ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5238/2012 от 04.12.2012 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Ивлева О.В. Дело № 33-5238/2012 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Ставрополь 04декабря 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольскогокраевого суда в составе:

Председательствующего Савина А.Н.,

Судей Тепловой Т.В., Турлаева В.Н.

с участиемсекретаря Фатневой Т.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании 04 декабря2012 года в г. Ставрополе по докладу судьи Тепловой Т.В.гражданское дело

по апелляционной жалобе полномочного представителя ответчика министерствастроительства и архитектуры Ставропольского края - Савченко С.И.

по исковому заявлению прокурора г.Пятигорска в защиту интересов Сахарцевой А.А. к администрации г. Пятигорска,Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлениивне очереди жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛА:

И.о.прокурора г. Пятигорска в интересах Сахарцевой А.А. обратился в суд с иском к администрации г. Пятигорска, Министерствустроительства и архитектуры СК об обеспечении Сахарцевой А.А. жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм с учетомчленов ее семьи, дочерей Сахарцевой А.М.- …года рождения и Сахарцевой Е.М.–…года рождения.

В обосновании заявленных исковыхтребований истец указал, что Сахарцева А.А. –….года рождения имеет статус изчисла детей-сирот, постановлением главы администрации г. Пятигорска от ….наднесовершеннолетней Сахарцевой А.А. учреждена опека, поскольку ее родителиумерли, опекуном назначена Британова Т.М. Впоследствии постановлением главы г.Пятигорска от …Сахарцева А.А. была принята на учет в качестве нуждающейся вполучении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма ссоставом семьи из двух человек и включена в список детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей. 18.05.2012 года у Сахарцевой А.А. родиласьвторая дочь. В соответствии с требованиями действующего законодательстваадминистрацией г. Пятигорска за счет материальных ресурсов и финансовыхсредств, выделенных Министерством строительства и архитектуры СК, СахарцевойА.А. должно быть предоставлено жилье с учетом членов ее семьи – общей площадьюне менее 42 квадратных метра, однако соответствующее жилое помещение донастоящего времени не предоставлен, что противоречит действующемузаконодательству.

Обжалуемымрешением Пятигорского городского судаот20 августа 2012 года исковые требования прокурора г. Пятигорска кадминистрации г. Пятигорска, Министерству строительства и архитектуры СКоб обеспечении жилым помещением Сахарцевой А.А. по договору социального наймане ниже установленных социальных норм с учетом членов ее семьи – дочериСахарцевой А.М., …года рождения и дочери Схарцевой Е.М., …года рождения –удовлетворены.

Суд обязаладминистрацию г. Пятигорска, Министерство строительства и архитектуры СКобеспечить Сахарцеву А.А. жилой площадью по договору социального найма не нижеустановленных на территории муниципального образования г. Пятигорска социальныхнорм с учетом членов ее семьи – дочери Сахарцевой А.М., ..года рождения идочери Сахарцевой Е.М., …года рождения.

В апелляционнойжалобе полномочный представительответчика министерства строительства и архитектуры СК - Савченко С.И. проситрешение отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанциив ином составе суда, мотивируя тем, что п.6 ст. 26.3. ФЗ № 184-ФЗ от06.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектовРФ» предусмотрено, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ по решению вопросов,указанных в п. 2 настоящей статьи, с передачей органами местногосамоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. В соответствии сзаконодательством вне очереди должен обеспечиваться только ребенок-сирота, ноне члены ее семьи. Сахарцева А.А. состоит на учете в жилых помещениях ивключена в список детей-сирот без своих детей, которые в свою очередь неявляются детьми-сиротами. Согласно Приложению 14 к Закону СК «О бюджет СК на2012 год» г. Пятигорску на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот неимеющих закрепленного жилого помещения за счет средств краевого бюджета в 2012году выделено …рублей. 13.09.2012 года были перечислены средства федеральногобюджета в сумме …рублей на реализацию переданных полномочий. Соответственноминистерство надлежащим образом исполнило полномочия, возложенные на негозаконодательством. В силу п.1 ч.2 ст. 5 Закона СК от 31.12.2004 года № 120 кзминистерство обязано обеспечить передачу органам местного самоуправленияфинансовых средств, для исполнения данной обязанности, но не предоставить по договору социального найма жилое помещение Сахарцевой А.А. и ее детям.

В возражении на апелляционнуюжалобу старший помощник прокурора г. Пятигорска в интересах Сахарцевой А.А. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иными лицами и в иной частирешение суда не обжаловано.

Исследовав материалы гражданского дела, заслушав прокурора Ледовскую Н.В.,полагавшую решение суда в части удовлетворения иска к Министерствустроительства и архитектуры СК об обеспечении жилым помещением Сахарцеву А.А. подлежащимотмене, в остальной части подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы,изложенные в апелляционной жалобе и возражениях, проверив законность иобоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебнаяколлегия считает решение суда в части удовлетворения исковых требований кМинистерству строительства и архитектуры Ставропольского края подлежащимотмене, в остальной части это же решение подлежащим оставлению без изменения,по следующим основаниям.

В соответствии со ст. ст. 56, 195, 196 ГПК РФ, суд разрешает дело в пределахзаявленных истцом требований и по основаниям, им указанным, основывает решениелишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Вусловиях состязательности процесса каждая сторона должна доказать теобстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований.

Как усматривается из материалов дела, постановлением главы г. Пятигорска от…Сахарцева А.А.. принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилогопомещения, как лицо из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей с составом семьи 2 человека. …года у Сахарцевой А.А. родилась втораядочь - Сахарцева Е.М. До настоящего времени жилье Сахарцевой А.А. непредоставлено.

В соответствии с п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 45 Конституции РФ каждый имеет право нажилище. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РоссийскойФедерации гарантируется.

Конституционное право на жилище предполагает создание органами государственнойвласти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, дляпредоставления жилья бесплатно или за доступную цену из государственного идругих жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам,нуждающимся в жилище (ст. 40 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилыепомещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихсяв жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия такихграждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорамсоциального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся безпопечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иныхучреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемныхсемьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), атакже по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или повозвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Абзацем 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях посоциальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»также гарантировано право детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей на получение жилой площади вне очереди.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданинав какую-либо очередь.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилогопомещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствияиных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия илиотсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, ивремени принятия их на учет.

Вместе с тем, судебная коллегия считает решение суда в части удовлетворения исковых требований прокурора к Министерству строительства и архитектурыСтавропольского края подлежащим отмене.

Удовлетворяя заявленные требования ивозлагая обязанность по предоставлению жилого помещения по договорусоциального найма, в том числе, и на Министерство строительства и архитектурыСК, суд первой инстанции исходил из того, что Министерство является главнымраспорядителем бюджетных средств, выделяемых на обеспечение жильем детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно положений п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения подоговорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимсябез попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иныхучреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемныхсемьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), атакже по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращениииз учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Всоответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальнойподдержке детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся безпопечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилогопомещения, после окончания пребыванияв образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончаниислужбы в рядах ВС РФ, либо по возвращению из учреждений, исполняющихнаказание в виде лишения свободы,обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства внеочереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся красходным обязательствам субъектовРФ.

Пунктом 6 статьи 26.3.Федеральногозакона № 184-ФЗ от 06.10.1999г. «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации» предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерациив порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципыорганизации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местногосамоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиямисубъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 статьи26.3, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных ифинансовых ресурсов.

В соответствии с Законом Ставропольского края от31 декабря 2004 г. № 120-кз «О наделении органов местного самоуправлениямуниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельнымигосударственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержкедетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местногосамоуправления наделены отдельными государственными полномочиямиСтавропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспечениежилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления ежегоднопредусматриваются в законе Ставропольского края о бюджете на очереднойфинансовый год. Размер субвенции определяется в соответствии с требованиямизаконодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края,с учётом обеспечения жилыми помещениями по нормам, установленнымзаконодательством Ставропольского края.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского краяот 16.03.2006 года № 7-кз «Одополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а такжедети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо вслучаях, предусмотренных закономСтавропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качествевоспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей, не имеющие закрепленногожилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания вгосударственном или муниципальномобразовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населенияСтавропольского края, а также вучреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РоссийскойФедерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание ввиде лишения свободы, имеют право навнеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норми в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств(субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенномПравительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33квадратных метра и средней рыночнойстоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округамСтавропольского края, устанавливаемойежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008года № 60-П Министерство строительства и архитектуры Ставропольского краяопределено как уполномоченный орган исполнительной власти Ставропольского краяпо обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей.

Указанным постановлением утвержден Порядок предоставления денежныхсредств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам идетям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей (далее Порядок).

Согласно п.3 указанного Порядка субсидия предоставляется органамиместного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края (далее -органы местного самоуправления) однократно по месту постановки ребенка-сиротына учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за чет средств бюджетаСтавропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году.

Согласно Приложению 15 к Закону Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2011 год", субвенции, выделяемые из краевого фонда компенсаций местнымбюджетам в 2011 году на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов вСтавропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольскогокрая по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей за счет средств краевого бюджета выделено 5201,52 руб. и средствафедерального 3 042910 рублей на реализацию переданных полномочий.

В объеме доведенных лимитов бюджетныхобязательств органы местного самоуправления заключают муниципальные контракты,иные договоры с физическими и (или) юридическими лицами или представляютсубсидии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, всоответствии с п. 7 «Порядка предоставления денежных средств (субсидий) наприобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся безпопечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей», утвержденного постановлением ПравительстваСтавропольского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п и приведенным выше.

Таким образом, в связи с передачейполномочий и финансирования органам местного самоуправления по обеспечениюжилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на Министерство строительства и архитектуры СК не может быть возложенаобязанность обеспечить истицу жилым помещением по договору социального найма.

Кроме того, в силу требованийдействующего жилищного законодательства жилые помещения гражданампредоставляются органами местного самоуправления.

С иными требованиями к Министерствустроительства и архитектуры Ставропольского края в пределах компетенцииданного органа, предусмотренного действующим законодательством, прокурор необращался. Кроме того, в предьявленном иске прокурор не указал, какимиконкретно действиями (бездействием) Министерству строительства и архитектурыСтавропольского края нарушены права истицы Сахарцевой А.А. и какие конкретнообязанности должны быть возложены на данного ответчика в пределах егокомпетенции. Фактически принятое судом решение в отношении Министерствастроительства и архитектуры Ставропольского края об обеспечении жилымпомещением Сахарцевой А.А. является неисполнимым в том числе и в принудительномпорядке, так как не указано какие конкретно действия должны быть совершеныданным ответчиком.

Учитывая изложенное, судебнаяколлегия находит доводы апелляционной жалобы Министерства строительства иархитектуры СК обоснованными и подлежащими удовлетворению, а решение в частивозложения на Министерство строительства и архитектуры СК обязанности пообеспечению жилой площадью подлежащим отмене.

Обстоятельства,имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств,поэтому судебная коллегия, не передавая дело на новое рассмотрение, принимаетновое решение об отказе в удовлетворении требований, заявленных к указанномуответчику.

Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 20августа 2012 года в части удовлетворенияисковых требований прокурора г. Пятигорска в интересах Сахарцевой А.А. к Министерству строительства и архитектуры СК об обеспечении жилым помещением Сахарцевой А.А.-отменить, апелляционную жалобу полномочного представителя ответчика Министерствастроительства и архитектуры Ставропольского края - Савченко С.И. –удовлетворить.

В отмененной части принять новое решение, которым в удовлетворении требованийПрокурора г. Пятигорска, заявленных в интересах Сахарцевой А.А. к Министерствустроительства и архитектуры СК об обеспечении жилым помещением Сахарцевой А.А.по договору социального найма не ниже установленных социальных норм с учетомчленов ее семьи - отказать.

Это же решение в остальной части оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи: