ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5236/19 от 27.03.2019 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Мурзагалиева А. З. Дело № 33-5236/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 марта 2019 года г. Екатеринбург

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Колесниковой О. Г.,

судей Ивановой Т.С.,

Редозубовой Т.Л.,

при секретаре судебного заседания Перевалове А. Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Урюпина А.В. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности по формированию необходимого пакета документов для передачи в комиссию в целях постановки на учет, возложении обязанности по принятию на учет

по апелляционной жалобе истца на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 15 ноября 2018 года.

Заслушав доклад судьи Редозубовой Т.Л., объяснения истца, его представителя Ломовцева Д. Е. (доверенность от ( / / )), поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчиков Сазоновой О. В. (доверенность ГУФСИН России от ( / / )/ТО/40-17; доверенность ФСИН России от ( / / ) 68/ТО/40-84), возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Урюпин А. В. обратился с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее по тексту-ФСИН России), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области (далее по тексту-ГУФСИН России по Свердловской области) о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности по формированию необходимого пакета документов для передачи в комиссию в целях постановки на учет, возложении обязанности по принятию на учет.

В обоснование заявленных требований истец указал, что проходит службу в ГУФСИН России по Свердловской области.

В целях реализации права на обеспечение жилым помещением он 20 февраля 2014 года обратился с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. К рапорту им были приложены документы для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее также - единовременная социальная выплата).

На заседании Территориальной подкомиссии ГУФСИН России по Свердловской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - подкомиссия ГУФСИН России по Свердловской области) 05 марта 2014 года было принято решение о направлении соответствующего пакета документов в комиссию ФСИН России для рассмотрения вопроса предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Решением комиссии ФСИН России от 23 июня 2016 года (выписка из протокола 45) истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 (выписки из ЕГРП, содержащие информацию о ранее имевшихся жилых помещениях), в связи с чем отсутствует возможность установить факт ухудшения жилищных условий заявителем и членами его семьи. Указано об отсутствии сведений о постоянной регистрации по месту жительства его дочери ( ( / / ) рождения).

По мнению Урюпина А. В. действия ответчика незаконны, поскольку к рапорту им были приложены уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемы сведений, Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20 июня 2016 года № 378 «Об утверждении отдельных форм выписок Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, определении видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и о внесении изменений в порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» (утв. приказом Минэкономразвития Российской Федерации» от 23 декабря 2015 года № 968») не предусмотрена такая форма как выписка из ЕГРП, содержащая информацию о ранее имевшихся у лица жилых помещениях. Представленные истцом уведомления об отсутствии в ЕГРП прав запрашиваемых сведений являлись допустимыми документами в подтверждение факт ухудшения жилищных условий заявителем и членами его семьи

Представленные им справки о зарегистрированных лицах от ( / / ), содержат исчерпывающие сведения о постоянной регистрации по месту жительства дочери истца.

В судебном заседании истец, его представитель исковые требования поддержали.

Представитель ответчиков исковые требования не признал, в их удовлетворении просил отказать, ссылаясь на законность и обоснованность принятого решения.

Третье лицо - Урюпина А.А. (супруга и законный представитель несовершеннолетней дочери) в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 15 ноября 2018 года в удовлетворении исковых требований Урюпина А. В. отказано.

С данным решением не согласился истец. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым его исковые требования удовлетворить. Ссылается на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Правовая позиция автора жалобы аналогична позиции, изложенной им в обоснование иска.

В судебное заседание не явились третьи лица, извещены письмом от 21 февраля 2019 года. В соответствии со ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении дела размещена на сайте Свердловского областного суда (oblsud.svd.sudrf.ru).

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении дела при данной явке.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив судебное решение в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Урюпина А. В., суд первой инстанции, ссылаясь на положения ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.п. 5, 6, 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту – Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации», пришел к выводу, что решение комиссии ФСИН России об отказе Урупину А. В. в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты является обоснованными и соответствующим положениям нормативных актов, регламентирующих спорные отношения.

Судебная коллегия с указанным выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства не противоречит.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 29 августа 2002 года по настоящее время Урюпин А.А. проходит службу в ФКУ ИК- 47 ГУ ФСИН России по Свердловской области.

20 февраля 2014 года истец обратился с заявлением о постановке на учет в целях получения единовременной социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Решением комиссии ФСИН России от 23 июня 2016 года, оформленным выпиской из протокола истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 (выписки из ЕГРП, содержащие информацию о ранее имевшихся жилых помещениях), в связи с чем отсутствует возможность установить факт ухудшения жилищных условий заявителем и членами его семьи. Одновременно указано о том, что отсутствуют сведения о постоянной регистрации по месту жительства дочери истца за период с момента рождения до 07 февраля 2014 года.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ.

Часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ предусматривает, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В данной правовой норме приведен примерный перечень действий сотрудника и (или) членов его семьи, которые относятся к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии установления нуждаемости сотрудника в жилом помещении по основаниям, названным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт «б» пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения) (подпункт «з» пункта 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт «и» пункта 5 Правил).

Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).

По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.

Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами.

Сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер. При этом, если соискатель единовременной социальной выплаты продолжает отвечать требованиям, позволяющим ему претендовать на ее получение, он не теряет право получить данную выплату при наличии соответствующих бюджетных ассигнований (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 416-О).

Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.

Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Судом первой инстанции приведенные нормативные положения в их системной взаимосвязи к спорным отношениям применены.

Согласно п.п. «и» п. 5 вышеуказанных Правил, к заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов семьи жилых помещений.

Данную функцию в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 22 марта 2013 года № 147 «Об утверждении форм документов, в виде которых предоставляются сведения, содержащиеся в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним» выполняют выписки из ЕГРП.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции признал правомерным решение комиссии ФСИН об отказе истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты (ЕСВ) в связи с отсутствием всех обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, поскольку истцом не были представлены сведения в отношении ранее занимаемых помещений, в то время как при постановке на учет для получения ЕСВ учитываются действия сотрудника и (или) членов его семьи, повлекших ухудшение жилищных условий, совершенные в течение 5 предшествующих лет со дня подачи заявления, обоснованно указал, что это обстоятельство лишило комиссию возможности установить факт ухудшения жилищных условий.

При этом суд правильно указал, что представление выписки из ЕГРП на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости необходимо для определения нуждаемости заявителя в жилых помещениях в соответствии с положениями ч. 3 ст. 4 ФЗ № 283-ФЗ, а также для проверки обстоятельств, способствующих намеренному ухудшению заявителем жилищных условий в пятилетний период, предшествовавший подаче заявления. Данная информация отражается в выписках ЕГРП на имевшиеся (имеющиеся) права отдельного лица на объекты недвижимого имущества за отчетный период.

Суд соглашается доводом автора жалобы о том, что ошибочной является ссылка суда на положения Приказа Минэкономразвития России от 20 июня 2016 года № 378 «Об утверждении отдельных форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, определении видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и о внесении изменений в Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» (утв. приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 года № 968»), которым утверждена форма выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости (приложение N 3).

Вместе с тем, ссылка суда на указанный выше Приказ, на правильность принятого решения не повлияла.

На момент возникновения спорных правоотношений действовал Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 22 марта 2013 года № 147 «Об утверждении форм документов, в виде которых представляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним» которым утверждены формы запрашиваемых документов.

Данным приказом была утверждена форма выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества (приложение № 11).

Таким образом, именно предоставление указанных выписок возлагается законодателем на лиц, обращающихся с заявлениями на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Как следует из вышеуказанных уведомлений (л.д. 100-102) истцом запрашивалась информация исключительно о правах на имеющиеся у него и членов его семьи (супруга, несовершеннолетняя дочь) объектов недвижимого имущества.

Доводы ответчика о том, что в силу абз. 3 п. 2 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» представленные истцом уведомления об отсутствии в ЕГРП прав запрашиваемых сведений являлись единственными допустимыми документами в подтверждение факта ухудшения жилищных условий заявителем и членами его семьи на основании абз. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 года (в ред. на 20 февраля 2014 года), судебная коллегия отклоняет, поскольку формы уведомлений об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений (приложение № 7, приложение № 8), действовали наряду с формой выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества (приложение № 11), не исключая друг друга.

Доводы о том, что при проверке документов у ФСИН России по Свердловской области не возникло вопросов к оформлению представленных документов и их объему, судебная коллегия полагает несостоятельными, поскольку проверка содержания предоставляемых документов и принятие решения о постановке на учет для получения ЕСВ, либо решения об отказе в постановке на такой учет отнесено к исключительной компетенции комиссии ФСИН России.

В связи с этим выводы суда первой инстанций о соответствии решения комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты положениям нормативных актов, регламентирующих спорные отношения, правомерны.

Принятие решения ФСИН России об отказе в постановке на учет по истечении установленного законом срока не свидетельствует о его незаконности, при том, что истец продолжает проходить службу, и не лишен возможности реализации своих прав.

Доводы апелляционной жалобы являлись основанием процессуальной позиции истца, были приведены в ходе разбирательства дела, исследованы судом и изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, спор разрешен верно.

Указаний на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит, а судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 15 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Председательствующий: Колесникова О. Г.

Судьи: Иванова Т.С.

Редозубова Т.Л.