Дело № 33-5229/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 13 октября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Насиковской А.А.,
судей: Ильичевой Т.В., Тумашевич Н.С.,
при секретаре: Тишкиной Я.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе главы МО город Шлиссельбург на решение Кировского городского суда Ленинградской области от 16 июня 2020 года по гражданскому делу № 2-865/2020 по иску ФИО2 к главе МО город Шлиссельбург, МО город Шлиссельбург о признании незаконным распоряжения об установлении ежемесячного денежного поощрения и снижении ежемесячного денежного поощрения за март 2020 года.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Насиковской А.А., выслушав пояснения представителя Главы МО город Шлиссельбурга ФИО1 – ФИО4, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против апелляционной жалобы представителя истца ФИО14. – ФИО5, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
ФИО15 обратился в Кировский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к главе МО город Шлиссельбург о признании незаконным распоряжения от 24 марта 2020 года № 1 «Об установлении ежемесячного денежного поощрения главе администрации ФИО16 с 01 апреля 2020 года» и распоряжения от 24 марта 2020 года № 2 «О снижении ежемесячного денежного поощрения главе администрации ФИО17».
В обоснование доводов жалобы истец указал, что при заключении с ним контракта о прохождении муниципальной службы, размер его вознаграждения включал в себя ежемесячное денежное поощрение, размер которого составил 350%, что является существенным условием труда, однако при изменении данного условия он не был предупрежден в порядке и сроки, установленные Трудовым кодексом РФ.
Кроме того, у работодателя отсутствовали законные основания для снижения ему ежемесячного денежного поощрения за март 2020 года, поскольку со стороны истца отсутствовало ненадлежащее исполнение служебный обязанностей, проверка по данному факту не проводилась, объяснения не затребовались.
Ответчик в судебное заседание явился, заявленные исковые требования не признал, пояснил, что являясь главой МО, действуя в пределах своей компетенции, определил главе администрации размер ежемесячного денежного поощрения, а также снизил его за март 2020 года, в связи с ненадлежащим исполнением истцом своих должностных обязанностей, связанных с неисполнением решения Совета депутатов по обеспечению деятельности Совета.
Определением суда от 05 июня 2020 года к участию в деле качестве соответчика привлечено МО Город Шлиссельбург, представитель которого - глава МО ФИО1 одновременно является самостоятельным ответчиком по делу.
Решением Кировского городского суда Ленинградской области от 16 июня 2020 года признано незаконным и отменено распоряжение главы администрации МО Город Шлиссельбург от 24 марта 2020 года № 2 «О снижении ежемесячного денежного поощрения главе администрации ФИО2 за март 2020 года». В удовлетворении остальной части исковых требований решением суда отказано.
В апелляционной жалобе ответчик глава МО город Шлиссельбург - ФИО1 просит решение суда первой инстанции отменить в части признания незаконным и отмены распоряжения главы МО г. Шлиссельбург от 24 марта 2020 года № 2 «О снижении ежемесячного денежного поощрения главе администрации ФИО3ФИО18. за март 2020». В обоснование доводов жалобы указывает, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о нарушении ответчиком п. 1.7. и 4.5. Положения о материальном стимулировании при установлении ежемесячного денежного поощрения ФИО19 поскольку указанные положения регулируют иные выплаты - дополнительное (разовое) ежемесячное денежное поощрение, которое действительно ограничено сроком и максимальным размером выплаты.
Податель жалобы также указывает, что действуя в пределах своей компетенции, определил главе администрации размер ежемесячного денежного поощрения, а также снизил его за март 2020 года, в связи с ненадлежащим исполнением истцом своих должностных обязанностей, связанных с неисполнением решения Совета депутатов по обеспечению деятельности Совета.
Полагает, что выводы суда о том, что не предоставление Совету депутатов помещения и копий распорядительных правовых актов о материально-техническом и организационном обеспечении деятельности Совета, неисполнение протокольного поручения совета депутатов не может быть отнесено к ненадлежащему или несвоевременному исполнению главой администрации своих должностных обязанностей, являются несостоятельными, поскольку противоречат Закону №25-ФЗ, Уставу МО, Регламенту Совета депутатов МО Город Шлиссельбург.
Представителем истца ФИО20. поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых приводится критическая оценка доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, ее прохождением, прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих регулируется Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона№ 25-ФЗ муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).
Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее также - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 22 Федерального закона).
Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ст. 26 Федерального закона).
Частью 2 ст. 22 Федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из приведенных норм права следует, что порядок и условия прохождения муниципальной службы в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, включая оплату труда муниципальных служащих, виды поощрений муниципальных служащих определяются законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.
Размер должностного оклада, а также размер дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, принимаемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим областным законом (ч. 3 ст. 11 Областного закона Ленинградской области от 11.03.2008 № 14-оз «О правовом регулировании муниципальной службы в Ленинградской области»).
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что решением Совета депутатов МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва № 39, принятым 03. Декабря 2018 года по результатам конкурса, ФИО21 был назначен на должность главы администрации МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области (том 1 л.д. 119-120).
05 декабря 2018 года МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, в лице представителя нанимателя – главы МО ФИО6, с ФИО22 был заключен контракт, пунктом 4.1. которого установлено денежное содержание главы администрации, включающее:
- должностной оклад в соответствии с замещаемой должностью в размере 20 919 рублей в месяц;
- ежемесячную надбавку к должностному окладу в соответствии с присвоенным классным чином, размер которой определяется в соответствии с положением, утвержденным правовым актом совета депутатов;
- ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет в размере 10 процентов от оклада;
- ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере 200 процентов этого оклада, которая выплачивается в соответствии с положением, утвержденным правовым актом совета депутатов;
- премию за выполнение особо важных и сложных заданий;
- ежемесячное денежное поощрение, размер которого определяется в соответствии с положением, утвержденным правовым актом совета депутатов;
- единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи;
- другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и областными законами (том 1 л.д. 132-139).
Решением совета депутатов № 26 от 18 октября 2018 года утверждено Положение «О материальном стимулировании лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, муниципальных служащих муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области и работников, замещающих должности в органах местного самоуправления муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, не являющиеся должностями муниципальной службы» (далее – Положение) (том 1 л.д. 122-131).
Согласно п. 4.2 данного Положения, ежемесячное денежное поощрение выплачивается по итогам работы за месяц, размер которого зависит от исполнения служебных обязанностей, личного трудового вклада в общие результаты деятельности и при наличии экономии фонда оплаты труда может составлять до 300 процентов от должностного оклада (п. 4.4., 4.5 Положения).
В соответствии с п. 1.7 Положения, основанием для выплаты ежемесячного денежного поощрения лицу, замещающему высшую должность муниципальной службы главы администрации МО Город Шлиссельбург, является распоряжение главы МО Город Шлиссельбург.
За несвоевременное или некачественное исполнение полномочий, предусмотренных законодательством РФ, Уставом муниципального образования и контрактом главы администрации, ежемесячное денежное поощрение может быть снижено до 100 процентов (п. 4.7 Положения).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в период с сентября 2018 года по декабрь 2019 года основанием для выплаты истцу денежного поощрения, предусмотренного разделом 4 Положения, являлись распоряжения главы МО Город Шлиссельбург, издаваемые по итогам каждого месяца (том 1 л.д. 141-155).
Распоряжением главы МО № 27 от 16 декабря 2019 года, главе администрации МО Город Шлиссельбург было установлено ежемесячное денежное поощрение на 2020 год в размере 350 % от должностного оклада (том 1 л.д. 140).
Распоряжением главы МО Город Шлиссельбург № 1 от 24 марта 2020 года главе администрации МО Город Шлиссельбург ФИО23. с 1 апреля 2020 года установлен размер ежемесячного денежного поощрения 10% от должностного оклада (том 1 л.д. 13).
Суд первой инстанции при разрешении исковых требований истца об оспаривании Распоряжения главы МО Город Шлиссельбург № 1 от 24 марта 2020 года пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО24 в данной части, указав в решении на то, что определяя размер ежемесячного денежного поощрения главе администрации МО, глава МО действовал законно и в пределах предоставленных полномочий, поскольку муниципальным правовым актом не определен минимальный размер данного поощрения. Решение суда в данной части сторонами не оспаривается.
Распоряжением главы МО Город Шлиссельбург № 2 от 24 марта 2020 года истцу снижено ежемесячное денежное поощрение за март 2020 года на 100 % за ненадлежащее исполнение полномочий, предусмотренных уставом муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области.
В качестве нарушений служебных обязанностей, допущенных главой администрации ФИО25., ответчиками поименовано неисполнение истцом решения Совета депутатов МО Город Шлиссельбург от 20 февраля 2020 года:
- № 13 «Об утверждении порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Шлиссельбургского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области»,
- № 14 «О предоставлении помещения Совету депутатов муниципального образования Шлиссельбургского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области»,
- № 15 «О предоставлении копий распорядительных правовых актов о материально-техническом и организационном обеспечении деятельности Совета депутатов муниципального образования Шлиссельбургского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области»,
- а также протокольного поручения, данного главе администрации МО Город Шлиссельбург (в случае невозможности личного присутствия об обеспечении присутствия заместителя главы администрации МО Город Шлиссельбург) на всех заседаниях Совета депутатов МО Город Шлиссельбург, а также разработке и представлению Совету депутатов МО Город Шлиссельбург проектов положений о постоянной социально-экономической комиссии Совета депутатов МО Город Шлиссельбург, постоянной ревизионной комиссии Совета депутатов МО Город Шлиссельбург, комиссии Совета депутатов МО Город Шлиссельбург по депутатской этике и соблюдению депутатами ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации, сформированных решениями Совета Депутатов МО Город Шлиссельбург от 14 февраля 2020 года № 7, № 8, № 9» (том 1 л.д. 14-15).
Оценивая законность снижения главе администрации МО Город Шлиссельбург размера ежемесячного денежного поощрения за март 2020 года, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности снижения истцу ежемесячного денежного поощрения за март 2020 года.
Судебная коллегия соглашается с решением суда в указанной части, и находит суждения суда, приведенные в обоснование своих выводов, обоснованными, аргументированными, постановленными на основании надлежащей правовой оценки представленных по делу доказательств.
Как следует из пункта 4.7. Положения о материальном стимулировании, утвержденном решением Совета депутатов МО Город Шлиссельбург № 26 от 18 октября 2018 года, лицу, замещающему муниципальную должность, и Главе Администрации ежемесячное денежное поощрение может быть снижено до 100 % за несвоевременное или некачественное исполнение полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Уставом муниципального образования и контрактом для главы администрации.
Суд первой инстанции правильно указал в решении, что снижение ежемесячного денежного поощрения является правом работодателя, однако реализация данного права не может носить произвольный характер, и возможна только в случае установления несвоевременного или некачественного исполнения главой администрации полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Уставом муниципального образования и контрактом для главы администрации (п. 4.7. Положения).
Суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика бремя доказывания того факта, что истцом были допущены нарушения должностных полномочий, которые давали правовые основания ответчику для снижения истцу размера ежемесячного денежного поощрения.
Оценивая представленные ответчиками доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности ответной стороной наличия основания для снижения истцу ФИО26. ежемесячного денежного поощрения.
В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 43 Устава МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области (далее – Устав) в полномочия администрации МО входит исполнение решения Совета депутатов (том 1 л.д. 31-91).
Статьей 45 Устава определены полномочия главы администрации МО, к числу которых относится общее руководство деятельностью администрации муниципального образования, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации муниципального образования.
Решением Совета депутатов муниципального образования Шлиссельбургского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области от 14.02.2020 № 13 утвержден порядок материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления, в соответствии с п. 6 раздела 1 которого, материально-техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется в полном объеме администрацией МО (далее – Порядок) (том 1 л.д. 164-169).
Оценивая фактические обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности ответчиками факта допущенного со стороны истца ФИО27 ненадлежащего и несвоевременного исполнения полномочий по руководству деятельностью администрации в части исполнения данного решения Совета депутатов, поскольку представительным органом не были сформированы потребности, в соответствии с разделом 5 вышеуказанного Порядка, а также выделены денежные средства, предусмотренные в бюджете МО на обеспечение своей деятельности, распоряжение которыми относится к исключительной компетенции представительного органа МО, в соответствии п. 15 ст. 35 Федерального закона от 16.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Доводы ответчика о ненадлежащем и несвоевременном исполнении истцом должностных обязанностей, выразившихся в непредоставлении Совету депутатов помещения и копий распорядительных правовых актов о материально-техническом и организационном обеспечении деятельности Совета, опровергаются письмом от 27 февраля 2020 года № 681, полученным главой МО 28 февраля 2020 года, в котором сообщено об отсутствии в администрации истребуемых документов, а также предложено помещение для проведения заседаний Совета в МКУ «КСК «Невский» (том 1 л.д. 27-30).
О недостоверности сведений, изложенных в указанном письме, а также о невозможности использования предложенного помещения для проведения заседания Совета депутатов МО в ходе рассмотрения дела ответчиком не заявлялось, доказательств в обоснование возражений не было предоставлено.
Неисполнение протокольного поручения совета депутатов также не может быть отнесено к ненадлежащему или несвоевременному исполнению главой администрации своих должностных обязанностей, поскольку законодательством РФ, уставом МО и контрактом главы администрации не предусмотрена его обязанность присутствия на всех заседаниях Совета депутатов, а также по разработке проектов положений локальных актов представительного органа муниципального образования.
С учетом данных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у главы МО отсутствовали законные основания для снижения истцу ежемесячного денежного поощрения за март 2020 года ввиду отсутствия достоверных доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих должностных обязанностей за указанный период
Суд первой инстанции правильно отклонил представленную представителем ответчика переписку с главой администрации ФИО28 в качестве доказательств обоснованности снижения ежемесячного денежного поощрения за март 2020, правомерно сославшись на то, что данная переписка относится к более позднему периоду с апреля по июнь 2020 года (том 1 л.д. 242-250, том 2 л.д. 1-39).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и с произведенной судом оценкой доказательств.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не могут быть приняты во внимание и расценены в качестве достаточных оснований для апелляционного вмешательства в судебное решение, поскольку указанные доводы по существу сведены к переоценке доказательств по делу и изложению субъективной трактовке фактов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Кировского городского суда Ленинградской области от 16 июня 2020 года оставить без изменений, апелляционную жалобу главы МО город Шлиссельбург - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Туманова О.В.