ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5243/16 от 06.07.2016 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Рулев И.А. Дело № 33-5243/16

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 06 июля 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Минаева Е.В.,

судей Муратовой Н.И., Кононовой Л.И.,

при секретаре Казаряна А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 14 апреля 2016 года по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к ГУ УПФ РФ по Кочубеевскому району о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии по старости, включении в стаж работы периода работы главой КФХ, обязании произвести перерасчет пенсии,

заслушав доклад судьи Муратовой Н.И.,

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ по Кочубеевскому району Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии по старости, включении в стаж работы периода работы главой КФХ, обязании произвести перерасчет пенсии, в котором указано, что 09.09.2015 он обратился в Государственное учреждение- управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кочубеевскому району (далее - ответчик) с заявлением о перерасчете назначенной пенсии с включением стажа в период работы главой крестьянско-фермерского хозяйства и занятия предпринимательской деятельностью. 28.09.2015 ему был дан ответ о том, что включить необходимый стаж в период работы главой крестьянско-фермерского хозяйства и занятия предпринимательской деятельностью не представляется возможным. В ответ на его обращение ему было сообщено следующее: «Согласно пункту 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 (далее Правила подсчета и подтверждения страхового стажа) в соответствии с пунктами 13-15 и 18 Правил подсчета и подтверждения стажа: - периоды индивидуальной трудовой деятельности (за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату ЕНВД и применявших упрощенную систему налогооблажения (далее УСН), начиная с 1 января 1991 года, подтверждается документом об уплате обязательных платежей территориального органа ПФР или территориального налогового органа. С 01.01.1992 в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России), утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2122-1, уплата страховых взносов должна производиться с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории работающих граждан законодательством Российской Федерации о подоходном налоге с физических лиц. При обращении в УПФ РФ по Кочубеевскому району Ставропольского края за подтверждением стажа за период предпринимательской деятельности им не были предоставлены документы, подтверждающие уплату обязательных платежей. Ими был направлен запрос № 09-05/156 от 15.01.2015 в Межрайонную ИФНС России №8 по Ставропольскому краю о выдаче декларации о доходах за период осуществления Вами предпринимательской деятельности, а также справки об уплате единого налога на вмененный доход и справки о состоянии расчетов по страховым взносам для подтверждения стажа. Согласно ответа от 28.01.2015 №40862 Межрайонной ИФНС России №8 по Ставропольскому краю не представляется возможным представить сведения в связи с тем, что информация отсутствует. Также им не были своевременно представлены сведения о доходах за периоды 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001 год и сведения об уплате страховых взносов. В соответствии с вышеизложенным не представляется возможным включить в стаж названный период. Согласно ч.3 ст.48 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2001 №190-ФЗ) искового заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. За период 2002-2004 г.