ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5242/17 от 12.12.2017 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Мамаев С.М. Дело № 33-5242/2017

12 декабря 2017 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сидоркина И.Л.

судей Катаевой Е.В., Маркина В.А.

при секретаре Савиных Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда Кировской области от 22 сентября 2017 года, которым постановлено:

Исковые требования Министерства лесного хозяйства Кировской области в лице Лесного отдела Суводского лесничества удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 122829 (сто двадцать две тысячи восемьсот двадцать девять) рублей 15 (пятнадцать) копеек в возмещение ущерба, причиненного лесным пожаром, произошедшим 01.05.2016 года в <адрес>.

Заслушав доклад судьи Катаевой Е.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Министерство лесного хозяйства Кировской области в лице Лесного отдела Суводского лесничества обратилось в суд с иском к ИП ФИО2, ИП ФИО3, ФИО1 о взыскании суммы вреда, причиненного лесным пожаром, указав, что 01.05.2016 произошел лесной пожар в квартале <адрес>. При проведении ОНД Советского района проверки по факту лесного пожара установлено, что пожар возник в результате нарушения требований Правил пожарной безопасности в лесах лесозаготовительной бригадой. Заготовка древесины осуществлялась бригадой арендатора лесного участка ИП ФИО2, ИП ФИО3, ИП ФИО1 По факту лесного пожара указанные лица были привлечены к административной ответственности, в частности постановлением о назначении административного наказания от 17.03.2017 № 30-04, которым ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ; постановлением о назначении административного наказания от 24.03.2017 № 30-05, которым ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ; постановлением о назначении административного наказания от 07.03.2017 № 30-03, которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ.

Ущерба от повреждения древесины не имеется. Согласно справке о затратах на тушение лесного пожара, сумма затрат КОГСАУ «Лесоохрана» составляет 122829 рублей 15 копеек. Согласно разделу IV Рекомендаций по порядку формирования и учету затрат на тушение лесных пожаров, утвержденных руководителем Рослесхоза в 2009 году, в случае тушения лесного пожара специальными государственными учреждениями, к расходам на тушение лесных пожаров относятся только прямые расходы без учета накладных расходов и прибыли.

Просили взыскать с ИП ФИО2, ИП ФИО3, ФИО1 солидарно сумму вреда, причиненного лесным пожаром, в размере 122829 рублей 15 копеек.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе, с учетом уточнений, ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда в части определения размера ущерба, подлежащего возмещению, указывая, что согласно п.6.1 нормативных затрат на выполне­ние робот (оказания услуг) для расчета финансового обеспечения выполне­ния государственного задания утвержденного министерством лесного хозяй­ства Кировской области от 31.03.2016 № 83, тушение пожара в лесах на один гектар составляет 78 750 рублей. В соответствии с Ак­том выполненных работ по тушению пожара № 4 от 04.05.2016 площадь пожара в момент локализации составила 0,4 гектара. Таким образом, министерство лесного хозяйства Кировской области должно было затратить денежных средств на выполнение работ по тушению лесного пожара в сумме 31 500 рублей исходя из расчета 78750 х 0,4 = 31500 рублей.

Апеллянт также не согласен с включением в общий расчет ущерба ряда затрат, а именно: использование борта самолета и высадке парашютистов. Ссылаясь на п.9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 30.11.2017 №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» указывает, что ИП ФИО3, как заказчик по договору подряда, также должен нести с ним солидарную ответственность за причиненный ущерб.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО2 и ФИО3 просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В возражениях на апелляционную жалобу начальник КОГСАУ «Лесоохрана» ФИО4 просит решение районного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает, что расчет прямых затрат учреждения на тушение пожара был произведен в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФИО2, ФИО3 – ФИО5 просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Суводского лесничества – ФИО6 полагает доводы апелляционной жалобы в части взыскания вреда в солидарном порядке заслуживающими внимания.

Представители КОГСАУ «Лесоохрана» - ФИО7, ФИО8 просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции ФИО1, ФИО9, ФИО3 не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Судебная коллегия с учетом ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения сторон, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно правовой позиции, закрепленной в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", в соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

Согласно п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 78 указанного Федерального закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Состав затрат, включаемых в расходы на тушение лесных пожаров, порядок их формирования и учета для исполнителей работ разъяснены письмом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.11.2009 "О рекомендациях по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений".

Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно акту № 3 о лесном пожаре от 04.05.2016, 01.05.2016 в 14 час. 40 мин. лесничим Первомайского участкового лесничества Суводского лесничества ФИО10 при патрулировании обнаружен лесной пожар в наземной зоне мониторинга <данные изъяты>, подтвержден с борта в 15 час. 31 мин.

Ущерб от повреждения древесины, причиненный лесным пожаром, исчисляется в соответствии с таксами и методикой, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 года № 273. Согласно п. 1,2,3 методики размер вреда складывается из ущерба, причиненного повреждением лесных насаждений, и расходов, связанных с тушением лесных пожаров.

Согласно акту № 3 о лесном пожаре от 04.05.2016, в результате пожара лесным насаждениям вреда не причинено, ущерба не имеется.

Из представленного в материалы дела расчета КОГСАУ «Лесоохрана» следует, что размер ущерба причиненного в результате пожара составил 122829,15 руб.

Затраты на тушение лесного пожара состоят из расходов: оплата труда лиц, принимавших участие в тушении лесного пожара – 46015 руб. 71 коп.; налоги и обязательные платежи, начисляемые на фонд оплаты труда - 15155 руб. 06 коп.; транспортные расходы, в том числе аренда воздушного судна – 46628 руб. 40 коп.; материальные расходы (расходы на горюче-смазочные материалы, смывающие и обезвреживающие средства, продукты питания и прочие материальные расходы) – 13702 руб. 35 коп.; расходы на услуги связи – 1327 руб., 63 коп.

Истцом документально подтверждены все расходы, понесенные на тушение лесного пожара № 4, обнаруженного 01 мая 2016 года.

Ущерб от пожара рассчитан в соответствии с письмом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 10.11.2009 года №АС-05-54/7018 и Рекомендациями по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных руководителем Федерального агентства лесного хозяйства.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о правильности представленного стороной истца расчета ущерба, подлежащего взысканию с ответчика.

Доводы апелляционной жалобы о необходимости применения при расчете ущерба п.6.1 нормативных затрат на выполне­ние работ (оказания услуг) для расчета финансового обеспечения выполне­ния государственного задания, утвержденных приказом министерства лесного хозяй­ства Кировской области от 31.03.2016 № 83 судебной коллегией отклоняются как не основанные на законе, поскольку размер нормативных затрат по тушению пожара в лесах (п.6.1) отражает лишь финансовое обеспечение в пределах бюджетных ассигнований выполнения государственного задания на соответствующий год КОГСАУ «Лесоохрана», в связи с чем, не может быть положен в основу расчета ущерба, причиненного по вине ответчика, пожара.

Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возложении ответственности на причиненный в результате пожара вред в соответствии со ст. 1064 ГК РФ на ФИО1, поскольку его вина в нарушении правил пожарной безопасности, повлекшем возникновение лесного пожара установлена постановлением о назначении административного наказания от 07.03.2017 № 30-03 по ч.4 ст. 8.32 КоАП РФ.

Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда Кировской области от 22 сентября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи