Судья Шарипова Ю.Ф.
Дело № 33-522/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июля 2018 г. г. Биробиджан
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Кнепмана А.Н.,
судей: Коневой О.А., Мудрой Н.Г.,
при секретаре Ефименко Р.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению старшего помощника прокурора Биробиджанского района Волохович А. Д. на решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 03.05.2018, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований прокурора Биробиджанского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области о возложении обязанности разработать проект планировки территории села Валдгейм муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО в соответствии с требованиями градостроительного законодательства отказать,
Заслушав доклад судьи Кнепмана А.Н., пояснения прокурора Витютнева К.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Биробиджанского района обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области (далее - администрация Валдгеймского сельского поселения) о понуждении к определённым действиям.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки исполнения градостроительного законодательства при утверждении и реализации правил землепользования и застройки территорий установлено отсутствие разработанного проекта планировки территории села Валдгейм.
Поскольку обязанность по разработке проектов документов территориального планирования сельского поселения в силу закона возложена на органы местного самоуправлении, неисполнение данной обязанности нарушает права неопределённого круга лиц в сфере земельного и градостроительного законодательства.
Просил обязать администрацию Валдгеймского сельского поселения разработать проект планировки территории села Валдгейм в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
В порядке подготовки к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено муниципальное образование «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области.
Помощник прокурора Волохович А.Д. в судебном заседании требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, пояснила, что отсутствие проекта планирования территории может привести к нарушениям при выделении земельных участков. Кроме того, известно, что в селе Валдгейм планируется строительство новой школы, что также указывает на необходимость проекта планировки территории.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области» (далее - администрация Биробиджанского муниципального района) ФИО1 полагал требования не подлежащими удовлетворению, пояснил, что подготовка проекта планировки осуществляется с целью строительства конкретного объекта и только в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика администрации Валдгеймского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционном представлении старший помощник прокурора Биробиджанского района Волохович А.Д. просила решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
Мотивируя представление, указала, что судом неправильно применены нормы материального права.
Согласно статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется, в том числе для установления границ территорий общего пользования.
В настоящее время на территории сельского поселения документально территории общего пользования не определены. Негативным последствием бездействия администрации сельского поселения может явиться ограничение чьих-либо прав на пользование территориями общего пользования ввиду неопределённости их границ.
Нарушение ответчиком положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) приводит к нарушению интересов Российской Федерации.
В суде апелляционной инстанции прокурор Витютнев К.В. доводы апелляционного представления поддержал.
Представители ответчика администрации Валдгеймского сельского поселения и третьего лица администрации Биробиджанского муниципального района в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционного представления, выслушав пояснения прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на неё (ч. 1).
Из материалов дела следует, что прокуратурой района по поручению прокуратуры Еврейской автономной области от 07.09.2017 № <...> проведена проверка в сфере исполнения земельного и градостроительного законодательства при предоставлении земельных участков общего пользования, а также требований к осуществлению деятельности в границах территории объектов культурного наследия, общего режима использования земельных участков, в границах которых располагаются объекты культурного наследия.
В ходе проведённой проверки было установлено, что администрацией Валдгеймского сельского поселения не разработан проект планировки территории села Валдгейм, в связи с чем прокурор просил суд обязать администрацию Валдгеймского сельского поселения разработать проект планировки территории села Валдгейм в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения городского поселения, в частности отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Компетенция сельского поселения по вопросам местного значения определяется путём отнесения некоторых полномочий городского поселения, поименованных в части 1 статьи 14 названного Закона, к полномочиям сельского поселения.
Так, в силу частей 3 и 4 статьи 14 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесённые к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Исходя из положений статей 6 и 7 закона Еврейской автономной области от 17.11.2014 № 607-ОЗ «Об отдельных вопросах осуществления местного самоуправления в Еврейской автономной области» (далее - закон ЕАО от 17.11.2014 № 607-ОЗ), регламентирующих вопросы местного значения сельского поселения, а также вопросы местного значения, решаемые на территории сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, полномочия, предусмотренные пунктом 20 части 1 статьи 14 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, не закреплены за сельскими поселениями, в том числе за муниципальным образованием «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области.
Соответственно, вопросы местного значения, связанные с утверждением генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, утверждением подготовленной на основе генерального плана поселения документации по планировке территории являются вопросами местного значения, решаемые муниципальным районом, в данном случае муниципальным образованием «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области.
Так, Собранием депутатов муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области принято решение от 24.06.2016 № 33 «Об утверждении Правил землепользования и застройки части территории муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области.
Таким образом, прокурор обратился в суд с настоящим иском к ненадлежащему ответчику.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.
В силу части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в том числе утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статья 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений части 2 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи.
Часть 3 указанной статьи определяет, что подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, в следующих случаях:
1) необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
2) необходимы установление, изменение или отмена красных линий;
3) необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории;
4) размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу (за исключением случая, если размещение такого объекта капитального строительства планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого объекта капитального строительства не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов);
5) планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов). Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.
Согласно части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.
Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очерёдности планируемого развития территории (часть 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2-4.2, 5.2 настоящей статьи, с учётом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учётом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включённых в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Исходя из системного толкования приведённых норм, проект планировки территории является градостроительным документом, который разрабатывается на основании генерального плана территории, правил землепользования и застройки на территорию квартала, микрорайона, а также других территорий, являющихся элементами планировочной структуры, которые подлежат освоению.
Подготовка документации по планировке территории является обязательной только при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий, а также в связи с наступлением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Между тем, в материалы дела не представлено доказательств наступления таких случаев, как и доказательств, подтверждающих комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области.
Таким образом, обязанность по разработке администрацией Валдгеймского сельского поселения проекта планировки территории села Валдгейм ни нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, ни нормами закона ЕАО от 17.11.2014 № 607-ОЗ не предусмотрена.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.
Доводы апелляционного представления аналогичны доводам, приведённым в суде первой инстанции, и основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 03.05.2018 оставить без изменения, апелляционное представление старшего помощника прокурора Биробиджанского района Волохович А. Д. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: