ФИО1,

 установила:

 Брянская таможня обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей. Требования мотивированы тем, что ответчик не вывез до истечения установленного срока транспортное средство, временно ввезенное на территорию Таможенного союза, что влечет наступление обязанности по уплате таможенных платежей и пени в сумме 438 071 руб. 75 коп.

 В судебное заседание представитель Брянской таможни не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

 Ответчик ФИО1 исковые требования не признал, пояснив, что не смог вовремя выехать на машине из России, так как повредил ногу, однако документов, подтверждающих данное обстоятельство, не имеет. Протокол об административном правонарушении, Акт камеральной таможенной проверки, решение по результатам таможенной проверки получил и не обжаловал.

 Решением Волоколамского городского суда Московской области от 18 декабря 2014 года исковые требования Брянской таможни удовлетворены.

 В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

 Выслушав объяснения ответчика ФИО1, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему.

 В соответствии со ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств (п. 2). В случае, если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории Таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза (п. 5).

 Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, установлен Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».

 В соответствии со ст. 11 Соглашения транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза иностранными физическими лицами любым способом, - на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более чем на один год, могут использоваться на таможенной территории Таможенного союза физическими лицами, осуществившими их ввоз. До истечения срока временного ввоза указанные транспортные средства подлежат таможенному декларированию таможенному органу с целью выпуска в свободное обращение, с целью обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, установленные Таможенным Кодексом Таможенного союза.

 Согласно п. 1 ст. 5 Соглашения товары для личного пользования, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и подлежащие таможенному декларированию в соответствии с ТК ТС и настоящим Соглашением, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до уплаты причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, выпуск которых для личного пользования на таможенной территории Таможенного союза был осуществлен при наличии ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами для личного пользования, установленных в связи с использованием в их отношении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.

 В соответствии с п. 5 ст. 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, прекращается (помимо иных оснований) у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.

 При этом в соответствии с п.п. 3 п. 6 указанной статьи сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств при их невывозе до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза считается день истечения срока их временного ввоза.

 Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу (ст. 75 ТК ТС).

 Таким образом, в случае, если обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства осуществляется по истечении установленного таможенным органом срока временного ввоза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном п. 7 ст. 14 Соглашения, то есть, в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для личного пользования в свободное обращение, исчисленным на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой транспортные средства были выпущены для личного пользования с целью временного нахождения на таможенной территории Таможенного союза.

 При временном ввозе товаров, в отношении которых предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных платежей, льгота применяется в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми она предоставлена.

 Из материалов дела усматривается, что 29.11.2013 в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Троебортное Брянской таможни на участок таможенного контроля легкового автотранспорта, выезжающего из России, прибыл автомобиль Mersedes 200 Е Sedan, рег. № <данные изъяты>, под управлением ФИО1, предъявившего для таможенного контроля пассажирскую таможенную декларацию № <данные изъяты>, в которой таможенным органом установлен срок временного ввоза до 18.11.2013. В назначенный день вывоз указанного автомобиля с территории Российской Федерации не был осуществлен. Декларирование и уплата таможенных платежей ответчиком не производились.

 29.11.2013 старшим государственным инспектором ОТО и ТК таможенного поста МАПП Троебортное Брянской таможни в отношении ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.18 ч. 1 КоАП РФ (л.д. 17-18).

 В соответствии с п. 1 ст. 93 ТК ТС таможенные пошлины, налоги взыскиваются таможенным органом, которым произведен выпуск товаров.

 Согласно п. 1 ст. 91 ТК ТС в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов Таможенного союза.

 Пунктом 4 ст. 91 ТК ТС установлено, что при неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней установлен ст. 151 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

 В силу ч. 2 ст. 151 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» за исключением случаев, предусмотренных частями 5-8 ст. 151, пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

 В соответствии с указанием ЦБ РФ от 13.09.2012 № 2873-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», начиная с 14.09.2012, ставка рефинансирования Банка России устанавливается в размере 8,25 % годовых.

 Частью 3 ст. 150 Федерального закона № 311-ФЗ предусмотрено, что до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 13 статьи 154 и частью 2 статьи 157 Федерального закона, а также, если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган.

 Согласно ст. 152 Федерального закона № 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов (ч. 1). Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе, если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров (ч. 5). Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (ч. 6).

 Брянской таможней была проведена камеральная таможенная проверка, в ходе которой установлен факт невывоза ФИО1 по истечении установленного срока временно ввезенного транспортного средства. Результаты проверки зафиксированы в Акте камеральной таможенной проверки № 10102000/400/280314/А0096 от 28.03.2014 (л.д. 19-22).

 28.03.2014 заместителем начальника ОТКПВТ, уполномоченным в соответствии с приказом Брянской таможни от 06.12.2013 № 935, было принято решение о взыскании с гражданина Республики Молдова ФИО1 подлежащей уплате суммы таможенных пошлин и налогов в размере 421384 руб. 91 коп. (л.д. 23-26).

 Вышеуказанные Акт камеральной таможенной проверки и решение по результатам таможенной проверки ФИО1 получены и не обжалованы.

 На основании ч. 6 ст. 152 Федерального закона № 311-ФЗ 03.04.2014, то есть в течение 5 рабочих дней, Брянской таможней был составлен Акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей № <данные изъяты> (л.д. 28). 11.04.2014 Брянская таможня выставила ответчику требование об уплате таможенных платежей № 430, которое было направлено в адрес должника 15.04.2014 (исх. № 20-29/13834) и получено им (л.д. 31-35).

 В соответствии с ч. 11 ст. 152 Федерального закона № 311-ФЗ срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования.

 Однако в установленный законом срок требование истца исполнено не было.

 Частью 17 ст. 152 Федерального закона № 311-ФЗ предусмотрено, что при неисполнении требования об уплате таможенных платежей в сроки, установленные настоящей статьей, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 18 Федерального закона.

 Согласно расчету истца сумма таможенных платежей, подлежащих уплате ответчиком при таможенном оформлении для личных целей вышеуказанного автомобиля, составляет 421384 руб. 91 коп., пени за период с 19.11.2013 по 11.04.2014 – 16686 руб. 84 коп.

 Данный расчет проверен судом первой и апелляционной инстанций и признан правильным.

 Таким образом, общая задолженность ответчика перед истцом составляет: 421384,91 руб. + 16 686,84 руб. =438 071 руб. 75 коп.

 Доводы ответчика о том, что он не смог своевременно вывезти автомобиль с территории России по причине нахождения автомобиля в неисправном состоянии, а также в связи с полученной ответчиком травмой ноги, не подтверждены допустимыми доказательствами, в связи с чем обоснованно не приняты судом во внимание.

 Исходя из изложенного, суд правомерно удовлетворил заявленные истцом требования.

 Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения, поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, применен закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям, дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено.

 Доводы апелляционной жалобы ФИО1 не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену, поскольку основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.

 Руководствуясь ст.ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 определила:

 решение Волоколамского городского суда Московской области от 18 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи