5
судья ФИО1 дело № 33 - 525/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 05 февраля 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Баранова Г. В.
судей областного суда: Егоровой И. В., Радкевича А. Л.,
при секретаре Пустынниковой В. Ю.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Баранова Г. В. дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования « Камызякский район » на решение Камызякского районного суда Астраханской области от 05 декабря 2013 года по делу иску прокурора Камызякского района Астраханской области к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению « Раздорская средняя общеобразовательная школа имени Губернатора А. П. Гужвина », администрация муниципального образования « Камызякский район », Министерству образования и науки Астраханской области о возложении обязанности обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы,
установила:
прокурор Камызякского района Астраханской области обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой района проведена проверка в МБОУ « Раздорская средняя общеобразовательная школа имени Губернатора А. П. Гужвина » на предмет исполнения действующего законодательства об образовании в части обеспечения учебными материалами по предметам образовательной программы, в результате которой было установлено, что в нарушение требований действующего законодательства ответчики не обеспечили учащихся школы бесплатными учебниками и учебными пособиями. Обеспеченность библиотеки МБОУ « Раздорская средняя общеобразовательная школа имени Губернатора А. П. Гужвина » учебными материалами и учебниками составляет <данные изъяты> от необходимого объема, исходя из количества обучающихся лиц. Ответчиками каких – либо мер к истребованию их муниципального, федерального бюджетов дополнительных денежных средств для приобретения учебных пособий и учебников в необходимых объемах не предпринималось. Прокурор Камызякского района Астраханской области просит суд обязать ответчиков обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда МЮОУ « Раздорская средняя общеобразовательная школа имени Губернатора А. П. Гужвина » учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных к использованию в учебном процессе.
В судебном заседании помощник прокурора Камызякского района Астраханской области – Кислюк Е. В. В. иск поддержала. Представитель МБОУ « Раздорская средняя общеобразовательная школа имени Губернатора А. П. Гужвина » ФИО1 иск признал. Представитель АМО « Камызякский район » - ФИО2 доводы иска не оспаривала. Представитель Министерства образования и науки Астраханской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени слушания дела.
Решением Камязякского районного суда Астраханской области от 05 декабря 2013 года на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Раздорская средняя общеобразовательная школа имени Губернатора А. П. Гужвина », администрацию муниципального образования « Камызякский район », Министерство образования и науки Астраханской области возложена обязанность обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда муниципального бюджетного образовательного учреждения « Раздорская средняя общеобразовательная школа имени Губернатора А. П. Гужвина » учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных к использованию в учебном процессе.
В апелляционной жалобе администрации муниципального образования « Камызякский район » ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права, в обоснование жалобы указано, что финансовое обеспечение образовательного процесса относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а не органа местного самоуправления.
На заседание судебной коллегии представитель администрации МО « Камызякский район », представитель МБОУ « Раздорская средняя общеобразовательная школа имени Губернатора А. П. Гужвина », представитель Министерства образования и науки Астраханской области не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени слушания дела.
Заслушав прокурора Самадаеву К. С., возражавшую относительно доводов жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе в порядке статьи 327. 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда ввиду следующих обстоятельств.
Из материалов дела следует, что в МБОУ « Раздорская средняя общеобразовательная школа имени Губернатора А. П. Гужвина » прокуратурой Камызякского района Астраханской области проведена проверка на предмет выполнения законодательства об образовании в части обеспечения учащихся учебными материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы.
По результатам проверки установлено, что в настоящее время в МБОУ « Раздорская средняя общеобразовательная школа имени ФИО3 Гужвина » обучается <данные изъяты> человек, однако обеспеченность библиотеки учебными материалами и учебниками составляет <данные изъяты> необходимого объема, исходя из количества обучающихся лиц.
В силу частей 2, 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование в Российской Федерации является обязательным, при этом гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно пункту 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 « Об образовании », определяющего правовые основы государственной политики в сфере образования, государство в порядке, предусмотренном данным Законом, гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
При этом в силу пункта 2 той же статьи право граждан на образование обеспечивается путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
Согласно статье 32 Закона Российской Федерации « Об образовании » образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения относятся: материально - техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
В соответствии с пунктом 4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» в перечень требований к учебно-методическому обеспечению учебного процесса входят наличие учебников и (или) учебников с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературы и материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания и укомплектованность библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также фондом дополнительной литературы (детская художественная, научно-популярная, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы).
С учетом требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, закрепленных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать доступ в школьную библиотеку к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся (пункт 24 Приказа), а также учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой (пункт 26 Приказа).
В соответствии с пунктом 24 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования » образовательное учреждение самостоятельно, за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должно обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования.
Несмотря на установленную законодательством Российской Федерации обязанность образовательных учреждений обеспечить наличие учебных материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы, МБОУ « Раздорская средняя общеобразовательная школа имени Губернатора А. П. Гужвина » оснащение образовательного процесса не обеспечило, имея обеспеченность бесплатными учебниками лишь <данные изъяты> учащихся.
При рассмотрении дела суд принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и на основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска прокурора Камызякского района Астраханской области ввиду того, что неисполнение муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением « Раздорская средняя общеобразовательная школа имени Губернатора А. П. Гужвина » своих обязанностей по организации учебного процесса, а именно, по обеспеченности бесплатными учебниками учащихся, нарушает права неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование, что несовместимо с задачами общеобразовательных программ и снижает качество подготовки обучающихся.
Данные выводы суда первой инстанции соответствуют требованиям законодательства и установленным обстоятельствам по делу.
Доводы апелляционной жалобы администрации муниципального образования « Камызякский район » о том, что количество учебников и учебных пособий, предоставляемых образовательным учреждениям, зависит от размера средств бюджета МО « Камызякский район », выделяемых на эти цели из бюджета, не влияют на правильность выводов суда первой инстанции, поскольку в соответствии с пунктом 24 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образовании », пунктом 25 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования » образовательное учреждение самостоятельно, за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должно обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования, начального общего образования.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в целом основаны на неверном толковании действующего законодательства с учетом обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит, так как суд с достаточной полнотой исследовал доказательства, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, установил обстоятельства, имеющие значение для дела, свои выводы мотивировал, правильно определил материальный закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям и правильно его применил. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Камызякского районного суда Астраханской области от 05 декабря 2013 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования « Камызякский район » - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись Баранов Г. В. Судьи областного суда: подпись Радкевич А. Л. подпись Егорова И. В.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>