ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5254/20 от 26.10.2020 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Бессчетнова Е.Л. № 33-5254/2020 (2-992/2020)

УИД 55RS0026-01-2020-001010-06

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Лисовского В.Ю.

судей Будылка А.В., Ивановой Л.В.

при секретаре Клименко О.О.

рассмотрела в судебном заседании 26 октября 2020 года дело по иску администрации Омского муниципального района Омской области к ФИО1 о взыскании суммы грантовой поддержки, расторжении соглашения по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Омского районного суда Омской области от 16 июля 2020 года.

Заслушав доклад судьи Лисовского В.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Администрация Омского муниципального района Омской области (далее по тексту также – администрация ОМР) обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании суммы грантовой поддержки, расторжении соглашения о её предоставлении, указав в обоснование, что по заявлению ФИО1 от 17.10.2018 распоряжением администрации Омского муниципального района Омской области №Р-18/ОМС-2180 от 21.11.2018 ей предоставлена грантовая поддержка на создание и развитие собственного бизнеса в размере 400 000 руб. На основании п. 4 этого распоряжения <...> между администрацией и ФИО1 заключено соглашение о предоставлении грантовой поддержки, пунктом 1.1 которого определено, что грантовая поддержка предоставляется на реализацию проекта «<...>». Пунктом 5.1 соглашения предусмотрены обязанности грантополучателя: создать 2 рабочих места, обеспечив трудоустройство работников; обеспечить в установленные сроки представление отчетных документов (ежеквартальной отчетности); незамедлительно информировать грантодателя о невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности дальнейшего исполнения проекта; соблюдать установленные Порядком требования к реализации проекта; осуществлять предпринимательскую деятельность в течение не менее двух лет с даты заключения соглашения. После получения грантовой поддержки ФИО1 не выполнила указанные обязательства, с 12.12.2019 прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. 18.03.2020 ей было направлено требование о возврате полученных по соглашению бюджетных средств, которое не исполнено. Истец просил взыскать с ФИО1 сумму грантовой поддержки 400 000 руб., расторгнуть соглашение о предоставлении грантовой поддержки от 11.12.2018.

Представитель истца администрации ОМР ФИО2 в судебном заседании иск поддержала.

Представитель третьего лица Министерства экономики Омской области ФИО3 в судебном заседании полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.

Третье лицо Министерство финансов Омской области представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте его проведения было извещено.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании иск не признала, указав, что средства грантовой поддержки были использованы ею по назначению, но в силу экономического кризиса и снижения спроса её проект дохода не принес. Рабочие места не были созданы ею в связи с отсутствием заказов и нерентабельностью производства. Деятельность в качестве индивидуального предпринимателя она прекратила временно. Полагала, что грантовая поддержка имеет природу субсидии, является безотзывной и осуществляется на безвозвратной и безвозмездной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством, поэтому сумма гранта может быть взыскана только в случае его нецелевого использования.

Судом постановлено решение, которым:

взыскана с ФИО1 в пользу администрации Омского муниципального района Омской области грантовая поддержка в сумме 400 000 руб.,

расторгнуто соглашение о предоставлении грантовой поддержки от 11 декабря 2018 года, заключенное между администрацией Омского муниципального района Омской области и ФИО1,

взыскана с ФИО1 в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 7 200 руб.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить в части взыскания с неё суммы грантовой поддержки 400 000 руб., судебных расходов 7 200 руб. и принять новое решение об отказе во взыскании с неё денежных средств. В обоснование ссылается на приводившиеся в суде первой инстанции доводы о том, что грант имеет природу субсидии, является безотзывным, осуществляется на безвозвратной и безвозмездной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством и может быть взыскан только в случае нецелевого использования. Доказательств нецелевого использования ею гранта в деле нет. Всю сумму гранта она направила в период с 19.12.2018 по 31.03.2019 на реализацию проекта, что подтверждается банковскими, бухгалтерскими документами, финансовым отчетом использования средств грантовой поддержки. Помимо суммы гранта она вложила в проект личные денежные средства, что позволило ей реализовать его раньше срока, установленного Соглашением. Данным обстоятельствам оценка судом не дана. Также судом не были приняты меры по примирению сторон, необоснованно отказано в допросе свидетелей, приобщении к материалам дела вещественных доказательств в виде образцов готовой продукции. Статус индивидуального предпринимателя она была вынуждена прекратить ввиду экономического кризиса, повлекшего снижение спроса на отделочную и интерьерную продукцию. В выделении земельного участка под строительство производственного ангара администрация ОМР ей отказала. Ввиду отсутствия заказов и денежных средств она не имела возможности продолжать аренду производственного помещения, выплачивать заработную плату работникам. Невыполнение ею условий Соглашения о создании двух рабочих мест и осуществлении предпринимательской деятельности в течение двух лет обусловлено непреодолимыми обстоятельствами, и в отсутствие её вины не может служить основанием для взыскания суммы гранта. Просит принять в качестве дополнительного доказательства по делу ответ администрации Омского муниципального района Омской области от 13.07.2020, указав, что получила его почте после вынесения судом решения по делу.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель администрации ОМР ФИО2 просит в удовлетворении жалобы отказать, соглашаясь с произведенной судом оценкой доказательств. Указывает, что основанием иска является не факт использования суммы грантовой поддержки не по целевому назначению, а несоблюдение иных условий Соглашения о предоставлении гранта.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства экономики Омской области ФИО4 полагает изложенные в ней доводы несостоятельными и просит решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей Министерства экономики Омской области и Министерства финансов Омской области, надлежащим образом извещенных времени и месте судебного заседания, просивших рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения ФИО1, поддержавшей апелляционную жалобу, представителя администрации ОМР ФИО2, полагавшей жалобу необоснованной, обсудив доводы жалобы и возражений на неё, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.

Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона. В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и односторонне изменение его условий не допускаются, за исключением случаев установленных законом.

Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предусмотрена возможность поддержки субъектам малого среднего предпринимательства, условия и порядок оказания которой согласно ч. 2 ст. 16 этого Федерального закона устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Как указано в ч. 1 ст. 17 данного Федерального закона, оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, в том числе путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций.

Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 13.11.2013 № П-13/ОМС-2117 утверждена муниципальная программа Омского муниципального района Омской области «Развитие экономического потенциала в Омском муниципальном районе Омской области» сроком реализации 2014-2025 гг.

Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 07.07.2014 № П-14/ОМС-671 утвержден Порядок предоставления грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства Омского муниципального района Омской области на создание и развитие собственного бизнеса, которым предусмотрены условия выдачи грантов, требования к реализации проектов, а также условия возврата денежных средств.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что на основании изданного в соответствии с этими муниципальными правовыми актами Распоряжения Администрации Омского муниципального района Омской области от 21.11.2018 №Р-18/ОМС-2180 индивидуальному предпринимателю ФИО1 была предоставлена грантовая поддержка на создание и развитие собственного бизнеса в размере 400 000 руб. В соответствии с соглашением о гранатовой поддержке, заключенным 11.12.2018 между Администрацией Омского муниципального района Омской области и ФИО1, грантовая поддержка была выделена ей на реализацию проекта «<...>».

Согласно п. 5.1 этого Соглашения ФИО1 приняла на себя ряд обязанностей, включая создание 2 рабочих мест и обеспечение трудоустройства работников в соответствии с требованиями действующего законодательства; предоставление в установленные сроки отчетных документов, а именно ежеквартальной отчетности в течение не менее двух лет с даты заключения соглашения; осуществление предпринимательской деятельности в течение не менее двух лет с даты заключения соглашения.

Согласно 4.2.3 Соглашения грантодатель вправе потребовать возврата полученных грантополучателем бюджетных средств грантовой поддержки в случае нарушения грантополучалетелем установленных Соглашением сроков предоставления отчетности, целей и условий расходования бюджетных средств грантовой поддержки или при нарушении (невыполнении) календарного плана использования средств, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 7.2 Соглашения в случае невыполнения грантополучателем требований, установленных пунктом 5.1 Соглашения, а также выявления грантодателем недостоверности представленных грантополучателем сведений и документов, подтверждающих целевое расходование бюджетных средств, грантополучатель обязан возвратить все бюджетные средства, полученные по Соглашению, в бюджет Омского муниципального района Омской области в срок не позднее 10 рабочих дней со дня направления уведомления о возврате бюджетных средств путем их перечисления на лицевой счет грантодателя.

Аналогичные положения содержатся в Порядке предоставления грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства Омского муниципального района Омской области на создание и развитие собственного бизнеса, утвержденном Постановлением администрации Омского муниципального района Омской области 7 июля 2014 года № П/14/ОМС-671 (пункты 9.8. – 9.10). Таким образом, условия заключенного с ответчиком Соглашения о грантовой поддержке соответствуют требованиям муниципального правового акта.

Установленный Соглашением о предоставлении грантовой поддержки от 11.12.2018 комплекс мероприятий ФИО1 выполнен не был: не создано два рабочих места с обеспечением трудоустройства работников в соответствии с требованиями действующего законодательства; не обеспечено представление ежеквартальной отчетности в течение не менее двух лет с даты заключения Соглашения; не соблюдено требование об осуществлении предпринимательской деятельности в течение не менее двух лет с даты заключения Соглашения. Ответчик данные обстоятельства не оспаривает. Направлявшееся ФИО1 18.03.2020 Администрацией Омского муниципального района Омской области требование о возврате бюджетных средств исполнено не было.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом и Соглашением оснований для взыскания с ФИО1 полученных по Соглашению о предоставлении грантовой поддержки от 11.12.2018 бюджетных средств.

Судебная коллегия этим выводом суда соглашается, поскольку их представлявшихся ФИО1 актов о выполнении обязательства участника конкурса на выполнение грантовой поддержки по предоставлению ежеквартельной отчетности за период с 01.01.2019 по 01.01.2020 ею был трудоустроен только один человек. Ежеквартальная отчетность предоставлялась только за 2019 год и первый квартал 2020 года. Согласно сведений ЕГРИП 19.12.2019 ФИО1 прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что повлекло невозможность выполнения обязательств, предусмотренных Соглашением.

Довод о том, что сумма гранта была израсходована по целевому назначению, не может служить основанием для отказа в иске в данном случае. Вопреки доводам жалобы, нецелевое расходование грантовых средств не является единственным основанием для их возврата.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Согласно п. 3.1 этой статьи в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Подпункт «ж» пункта 5 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1492, также предусматривается, что при определении условий и порядка предоставления субсидий в правовом акте указывается порядок и сроки возврата субсидий в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в случае нарушения условий их предоставления.

По смыслу данных норм основанием к возврату субсидий, к которым относится и грантовая поддержка, может служить не только нецелевое расходование предоставленных средств, но и нарушение иных условий, на которых они были представлены.

В данном случае факт нарушения ответчиком иных, кроме нецелевого использования гранта, условий его предоставления подтвержден и сомнений не вызывает, что является достаточным основанием для возникновения у ФИО1 обязательства по его возврату.

Доводы ФИО1 о неблагоприятном экономическом положении, в котором она оказалась после начала осуществления предпринимательской деятельности, судебной коллегией отклоняются, поскольку предпринимательство предполагает осуществление экономической деятельности на свой страх и риск (абз.3 п.1 ст. 2 ГК РФ), и указанное обстоятельство не может являться основанием для освобождения лица, осуществлявшего предпринимательскую деятельность и получившего бюджетные средства для её развития, от обязательств, принятых на основании Соглашения о предоставлении грантовой поддержки от 11.12.2018 и Порядка предоставления финансовой помощи субъектам малого предпринимательства Омского муниципального района Омской области. Оснований расценивать неблагоприятное экономическое положение как обстоятельство непреодолимой силы нет.

Ссылка ответчика в жалобе на то, что Администрация Омского муниципального района отказала ей в выделении земельного участка под строительство ангара для организации производственного цеха, во внимание не может быть принята, поскольку такое обязательство истцом на себя не принималось и условием предоставления и использования гранта не являлось. В этой связи приложенный к жалобе ответ Администрации от 13.07.2020 № ИСХ-20/ОМС-6533, подтверждающий данное обстоятельство (т.2 л.д.143), в качестве доказательства по делу не принимается.

Также подлежат отклонению доводы жалобы о необоснованном отказе суда в допросе в качестве свидетеля Главы Омского муниципального района Омской области ФИО5, интересовавшегося её продукцией, о приобщении к материалам дела вещественных доказательств в виде образцов готовой продукции, так как установление возможных преимуществ продукции, которая планировалась ответчиком к производству, причин отсутствия спроса на неё, достаточности принимавшихся ФИО1 мер к продвижению своей продукции на рынках сбыта юридического значения для разрешения данного спора не имеют.

Ссылка в жалобе на то, что судом первой инстанции не было принято мер к примирению сторон, является несостоятельной, поскольку в судебном заседании 15.06.2020, проводившемся с перерывом до 16.06.2020 (т. л.д. 97-99), и судебном заседании 16.07.2020 (т.2 л.д. 118-119) судом разъяснялись сторонам положения ст.ст. 35,39 ГПК РФ, в том числе право окончить дело мировым соглашением. Судебная коллегия отмечает, что для примирения необходимо волеизъявление обоих сторон по делу, и готовность одной стороны заключить мировое соглашение при отсутствии согласия второй стороны правового значения не имеет. Каких-либо процессуальных нарушений в действиях суда первой инстанции нет.

В части расторжения Соглашения о предоставлении грантовой поддержки от 11.12.2018 решение суда ответчиком не обжалуется и предусмотренных ст. 327.1 ГПК РФ оснований для его проверки судебная коллегия не усматривает.

При рассмотрении дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения нет.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Омского районного суда Омской области от 16 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: