Судья Сентякова Н.А. дело № 33-5233/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего – судьи Анисимовой В.И.,
судей: Гулящих А.В., Глуховой И.Л.,
при секретаре Гильмановой Д.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 27 ноября 2017 года дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики (далее - УПФ РФ в г. Ижевске, Управление) о восстановлении пенсионных прав, по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Индустриального районного суда г. Ижевска от 24 июля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Гулящих А.В., объяснения истца ФИО1, её представителя ФИО2, поддержавших доводы и требования жалобы, представителя ответчика ФИО3, действующей на основании доверенности от 24 сентября 2015 года сроком на 3 года, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к УПФ РФ в г. Ижевске о признании незаконными решений Управления № 639/01-06 от 2 июля 2015 года и № 52/01-06 от 24 января 2017 года, о возложении на ответчика обязанности включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды её работы в качестве артиста балета с 1 по 30 июля 1995 года, с 7 по 30 июля 1998 года, со 2 по 13 сентября 1998 года, с 7 августа по 2 сентября 2000 года, с 24 по 31 августа 2001 года, с 1 по 24 августа 2007 года, с 19 по 24 августа 2008 года, с 30 июля по 30 августа 2009 года, с 31 августа по 2 сентября 2013 года, с 27 июля по 8 августа 2015 года (периоды вынужденного простоя), а также периоды её работы с 1 сентября 1994 года по 31 декабря 2005 года, с 15 марта по 23 мая 2014 года, с 14 октября 2014 года по настоящее время в указанный стаж как артиста балета, исполняющего сольные партии, и назначить ей страховую пенсию по старости с момента обращения за её назначением – с 24 февраля 2015 года, указывая на то, что ответчиком вышеуказанные периоды простоя, имевшие место по вине работодателя, необоснованно исключены из стажа работы, дающего право на досрочное назначение названной пенсии, а периоды с 1 сентября 1994 года по 31 декабря 2005 года, с 15 марта по 23 мая 2014 года, с 14 октября 2014 года по настоящее время должны быть включены в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как артисту балета, исполняющему сольные партии, поскольку в указанные периоды она, имея категорию ведущий мастер сцены, исполняла сольные партии в балетных спектаклях.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО3 исковые требования не признала, полагала, что оспариваемое истцом решение об отказе в досрочном назначении ФИО1 пенсии является законным и обоснованным.
Третье лицо Автономное учреждение культуры Удмуртской Республики «Государственный театр оперы и балета Удмуртской Республики имени П.И. Чайковского» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Решением Индустриального районного суда г. Ижевска от 24 июля 2017 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 к УПФ РФ в г. Ижевске отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, удовлетворить её исковые требования, полагает, что суд необоснованно отказал во включении в стаж её работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периодов простоя, полагает доказанным исполнение ею в спорные периоды сольных партий.
В соответствии со ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело судебной коллегией рассмотрено в отсутствие третьего лица, извещенного времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений не неё, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ФИО1, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, 24 февраля 2015 года обратилась в УПФ РФ в г. Ижевске с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением № 639/01-06 от 2 июля 2015 года УПФ РФ в г. Ижевске отказало ей в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 21 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон о страховых пенсиях).
9 декабря 2016 года ФИО1 повторно обратилась в УПФ РФ в г. Ижевске с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением № 52/01-06 от 24 января 2017 года УПФ РФ в г. Ижевске вновь отказало истцу в досрочном назначении указанной пенсии.
Спор между сторонами возник относительно периодов с 1 по 30 июля 1995 года, с 7 по 30 июля 1998 года, со 2 по 13 сентября 1998 года, с 7 августа по 2 сентября 2000 года, с 24 по 31 августа 2001 года, с 1 по 24 августа 2007 года, с 19 по 24 августа 2008 года, с 30 июля по 30 августа 2009 года, с 31 августа по 2 сентября 2013 года, с 27 июля по 6 августа 2015 года - периодов простоя по вине работодателя в период работы истца артистом балета (артистом балета, исполняющим сольные партии) в Государственном театре оперы и балета Удмуртской Республики, а также о возможности зачета периодов работы истца в названном театре в должности артиста балета с 1 сентября 1994 года по 31 декабря 2005 года, с 15 марта по 23 мая 2014 года, с 14 октября 2014 года по день обращения в УПФ РФ в г. Ижевске как периодов работы артистом балета, исполняющим сольные партии.
Как следует из трудовой книжки истца, она 1 сентября 1994 года принята на работу в Государственный театр оперы и балета Удмуртской Республики на должность артистки балета 9 разряда. 1 апреля 1995 года ФИО1 установлен 10 разряд, 1 сентября 1995 года - 13 разряд, 1 октября 2001 года – присвоена категория - ведущий мастер сцены. С 1 января 2006 года ФИО1 переведена на должность артиста, исполняющего сольные партии, категории ведущий мастер сцены. 20 ноября 2013 года истец уволена с занимаемой должности.
15 марта 2014 года ФИО1 вновь принята на работу в Государственный театр оперы и балета Удмуртской Республики на должность артиста балета категории ведущий мастер сцены, 23 мая 2014 года уволена с данной должности.
14 октября 2014 года ФИО1 снова принята на работу в Государственный театр оперы и балета Удмуртской Республики на должность артиста балета категории ведущий мастер сцены, где и продолжает работать в настоящее время.
В вышеуказанные периоды простоя, имевшие место по вине работодателя, работодателем за истца уплачивались взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации, что подтверждается справкой Государственного театра оперы и балета Удмуртской Республики № 162 (том 1 л.д. 68).
ФИО1 зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 24 ноября 1999 года. Как следует из выписки из лицевого счета застрахованного лица, работодатель истца представил в УПФ РФ в г. Ижевске сведения о работе истца за периоды с 1 сентября 1994 года по 31 декабря 2005 года, с 15 марта по 23 мая 2014 года, с 14 октября 2014 года по 9 декабря 2016 года с кодом льготы «Творч20». Спорные периоды вынужденного простоя указаны без кода льготы.
Данные обстоятельства объективно подтверждаются представленными в дело соответствующими письменными доказательствами и сторонами не оспариваются.
В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет и достигшим возраста 50 - 55 лет либо независимо от возраста.
Согласно ч. 2 ст. 30 названного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч.ч. 3 и 4 ст. 30 Закона о страховых пенсиях периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии, а также могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с подп. «о» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), применяется Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 года № 447 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления.
В соответствии с названным Списком профессий и должностей работников театров право на пенсию за выслугу лет в зависимости от стажа творческой работы на сцене имеют: артисты балета театров балета и театров оперы и балета, исполняющие сольные партии, - при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 15 лет (п. 1); артисты балета (в том числе балета на льду) - при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 20 лет (п. 2), при этом в этот стаж засчитывается также работа, предусмотренная в п. 1 настоящего Списка.
В периоды с 1 сентября 1994 года по 31 декабря 2005 года, с 15 марта по 23 мая 2014 года, с 14 октября 2014 года по 9 декабря 2016 года истец была принята и занимала должность артиста балета. При этом с 1 января 2006 года в штатном расписании, помимо должностей артистов балета имеются также должности артистов балета, исполняющих сольные партии.
На основании ст. 14 Закона о страховых пенсиях и п. 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 года № 1015, при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, засчитываемые в соответствии с названным Федеральным законом в страховой стаж после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с указанным Федеральным законом - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Поскольку в соответствии со сведениями индивидуального (персонифицированного) учета истца за периоды с 24 ноября 1999 года по 31 декабря 2005 года, с 15 марта по 23 мая 2014 года, с 14 октября 2014 года по 9 декабря 2016 года истец работала артистом балета и данная работа дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лишь при стаже такой работы 20 лет, суд первой инстанции обоснованно отказал истцу во включении этих периодов в страховой стаж как работы артистом балета, исполняющим сольные партии, при которой страховая пенсия по старости назначается при стаже такой работы 15 лет. Сведения индивидуального (персонифицированного) учета в установленном законом порядке на момент обращения истца за назначением пенсии, принятия ответчиком оспариваемых решений и на момент принятия решения судом первой инстанции не оспорены и недостоверными не признаны. Корректировка сведений работодателем истца также не произведена.
Период работы с 1 сентября 1994 года по 23 ноября 1999 года артистом балета также судом обоснованно не включен в страховой стаж истца как работа артистом балета, исполняющим сольные партии. Сведения индивидуального (персонифицированного) учета и документы, выданные работодателем в подтверждение работы истца в данный период, не подтверждают факт работы истца артистом балета, исполняющим сольные партии, в течение полного рабочего дня (п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года).
Имея 9 разряд оплаты труда в период с 1 сентября 1994 года по 31 марта 1995 года истец относилась к артистам балета второй категории, в период 1 апреля 1995 года по 31 августа 1995 года, имея 10 разряд оплаты труда, являлась артистом балета первой категории, с 1 сентября 1995 года по 30 сентября 2001 года, имея 13 разряд, являлась артистом балета высшей категории. С 1 октября 2001 года истцу установлена категория «ведущий мастер сцены», присваиваемая артистам балета высшей категории (Постановление Минтруда РФ от 25 ноября 1992 года № 43 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников культуры Российской Федерации», Постановление Минтруда РФ от 1 февраля 1995 года № 8 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников культуры Российской Федерации», Перечень квалификационных характеристик артистов театров, утвержденный Минкультуры СССР 16 сентября 1977 года, Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30 марта 2011 года № 251н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии»).
Однако в соответствии с указанными нормативными актами присвоение артисту балета первой, высшей категории и категории «ведущий мастер сцены» само по себе не означает исполнение артистом сольных партий, поскольку указанные категории могут быть присвоены как артисту балета, так артисту балета (солисту).
Из представленных в материалы дела расписаний балетного цеха, программ спектаклей следует, что ФИО1 в 1994 году была занята в спектаклях «Лебединое озеро», «Доктор Айболит», «Жизель», в 1995 году - в спектакле «Лебединое озеро», в 1996 году - в спектаклях «Лебединое озеро», «Доктор Айболит», «Жизель», в 1998 году - в спектаклях «Лебединое озеро», «Доктор Айболит», «Жизель», «Коппелия», в 1999 году - в спектаклях «Лебединое озеро», «Жизель», «Коппелия», «Собор Парижской богоматери», «Серебряный век». Сведения о занятости в спектаклях в 1997 году истцом суду не представлены. Однако расписания балетного цеха указывают лишь на привлечение истца к участию в отдельных репетициях к спектаклям и в спектаклях и в целом не свидетельствуют о постоянной занятости истца в качестве артиста балета, исполняющего сольные партии.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание и то обстоятельство, что включение периода работы с 1 сентября 1994 года по 23 ноября 1999 года в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом установленного ответчиком стажа работы истца артистом балета, исполняющим сольные партии (7 лет 5 месяцев 3 дня), не повлечет обязанности ответчика назначить истцу данную пенсию, поскольку и с учетом этого периода специального стажа истца недостаточно для назначения истцу указанной пенсии.
В то же время периоды простоя по вине работодателя, имевшие место до введения в действие Постановления Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года (25 июля 2002 года), которым установлено правило о том, что не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника): с 1 по 30 июля 1995 года, с 7 по 30 июля 1998 года, со 2 по 13 сентября 1998 года, с 7 августа по 2 сентября 2000 года, с 24 по 31 августа 2001 года, по мнению судебной коллегии, исключены ответчиком и судом из подсчета страхового стажа истца необоснованно.
До принятия данного постановления законодательство, в том числе Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденное Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 4 октября 1991 года № 190, не содержало запрета на включение в специальный стаж артистов театров и других театрально-зрелищных мероприятий времени простоя по вине работодателя.
Как следует из материалов дела, простой имел место по вине работодателя, в указанные периоды истцу начислялась заработная плата и за истца уплачивались взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Включение периодов вынужденного простоя по вине работодателя, имевших место до 25 июля 2002 года, соответствует правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, в соответствии с которой в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. В связи с чем Постановление Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года распространяется на правоотношения, возникшие после введения его в действие, и не может иметь обратной силы, как ухудшающее положение истца.
С учетом указанных периодов простоя на дату первого обращения страховой стаж истца, дающий право на досрочное назначение ей страховой пенсии по старости как артисту балета, составлял менее требуемых законом 20 лет, в связи с чем решение ответчика № 639/01-06 от 2 июля 2015 года об отказе истцу в досрочном назначении страховой пенсии по старости является законным.
На момент же второго обращения истца за назначением страховой пенсии по старости (9 декабря 2016 года) страховой стаж истца, дающий право на досрочное назначение ей страховой пенсии по старости как артисту балета, с учетом вышеуказанных периодов вынужденного простоя, признанных судебной коллегией подлежащими включению в данный стаж, составлял более требуемых законом 20 лет. В связи с чем у ответчика отсутствовали основания для отказа в назначении истцу данной пенсии.
В связи с этим решение ответчика № 52/01-06 от 24 января 2017 года в части отказа включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указанные периоды вынужденного простоя и отказа в досрочном назначении ей страховой пенсии по старости является незаконным, данное решение ответчика подлежит отмене, с возложением на него обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения за назначением данной пенсии - с 9 декабря 2016 года.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба истца подлежит частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Индустриального районного суда г. Ижевска от 24 июля 2017 года отменить в части отказа ФИО1 включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды её работы в должности артиста балета Государственного театра оперы и балета Удмуртской Республики:
с 1 по 30 июля 1995 года,
с 7 по 30 июля 1998 года,
со 2 по 13 сентября 1998 года,
с 7 августа по 2 сентября 2000 года,
с 24 по 31 августа 2001 года,
а также в части отказа в признании незаконным решения УПФ РФ в г. Ижевске № 52/01-06 от 24 января 2017 года об отказе в досрочном назначении ей страховой пенсии по старости.
В этой части исковые требования ФИО1 к УПФ РФ в г. Ижевске удовлетворить.
Обязать УПФ РФ в г. Ижевске включить в стаж работы ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды ее работы в должности артиста балета Государственного театра оперы и балета Удмуртской Республики:
с 1 по 30 июля 1995 года,
с 7 по 30 июля 1998 года,
со 2 по 13 сентября 1998 года,
с 7 августа по 2 сентября 2000 года,
с 24 по 31 августа 2001 года.
Признать решение УПФ РФ в г. Ижевске № 52/01-06 от 24 января 2017 года об отказе ФИО1 в досрочном назначении ей страховой пенсии по старости незаконным.
Обязать УПФ РФ в г. Ижевске назначить ФИО1 досрочно страховую пенсию по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 9 декабря 2016 года.
В остальной части то же решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу истца удовлетворить частично.
Председательствующий В.И. Анисимова
Судьи А.В. Гулящих
И.Л. Глухова