ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5222/2018 от 06.04.2018 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Коробач Е.В.

Дело № 33-5222/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 06.04.2018

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Волошковой И.А.,

судей

Фефеловой З.С.,

Кучеровой Р.В.

при секретаре Базловой Ю.А., рассмотрела в помещении суда в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело

по иску Нижнетагильского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония ГУФСИН России по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о возложении обязанности по устранению ненадлежащих материально-бытовых условий осужденных в части не обеспечения осужденных необходимым вещевым имуществом,

поступившее по апелляционным жалобам ответчиков Федерального казенного учреждения Исправительная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области, Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 18.12.2017,

Заслушав доклад судьи Кучеровой Р.В., пояснения прокурора ( / / )5, представителя ответчиков ( / / )4, судебная коллегия,

установила:

Нижнетагильский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ ИК ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России о возложении обязанности по устранению ненадлежащих материально-бытовых условий осужденных в части не обеспечения осужденных необходимым вещевым имуществом.

В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенных прокуратурой проверок установлено, что осужденные, вновь прибывшие в ФКУ ИК- ГУФСИН России по Свердловской области для отбывания наказания, в ( / / ) года не обеспечивались носками, трусами, майками. Согласно справке ФКУ ИК- ГУФСИН России по Свердловской области, обеспеченность осужденных учреждения таким вещевым имуществом как трусы составляет -40 %, майки- -50 %, носки хлопчатобумажные – 50 %. По состоянию на ( / / ) остатков вышеуказанного вещевого имущества на складе учреждения не имеется. ( / / ) Нижнетагильским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и.о. начальника ФКУ ИК- ГУФСИН России по Свердловской области внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, выразившихся в несоблюдении требований ст. 99 УИК РФ в части ненадлежащих материально-бытовых условий по обеспечению осужденных вещевым имуществом. На основании изложенного просит обязать ответчика устранить ненадлежащие материально-бытовые условия осужденных в части не обеспечения осужденных необходимым вещевым имуществом, таким как майки, трусы, носки хлопчатобумажные, для устранения нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства, установить срок 3 месяца, со дня вступления решения суда в законную силу.

Решением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 18.12.2017 исковые требования Нижнетагильского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония ГУФСИН России по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о возложении обязанности по устранению ненадлежащих материально-бытовых условий осужденных в части не обеспечения осужденных необходимым вещевым имуществом, были удовлетворены. На ФКУ ИК- НУСФИН России по Свердловской области была возложена обязанность по обеспечению в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, всех осужденных, отбывающих наказание в учреждениях, вещевым довольствием –майки, трусы, носки хлопчатобумажные; на ФСИН России была возложена субсидиарная ответственность за выполнение перечисленных обязательств, в случае недостаточности у ФКУ ИК- ГУФСИН России по Свердловской области денежных средств для выполнения обязательств по обеспечению всех осужденных, отбывающих наказание в учреждении вещевым довольствием - майки, трусы, носки хлопчатобумажные; с ФКУ ИК- ГУФСИН России по Свердловской области в доход бюджета городского округа ... была взыскана государственная пошлина в размере 6000 руб.

С таким решением не согласился ответчик ФКУ ИК ГУФСИН России по Свердловской области, подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить и принять новое, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Обеспечить осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК необходимым вещевым имуществом не представляется возможным ввиду отсутствия бюджетного финансирования. Поскольку решение вопроса об обеспечении осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК- необходимым вещевым имуществом зависит от соответствующего финансирования из средств федерального бюджета, а органы прокуратуры и суд, в свою очередь не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность государственных органов и из подведомственных учреждений либо подменять орган, в чью компетенцию входит разрешение вопросов о формировании бюджета и выделении бюджетных ассигнований на соответствующие нужды, полагает, что оснований для удовлетворения иска не имелось. Кроме того, ФКУ ИК ГУФСИН России по Свердловской области освобождено от уплаты государственной пошлины.

Также с решением не согласился ответчик ФСИН России, подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, вынести новое, которым в удовлетворении иска отказать. Полагает, что судом были нарушены норма материального права, и неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы осуществляется из средств федерального бюджета, приобретение вещевого имущества для осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК- возможно осуществить лишь в пределах доведенных до ФСИН России и подведомственных учреждений лимитов бюджетных обязательств. Таким образом, суд неправомерно возложил на ФСИН России обязанность по обеспечению финансирования деятельности ФКУ ИК- при недостаточности денежных средств по обеспечению всех осужденных, отбывающих наказание в учреждении, вещевым довольствием. Кроме того, органы прокуратуры и суд не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность государственных органов и их подведомственных учреждений либо подменять орган, в чью компетенцию входит разрешение вопросов о формировании бюджета и выделении бюджетных ассигнований на соответствующие нужды.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчиков по доверенностям от ( / / ), от ( / / )( / / )4 на апелляционных жалобах настаивал, просил решение отменить, и вынести новое об отказе в удовлетворении иска. В случае оставления решения без изменения, просил освободить от уплаты госпошлины, в связи с отсутствием денежных средств.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции помощник прокурора ( / / )5 возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, считает решение законным и обоснованным, поэтому просил оставить его без изменения.

Заслушав прокурора, представителя ответчиков, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции было установлено, подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривалось, что в ходе проведенных прокуратурой проверок установлено, что осужденные, вновь прибывшие в ФКУ ИК ГУФСИН России по свердловской области для отбывания наказания, в июле и августе 2017 года не обеспечивались носками, трусами, майками.

Обеспеченность осужденных ФКУ ИК- ГУФСИН России по Свердловской области таким вещевым имуществом как трусы составляет- 40 %, майки- 50 %, носки хлопчатобумажные -50 %. По состоянию на ( / / ) остатков вышеуказанного вещевого имущества на складе учреждения не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 82, 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», приказом Минюста России от 03.12.2013 № 126, положениями Устава ФКУ ИК ГУФСИН по СО, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что обязанность по обеспечению осужденных надлежащим материально-бытовыми условиями, соблюдение требований уголовно-исполнительного законодательства лежит на ФКУ ИК- ГУФСИН России по Свердловской области, а поскольку возложенные на него законом обязанности не выполняются надлежащим образом, правомерно удовлетворил иск прокурора, возложив на ФКУ ИК ГУФСИН по СО обязанность по обеспечению всех осужденных, отбывающих наказание в учреждении, вещевым довольствием в виде маек, трусов и носком хлопчатобумажных.

Также суд первой инстанции верно отметил, что отсутствие финансирования не освобождает ФКУ ИК- ГУФСИН по СО от обязанностей возложенных на него законом.

Доводы жалобы ответчика ФСИН России о том, что суд неправомерно возложил на него обязанность по обеспечению финансирования деятельности ФКУ ИК- России по СО судебная коллегия также во внимание не принимает, поскольку разрешая данный вопрос судом первой инстанции верно были применены нормы материального права и сделаны выводы, с которыми судебная коллегия соглашается.

Доводы жалоб о том, что органы прокуратуры и суд не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность государственных органов и их подведомственных учреждений либо подменять орган, в чью компетенцию входит разрешение вопросов о формировании бюджета и выделении бюджетных ассигнований на соответствующие нужды, судебная коллегия во внимание также не принимает, поскольку данным решением суд не вмешивается в административно-хозяйственную деятельность государственных органов, а всего лишь обязывает исполнить обязанности, которые возложены на них законом.

Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы жалобы ответчика ФКУ ИК- ГУФСИН России по СО о том, что они освобождены от уплаты государственной пошлины, заслуживают внимание.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» утверждена структура федеральных органов исполнительной власти (пункт 17 Указа), к которым, в том числе, отнесена Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России).

Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 , предусмотрено, что ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (п. 5).

Государственное учреждение освобождается от уплаты государственной пошлины по делу, если оно выполняет отдельные функции государственного органа и при этом его участие в гражданском процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов.

В настоящем споре, участие ФКУ ИК- ГУФСИН России по Свердловской области в качестве ответчика обусловлено выполнением функций государственного органа, следовательно, в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ оно освобождено от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, решение суда о взыскании с ФКУ ИК- ГУФСИН России по Свердловской области государственной пошлины подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 320, 327.1, пунктом 1 статьи 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 18.12.2017 по гражданскому делу по иску Нижнетагильского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония ГУФСИН России по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о возложении обязанности по устранению ненадлежащих материально-бытовых условий осужденных в части не обеспечения осужденных необходимым вещевым имуществом, отменить в части взыскания с ФКУ ИК ГУФСИН России по Свердловской области в бюджет городского округа Краснотурьинск государственной пошлины в размере 6 000 руб., в остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий И.А. Волошкова

Судьи З.С. Фефелова

Р.В. Кучерова