г. за ним числится задолженность. Так как Управлением не были взысканы взносы в установленные законодательством сроки, то задолженность за 2002-2004 годы и пени начисленные на эту задолженность, к взысканию не предъявляются.» По смыслу данного ответа следует, что в рассмотрении его вопроса о перерасчете пенсии с включением в стаж периода работы главой крестьянско-фермерского хозяйства ему было отказано только по той причине, что в Межрайонной Инспекции ФНС России №8 нет сведений о наличии деклараций о доходах за период с 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001 год и сведений об уплате страховых взносов. С данным решением он категорически не согласен, оно является незаконным и необоснованным. Решением ГУ – Управления ПФР по Кочубеевскому району Ставропольского края грубо нарушено его конституционное право на достойное пенсионное обеспечение. Поэтому для защиты нарушенного его права на получение пенсии в большем размере он вынужден обратиться в суд. Ссылка ГУ – Управления ПФР по Кочубеевскому району Ставропольского края на Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерация (России), утвержденным Постановлением Верховного Совета Российское Федерации от 27.12.1991 №2122-1, является незаконной по тем основаниям, что согласно Федеральному закону от 05.08.2000 №118-ФЗ пункт 1 вышеуказанного Постановления утратил силу в части утверждения Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный Фонд Российской Федерации (России). Согласно п.21 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 (далее - Правила подсчета и подтверждения страхового стажа) периода деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонд; Российской Федерации или территориального налогового органа об уплаты обязательных платежей. В соответствии с п. 18 и п. 19 вышеуказанных Правил в случае отсутствия сведений о деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств периоды деятельности могут подтверждаться иными документами финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате обязательных платежей. В качестве главы крестьянско-фермерского хозяйства «Архипай» он был зарегистрирован в период с 13.12.1991 по 15.04.2003, что не отрицается ни налоговой инспекцией, ни Управлением Пенсионного фонда по Кочубеевскому району. За этот период он оплачивал все необходимые и обязательные платежи через банки. К сожалению, из-за давности времени документы об этом у него дома не сохранились. Отказывая в перерасчете пенсии и не включении в стаж периодов деятельности в качестве главы крестьянско-фермерского хозяйства, ГУ – Управления ПФР по Кочубеевскому району Ставропольского края сослалось только на то, что нет сведений об этом периоде работы. Между тем, при решении вопроса о перерасчете пенсии ГУ - Управления ПФР по Кочубеевскому району Ставропольского края не приняло никаких мер о предоставлении документов об уплате обязательных платежей из архива. Сотрудники инспекции ФНС России №8 также не приняли никаких мер для проверки наличия документов об уплате обязательных платежей в архивах. Ответ о том, что отсутствует информация об уплате обязательных платежей без указания причин отсутствия, не является подтверждающим фактом того, что он не оплачивал обязательные платежи. Ему не разъяснили - почему отсутствует информация: то ли вообще не были поданы декларации, то ли документы были утеряны. Ежегодная сдача деклараций по форме 3 НДФЛ для главы фермерского хозяйства является обязательной. Даже в случае просрочки сдачи декларации, инспекция ФНС выносит решение о привлечении главы крестьянско-фермерского хозяйства к ответственности. За период его деятельности в качестве главы крестьянско-фермерского хозяйства он не привлекался к ответственности за неподачу декларации и неуплату платежей в налоговую инспекцию. Для решения вопроса о взыскании задолженности по уплате обязательных страховых платежей ГУ - Управление Пенсионного фонда по Кочубеевскому району Ставропольского края обязано обращаться в суд. Никаких исков ГУ - Управление Пенсионного фонда по Кочубеевскому району Ставропольского края о взыскании задолженности ему не предъявляло. Он считает, что в перерасчете размера пенсии и не включении в стаж периода деятельности в качестве главы крестьянско-фермерского хозяйства ему отказали по формальным основаниям. Сотрудники ГУ - Управления Пенсионного фонда по Кочубеевскому району Ставропольского края и сотрудники Инспекции ФНС России №8 свои обязанности по подготовке и предоставлению документов, необходимых для решения вопроса о перерасчете пенсии и включению в стаж работы периода деятельности в качестве главы крестьянско-фермерского хозяйства не исполнили.

На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 254-256 ГПК РФ, просил суд: Признать незаконным решение ГУ - Управление ПФР по Кочубеевскому району Ставропольского края от 28 сентября 2015 года № 02-46/52 об отказе в перерасчете размера пенсии и об отказе о включении в стаж периода работы в качестве главы фермерского хозяйства с 1992 года по 2001 год. Обязать ГУ - Управление ПФР по Кочубеевскому району Ставропольского края истребовать в соответствующих архивах документы, подтверждающие сведения о доходах и уплату обязательных платежей в период его работы главой крестьянско-фермерского хозяйства в 1991-2001 годах. Включить в стаж период его работы главой крестьянско-фермерского хозяйства в 1991-2001 годах. Обязать ГУ - Управление ПФР по Кочубеевскому району произвести перерасчет назначенной ему пенсии.

Впоследствии истец исковые требования уточнил в части указания периода перерасчета – с 10.12.1996 по 04.04.1999, так как ответчик в представленном возражении указанный период не учел.

Решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 14 апреля 2016 года исковые требования ФИО1 к ГУ УПФ РФ по Кочубеевскому району о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии по старости, включении в стаж работы периода работы главой КФХ, обязании произвести перерасчет пенсии оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции достоверно и правильно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил положения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что 09.09.2015 ФИО1 обратился в ГУ УПФ РФ по Кочубеевскому району с заявлением о перерасчете назначенной пенсии с включением стажа в период работы главой крестьянско-фермерского хозяйства и занятия предпринимательской деятельностью.

Согласно ответу № 02-46/52 от 28.09.2016 Управления ПФР по Кочубеевскому району Ставропольского края ФИО1 отказано в перерасчете назначенной пенсии с включением стажа в период работы главой крестьянско-фермерского хозяйства и занятия предпринимательской деятельностью, в связи с тем, что им не были представлены документы, подтверждающие уплату обязательных платежей.

Согласно листу записи Единого государственного реестра юридических лиц крестьянско-фермерское хозяйство «Архипай» ФИО1 зарегистрировано 13.12.1991.

Из письма Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ставропольскому краю № 42130 от 13.02.2015 следует, что предоставить сведения по ФИО1 об уплате единого налога на вмененный доход за период 1999-2001 года и копии деклараций по форме 3-НДФЛ за период с 1992 года по 1998 год не представляется возможным, в связи с тем, что информация отсутствует.

Так же судом установлено, что представленные истцом квитанции, не подтверждают факт того, что это взносы за спорные периоды, поскольку таких данных указанные платежные документы не содержат – представлены квитанции об оплате налога на землю, НДС и т.п.

Представленная выписка из лицевого счета застрахованного лица ФИО1 содержит сведения начиная с 1999 года.

Согласно копии трудовой книжки ФИО1 в период с 08.07.1996 по 05.04.1999 сведений о трудовой деятельности ФИО1 не имеется.

Оценив все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела, норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, суд пришел к выводу об отказе ФИО1 в удовлетворении заявленных исковых требований.

При этом суд правомерно исходил из того, что истец не представил доказательств уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в спорный период.

Так, в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2002, финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с настоящим Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета. В общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию (ст. 89 Закона).

В силу п. 3.6 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 N 190, действовавшего до 01.01.2002, время работы в фермерском (крестьянском) хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, подтверждается записями в трудовой книжке и документами, подтверждающими уплату взносов по социальному страхованию.

В п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действует с 01.01.2002, далее - Закон N 173-ФЗ), установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой ст. 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из п. 2 ст. 13 вышеуказанного Закона следует, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 13 Закон N 173-ФЗ).

В соответствии с п. 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555, при их применении к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приравнены: уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Уплата указанных платежей подтверждается следующими документами:

- взносов на государственное социальное страхование за период до 01.01.1991 - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;

- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 01.01.2001 и после 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

- единого социального налога (взноса) за период с 01.01.2001 по 31.12.2001 - документами территориальных налоговых органов.

В п. 15 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555, установлено, что периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Согласно абз. 3 п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.07.2002 N 407, поступившие суммы текущих платежей по страховым взносам, а также платежей по страховым взносам за прошлые периоды распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов.

Согласно правовой позиции, содержащейся в Определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 950-О-О, гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ РФ в редакции Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1). Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, в силу требований ст. 89 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В разъяснениях, данных в абз. 3 п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" установлено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Исходя из правового анализа вышеприведенных норм в их взаимосвязи, принимая во внимание разъяснения, данные в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30, а также исходя из обстоятельств того, что истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не было представлено суду соответствующих доказательств, подтверждающих уплату им страховых взносов в Пенсионный фонд за спорный период, суд правомерно отказал ФИО1 в удовлетворении требований о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии по старости, включении в стаж работы периода работы главой КФХ, обязании произвести перерасчет пенсии.

Судебная коллегия находит указанные выводы суда правильными, так как они соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом, и основаны на тех нормах законодательства, которые подлежат применению при разрешении данного спора.

Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда являться не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных
ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а кроме того они направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств, надлежащая оценка которым была дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не имеет.

Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 14 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.