ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5219/2014 от 27.08.2014 Ярославского областного суда (Ярославская область)

 Судья Запорожец И.В. Дело № 33-5219/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ломтевой Л.С.

 судей Малахова В.А., Суринова М.Ю.

 при секретаре Марковой О.С.

 рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ломтевой Л.С.

 27 августа 2014 года

 гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО2, Территориальной избирательной комиссии г. Тутаева и Тутаевского района на решение Тутаевского городского суда Ярославской области от 18 августа 2014 года, которым постановлено:

 «Отказать в удовлетворении заявления ФИО2 об отмене решения Территориальной избирательной комиссии г.Тутаева и Тутаевского района от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 7, возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию г.Тутаева и Тутаевского района зарегистрировать ФИО2 в качестве кандидата в депутаты Муниципального Совета Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 7».

 Судебная коллегия установила:

 ФИО2 обратился в суд с заявлением об отмене решения Территориальной избирательной комиссии г.Тутаева и Тутаевского района от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 7, возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию г.Тутаева и Тутаевского района зарегистрировать ФИО2 в качестве кандидата в депутаты Муниципального Совета Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 7.

 В обосновании заявленных требований указано, что Решением ТИК г. Тутаева и Тутаевского района (далее ТИК) № от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ назначены дополнительные выборы депутата Муниципального Совета Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 7. Информация о назначении Выборов опубликована в Тутаевской массовой муниципальной газете <данные изъяты> № ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 уведомил ТИК о своем самовыдвижении в качестве кандидата на предстоящие Выборы, представил соответствующее заявление, а также документы, подтверждающие сведения, изложенные в заявлении. ДД.ММ.ГГГГ кандидат в поддержку своего самовыдвижения представил в ТИК подписные листы, а также итоговый протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, справку ОАО «<данные изъяты> о состоянии специального избирательного счета, заявление о назначении доверенных лиц, заявления трех доверенных лиц. Все указанные выше документы ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ у заявителя в помещении ТИК принимал непосредственно председатель ТИК ФИО1 Он же подписывал соответствующие Подтверждения о получении этих документов. ДД.ММ.ГГГГ заявитель дополнительно представил в ТИК: первый финансовый отчет с приложением: учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда Кандидата и справки ОАО «<данные изъяты> о состоянии вклада за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, уведомление об отсутствии изменений в сведениях о кандидате. Однако председатель ТИК ФИО1 отказался принимать представленные заявителем документы, сославшись на то, что по Закону о выборах Ярославской области эти документы должны подаваться одновременно с документами поданными Кандидатом ДД.ММ.ГГГГ При этом возражения Кандидата о том, что правовые последствия представления первого финансового отчета не одновременно с документами для регистрации, в Законе не указаны, председателем ТИК были отклонены. ДД.ММ.ГГГГ Тик уведомила ФИО2, что им не представлен первый финансовый отчет и сведения об изменении данных о кандидате или соответствующее заявление об отсутствии этих изменений. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 были представлены в ТИК указанные документы, о чем было выдано подтверждение.

 Решением ТИК от ДД.ММ.ГГГГг. № Заявителю было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 7. Основанием для отказа в регистрации, согласно Решения ТИК от 09.08.14г., является - отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации Кандидата, документов, необходимых в соответствии с Законом №67-ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт «в» п.24 ст. 38 Закона №67-ФЗ). С вынесенным решением ТИК заявитель не согласен, т.к. им своевременно были представлены все необходимые документы. Кроме того, ТИК был нарушен принцип гласности в деятельности избирательной комиссии, поскольку формы финансовых отчетов и перечень прилагаемых к ним документов по Выборам, официально не были опубликованы в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях, что противоречит п.1 ст. 32 Закона ЯО №27-з.

 Судом вынесено указанное выше решение.

 В апелляционной жалобе ФИО2 ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.

 В возражениях на апелляционную жалобу прокурора указывается на законность и обоснованность вынесенного решения.

 В апелляционной жалобе Территориальной избирательной комиссии г. Тутаева и Тутаевского района ставится вопрос об изменении мотивировочной части решения, ввиду несоответствия вывода суда установленным обстоятельствам.

 Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалоб, обсудив их, заслушав ФИО2 и его представителя по устному ходатайству ФИО4, заключение прокурора Галиной Н.Э., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене с принятием нового решения в связи со следующим.

 В соответствии с п.10 ст.44 Закона ЯО №27-з от 02,06.2003 г. «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» (далее Закон ЯО) выдвижение кандидатов, списков кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления муниципального образования Ярославской области и на должность главы муниципального образования Ярославской области, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов начинается за 60 дней и заканчивается за 40 дней до дня голосования.

 Согласно Решения ТИК г. Тутаева и Тутаевского района № от ДД.ММ.ГГГГ дополнительные выборы депутата Муниципального Совета Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области второго созыва по одномандатному избирательному округу №7 назначены на ДД.ММ.ГГГГ.

 Из содержания приведенных правовых предписаний следует, что кандидаты в депутаты Муниципального Совета Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области второго созыва по одномандатному избирательному округу №7 на выборах, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, обязаны представить для выдвижения и регистрации необходимые документы не позднее ДД.ММ.ГГГГ

 Из материалов дела следует, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.2 ст.44 Закона ЯО представил в ТИК заявление о согласии баллотироваться и документы, предусмотренные п.2 <2> ст.44 Закона ЯО. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в ТИК были представлены документы для регистрации кандидата, в соответствии с требованиями ст.ст.45,47,71 Закона ЯО.

 Согласно п.1 ст.77 Закона ЯО кандидаты, избирательные объединения представляют в соответствующую избирательную комиссию для регистрации первый финансовый отчет одновременно с документами, определенными пунктом 1 статьи 50 настоящего Закона.

 Из п.1 ст.50 Закона ЯО следует, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2<2> и 3 статьи 44 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

 Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется при предоставлении кандидатом, избирательным объединением сведений об изменениях в данных о кандидате (кандидатах), предоставленных ранее при выдвижении в соответствии с пунктами 2 - 3 статьи 44 настоящего Закона, а в случае отсутствия изменений - соответствующего заявления.

 При выборах депутатов представительного органа муниципального образования, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, предусмотренные пунктом 3 ст.44 Закона ЯО (п.4 ст.44 Закона ЯО).

 ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в ТИК были представлены первый финансовый отчет, заявление об отсутствии изменений данных о кандидате. Вместе с тем, в принятии указанных документов ДД.ММ.ГГГГ Территориальной избирательной комиссией ФИО2 было отказано. Представитель ТИК в суде первой инстанции данные обстоятельства подтвердил (л.д.152).

 В силу п.1<1> ст.50 Закона ЯО при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов Губернатора Ярославской области, депутатов Ярославской областной Думы, глав муниципальных районов и городских округов Ярославской области также документы, представленные в соответствии с пунктом 3<1>) статьи 44 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2<2> статьи 44 настоящего Закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.

 Во исполнение указанной нормы закона, ДД.ММ.ГГГГ ТИК уведомила ФИО2 об отсутствии документов, представление которых в избирательную комиссию предусмотрено законом ЯО, а именно об отсутствии первого финансового отчета и сведений об изменениях данных о кандидате, представленных ранее при выдвижении, а в случае отсутствия изменений – соответствующего заявления. ДД.ММ.ГГГГ указанные документы были представлены ФИО2 и приняты ТИК, о чем было выдано подтверждение.

 ДД.ММ.ГГГГ решением ТИК № ФИО2 было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 7 на основании пп.«в» п.24 ст.38 ФЗ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (далее ФЗ №67-ФЗ) (аналогичная норма закреплена в ст.50 Закона ЯО), а именно: первого финансового отчета и сведений об изменениях данных о кандидате, либо заявления об отсутствии таких изменений.

 Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу, что отказ ФИО2 в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета является законным, поскольку первый финансовый отчет и заявление об отсутствии изменений данных о кандидате, не были представлены ФИО2 в избирательную комиссию одновременно с документами, определенными п.1 ст.50 Закона ЯО.

 Судебная коллегия, с указанным выводом не соглашается, поскольку он противоречит закону.

 Перечень оснований для отказа в регистрации кандидата предусмотрен п.24 ст.38 ФЗ №67-ФЗ и п.8<1> ст.50 Закона ЯО и является исчерпывающим.

 Такого основания, как неодновременное предоставление кандидатом предусмотренных законом документов для регистрации, указанные нормы закона не содержат.

 Кроме того, ни Федеральный закон №67-ФЗ, ни Закон ЯО не содержат запрета на прием территориальной избирательной комиссией от кандидата дополнительных документов, необходимых для регистрации и предусмотренных этими законами. Наоборот п.1.1 ст.38 ФЗ №67-ФЗ и п.<1.1> ст.50 Закона ЯО предусматривают обязанность избирательной комиссии уведомить кандидата об отсутствии каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), предусмотрено данными законами. Таким образом, судебная коллегия считает, что предоставление кандидатом дополнительных документов необходимых для регистрации, в установленные законом сроки для выдвижения и регистрации (в данном случае до ДД.ММ.ГГГГ), не противоречит требованиям ФЗ №67-ФЗ и Закона ЯО.

 Материалами дела подтверждается и не оспаривается представителем заинтересованного лица - ТИК г. Тутаева и Тутаевского района, что первый финансовый отчет и заявление об отсутствии изменений данных о кандидате, были представлены ФИО2 в территориальную избирательную комиссию ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до истечения срока выдвижения кандидатов и предоставления документов для регистрации. Неправомерные действия ТИК, выразившиеся в отказе в приеме указанных документов, повлекли принятие незаконного решения об отказе в регистрации кандидата, и к нарушению пассивного избирательного права ФИО2 Указанные документы были приняты ТИК лишь ДД.ММ.ГГГГ

 Кроме того, судебная коллегия учитывает, что Территориальной избирательной комиссией г. Тутаева и Тутаевского района были допущены нарушения п.1 ст.32 Закона ЯО, согласно которого решения избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях, если это предусмотрено в самих решениях.

 Из материалов дела следует, что п.2 Решения ТИК г. Тутаева и Тутаевского района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов избирательных объединений, кандидатов при проведении дополнительных выборов депутата Муниципального Совета Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области второго созыва по одномандатному избирательному округу №7» предусмотрена публикация данного решения в газете <данные изъяты>.

 Вместе с тем, указанное Решение с Инструкцией в газете «Берега» было опубликовано не полностью. В частности утвержденная форма первого финансового отчета и порядок его предоставления опубликованы не были, что, безусловно, повлияло на сроки предоставления ФИО2 указанного отчета и повлекло нарушение его избирательных прав на открытость и гласность деятельности избирательной комиссии при подготовке и проведении выборов, предусмотренных п.5 ст.3 ФЗ №67-ФЗ.

 С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения, об удовлетворении требований ФИО2

 Доводы апелляционной жалобы Территориальной избирательной комиссии г. Тутаева и Тутаевского района с учетом установленных обстоятельств, правового значения не имеют, в связи с чем, жалоба удовлетворению не подлежит.

 Руководствуясь ст. ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 о п р е д е л и л а:

 Решение Тутаевского городского суда Ярославской области от 18 августа 2014 года отменить.

 Принять новое решение.

 Отменить решение Территориальной избирательной комиссии г.Тутаева и Тутаевского района от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 7 ФИО2.

 Обязать Территориальную избирательную комиссию г.Тутаева и Тутаевского района зарегистрировать ФИО2 в качестве кандидата в депутаты Муниципального Совета Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 7.

 Апелляционную жалобу Территориальной избирательной комиссии г. Тутаева и Тутаевского района на решение Тутаевского городского суда Ярославской области от 18 августа 2014 года оставить без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи