РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Татаренкова Н.В. дело № 33 – 5227 / 2018 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 ноября 2018 г. г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе
председательствующего Шевченко Л.В.,
судей Яковлева Н.А., Шкарупиной С.А.,
с участием прокурора Маркеловой Г.И.,
при секретаре Чика О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ФКУ КП 12 УФСИН России по Калининградской области, ФСИН России и УФСИН России по Калининградской области на решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 04 сентября 2018 года, которым суд исковые требования Калининградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Калининградской области удовлетворил; обязал ФКУ КП-12 УФСИН России по Калининградской области в срок до 31.12.2018 г. создать в ФКУ КП 12 УФСИН России по Калининградской области комнату приема, хранения и выдачи посылок, передач и бандеролей и оборудовать указанную комнату необходимой мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода в соответствии с требованиями приложения № 2 к приказу ФСИН России № 512 от 27.07.2006, а также инструментами и приспособлениями для проведения обыскных мероприятий в соответствии с приложением № 4 к приказу Министерства юстиции РФ от 30.03.2016 № 64дсп; организовать прохождение сотрудниками, ответственными за прием, хранение и выдачу посылок, передач и бандеролей, медицинских осмотров с внесением данных о них в личные медицинские книжки;
обязал ФСИН России и УФСИН России по Калининградской области профинансировать проведение необходимых работ.
Заслушав доклад судьи Яковлева Н.А., объяснения представителя ФКУ КП 12 УФСИН России по Калининградской области ФИО1, представителя ФСИН России и УФСИН России по Калининградской области ФИО2, поддержавших доводы жалоб, прокурора о законности и обоснованности решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Калининградский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ КП № 12 УФСИН России по Калининградской области, ФСИН России и УФСИН России по Калининградской области о понуждении к устранению нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, ссылаясь на то, что прокуратурой в марте 2018 года в КП - 12 проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения уголовно исполнительного законодательства Российской Федерации. Так, в КП - 12 отсутствует помещение приема, досмотра и хранения посылок, передачи бандеролей. Проверкой установлено, что в связи с отсутствием в КП - 12 помещения приема, хранения и выдачи посылок и передач, а также с отсутствием в штатном расписании учреждения должности младшего инспектора по выдаче посылок, передач и бандеролей, ответственность за организацию указанной работы осуществляет дежурный помощник начальника колонии. Место для выполнения указанных функций определено в помещении дежурной части учреждения. Помимо этого, отсутствует полный перечень необходимого инвентаря для проведения досмотра передач, посылок и бандеролей, получаемых и отправляемых осужденными, в соответствии с Приложением №2 к приказу ФСИН России от 27.07.2006 №512. Также отсутствуют инструменты и приспособления для проведения обыскных мероприятий, используемых в комнате приема, досмотра и выдачи передач, посылок и бандеролей, в соответствии с Приложением №4 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 30.03.2016 №64дсп. Кроме того, у всех дежурных помощников начальника КП - 12, осуществляющих досмотр передач, посылок и бандеролей, получаемых и отправляемых осужденными, отсутствуют личные медицинские книжки. Таким образом, администрацией КП - 12 не соблюдаются требования уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации. 29.03.2018 Калининградским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Калининградской области в адрес начальника КП - 12 внесено представление об устранении выявленных нарушений, которые в ходе рассмотрения данного представления были признаны администрацией учреждения, однако до настоящего времени данные нарушения не устранены. КП - 12 является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц, состав которого постоянно меняется. Так, лимит наполнения КП - 12 составляет 149 осужденных, в том числе 50 осужденных женщин, а фактическая численность осужденных постоянно меняется. В связи с чем, исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц, так как определить точный круг лиц, чьи права и интересы нарушаются, и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным. КП - 12 входит в систему УФСИН России по Калининградской области. Финансирование КП - 12 осуществляется из средств федерального бюджета. Просит обязать начальника ФКУ КП-12 УФСИН России по Калининградской области создать в ФКУ КП - 12 УФСИН России по Калининградской области комнату приема, хранения и выдачи посылок, передач и бандеролей, площадью не менее 10 метров квадратных. Оборудовать комнату приема посылок передач и бандеролей необходимой мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода в соответствии с требованиями Приложения № 2 к Приказу ФСИН России от 27.07.2006 №512, в соответствии с Приложением №4 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 30.03.2016 №64дсп. Организовать прохождение сотрудниками, ответственными за прием, хранение и выдачу посылок, передач и бандеролей, медицинских осмотров с внесением данных о них в личные медицинские книжки. Обязать ФСИН России и УФСИН России по Калининградской области профинансировать проведение необходимых работ.
Рассмотрев дело, суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФКУ КП № 12 УФСИН России по Калининградской области просит решение суда отменить, указывая, что они предприняли все необходимые меры к устранению выявленных нарушений.
ФСИН России и УФСИН России по Калининградской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, указывая, что судом не указан порядок финансирования, фактически финансирование уже произведено.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со ст.82 УИК РФ администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Порядок производства обысков и досмотров определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Согласно ст.90 УИК РФ посылки, передачи и бандероли подвергаются досмотру. Порядок получения осужденными посылок, передач и бандеролей и порядок их досмотра определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Как усматривается из материалов дела, Калининградской прокуратурой по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях Калининградской области в марте 2018 года проведена проверка в ФКУ КП-12 УФСИН России по Калининградской области, в ходе которой установлено, что в данном исправительном учреждении не соблюдаются требования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. Так, в КП - 12 отсутствует помещение приема, досмотра и хранения посылок, передач и бандеролей. Проверкой установлено, что в связи с отсутствием в КП - 12 помещения приема, хранения и выдачи посылок и передач, а также с отсутствием в штатном расписании учреждения должности младшего инспектора по выдаче посылок, передач и бандеролей, ответственность за организацию указанной работы осуществляет дежурный помощник начальника колонии. Место для выполнения указанных функций определено в помещении дежурной части учреждения. Помимо этого, отсутствует полный перечень необходимого инвентаря для проведения досмотра передач, посылок и бандеролей, получаемых и отправляемых осужденными, в соответствии с Приложением №2 к приказу ФСИН России от 27.07.2006 №512, а именно: стол двухтумбовый, стол прямоугольный, шкаф раздевальный, стеллаж стационарный, шкаф холодильный, умывальник (рукомойник), вешалка настенная для полотенец, зеркало настенное, часы настенные, весы настольные. Также отсутствуют инструменты и приспособления для проведения обыскных мероприятий, используемых в комнате приема, досмотра и выдачи передач, посылок и бандеролей, в соответствии с Приложением №4 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 30.03.2016 №64дсп, а именно: белые халаты, шапочки, перчатки; ножи столовые для различных продуктов (не менее 14 штук), отдельно для молочных и хлебобулочных изделий, сырого мяса, сырой рыбы, сырых овощей, вареного мяса, вареной рыбы, вареных овощей, мясной гастрономии, зелени, квашенных овощей, сельди; вилки, ложки, консервный нож; разделочные доски для различных продуктов (не менее 14), отдельно для молочных и хлебобулочных изделий, а также сырого мяса, сырой рыбы, сырых овощей, вареного мяса, вареной рыбы, вареных овощей, мясной гастрономии, зелени, квашеных овощей, сельди; ножницы; длинное шило; тара, контейнеры, различная посуда и одноразовые полиэтиленовые пакеты (другие емкости) для переливания или пересыпания жидких и сыпучих продуктов.
Кроме того, в нарушение требований ч. 3 ст. 101 УИК РФ, ст.ст. 5, 15, 36, 39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.126 Правил внутреннего распорядка, утвержденных приказом Министерства юстиции от 16.12.2016 №295 у всех дежурных помощников начальника КП - 12, осуществляющих досмотр передач, посылок и бандеролей, получаемых и отправляемых осужденными, отсутствуют личные медицинские книжки.
29.03.2018 г. Калининградским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Калининградской области в адрес начальника КП - 12 внесено представление об устранении выявленных нарушений, которые в ходе рассмотрения данного представления были признаны администрацией учреждения, однако до настоящего времени данные нарушения не устранены.
Согласно Уставу ФКУ КП-12 УФСИН России по Калининградской области, утвержденному приказом ФСИН России от 21.03.2011 №153, Учреждение КП-12 входит в систему УФСИН России по Калининградской области. Согласно Положению о Федеральном казенном учреждении КП-12 УФСИН России по Калининградской области является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого выступает Правительство Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания России.
Пунктом 5.12 Устава установлено, что при недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Калининградской области в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.4 Положения об Управлении федеральной службы исполнения наказаний по Калининградской области, утвержденной приказом ФСИН России №518 от 11.06.2015, Управление является распорядителем (получателем) бюджетных средств. В этой связи судебная коллегия считает доводы жалобы в части отсутствия оснований возлагать на ФСИН России и УФСИН России по Калининградской области финансирование работ несостоятельными.
Частичное производство работ по устранению выявленных нарушений не может повлечь отмену судебного решения. Законные требования прокурора удовлетворены судом обоснованно.
Решение суда в связи с изложенным отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 04 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: