ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-525/2018 от 31.01.2018 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Тумасян Г.А. дело № 33-525/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 31 января 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Минаева Е.В.,

судей краевого суда: Фоминова Р.Ю., Мирошниченко Д.С.,

при секретаре судебного заседания Вяхиревой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 10 октября 2017 года по иску ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1, действующей в своих интересах в интересах несовершеннолетней ФИО5, ФИО6, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО7, ФИО8, ФИО9 к Администрации Минераловодского городского округа, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости,

заслушав доклад судьи Фоминова Р.Ю.,

УСТАНОВИЛА:

ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1, действующая в своих интересах в интересах несовершеннолетней ФИО5, ФИО6, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО7, ФИО8, ФИО9 обратились в суд с иском к Администрации Минераловодского городского округа, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что с 24.05.2017 г. на территории Минераловодского городского округа СК введен режим «Чрезвычайная ситуация». Однако, им был дан письменный отказ, согласно которому, они не были включены в список граждан, для предоставления единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате наводнения в Минераловодском районе в период с 24.05.2017 года по 27.05.2017 года. Данный отказ мотивирован тем, что они не зарегистрированы по месту жительства по адресу, попавшему в зону затопления: Минераловодский район, село Левокумка, <…>, и было предложено обратится в суд для того, чтобы признать факт постоянного проживания по указанному адресу, и о признании права на получение единовременной материальной и финансовой помощи. Факт проживания подтверждается актом о проживании. Поскольку они постоянно проживают в доме, который подвергся затоплению, то имеют право на получение единовременной материальной и финансовой помощи. Так как они не имеют регистрацию по месту жительства по данному адресу, то не могут подтвердить факт своего проживания в ином порядке кроме как судебном. Установление судом юридического факта постоянного проживания в указанном помещении на момент чрезвычайной ситуации, позволит признать их пострадавшими, включить в установленном порядке в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, и обеспечит выплату соответствующей помощи в размерах, определенных законодательством. В связи с чем, истцы просят установить юридический факт постоянного проживания ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 в жилом помещении, расположенном адресу: Минераловодский район, село Левокумка, <…>, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, а также возложить обязанность включить их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи полной утратой имущества первой необходимости в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа.

Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 10 октября 2017 года отказано в удовлетворении заявленных требований ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1, действующей в своих интересах в интересах несовершеннолетней ФИО5, ФИО6, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО7, ФИО8, ФИО9 к Администрации Минераловодского городского округа, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указав, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и опровергаются представленными доказательствами. Так, в решении отсутствует заключение прокурора, мер к его привлечению к участию в деле судом не предпринято. Считает, что юридическим обстоятельством по делу является сам факт их проживания по указанному адресу до и после 24.05.2017 в зоне чрезвычайной ситуации, в связи с чем, не дана оценка акту о проживании их по адресу от 29.05.2017 за подписью председателя уличного комитета.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В суде апелляционной инстанции истцы ФИО2, ФИО3, ФИО1, действующая в своих интересах в интересах несовершеннолетней ФИО5, ФИО6, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО7, ФИО8, ФИО9 доводы апелляционной жалобы поддержали, считают решение суда не законным и не обоснованным, вынесенным в нарушении нормам действующего законодательств.

В суд апелляционной инстанции истец ФИО4, извещенный надлежащим образом о дате судебного заседания, не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате и месте судебного разбирательства, не явились и сведений о причинах своей неявки суду не представили, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем, в силу требований ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения по следующим основаниям.

В соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В развитие указанных конституционных положений ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (пп. 5 п. 2).

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (п. 1 ст. 18).

При этом названный Закон не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, а в п. 2 ст. 18 регламентирует, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 10 апреля 2006 года № 19-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны" целью которого согласно его статье 2, является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения.

В силу пункта 6 части 2 статьи 4 Закона № 19-кз, мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.

В соответствии с указанным Законом Правительством Ставропольского края от 02.06.2006 №84-п разработан Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, который определяет механизм предоставления единовременных денежных выплат, предусмотренных п.6 ч.2 ст.4 Закона, гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае.

Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что получателями единовременных денежных выплат являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на день введения режима чрезвычайной ситуации межмуниципального и регионального характера в населенном пункте Ставропольского края, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации в Ставропольском крае, жилые помещения которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации, а имущество первой необходимости, находившееся на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении, частично или полностью утрачено. Единовременные денежные выплаты пострадавшим гражданам за утраченное имущество первой необходимости выплачиваются либо в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, либо в связи с полной утратой имущества первой необходимости.

В целях реализации настоящего Порядка факт постоянного проживания пострадавших граждан в жилых помещениях подтверждается их регистрацией по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства - вступившим в законную силу решением суда об установлении факта их проживания в жилых помещениях (пункт 5).

Из анализа указанных нормативных актов следует, что обязательными условиями для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи (компенсации) является установление совокупности следующих юридически значимых фактов: постоянного проживания лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации, а также установление факта полной или частичной утраты гражданином имущества.

Совокупность вышеприведенных условий является основанием для включения лица в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и признания за лицом права на указанные выплаты.

Как следует из материалов дела и установлено судом, что ФИО1 является собственником земельного участка по адресу: СК, Минераловодский район, с.Левокумка, ул. <…>, на котором расположено домовладение.

Так же, судом установлено, что указанный жилой дом, постановлением главы города Минеральные Воды и Минераловодского района «Об исключении из жилого фонда жилых домов, расположенных на территории города Минеральные Воды и Минераловодского района, разрушившихся в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года» от 20.02.2003 года № 327 был исключен из жилого фонда, и собственникам был выдан жилищный сертификат на приобретение жилья (ФИО10, ФИО11, ФИО12), что подтверждается копией казанного постановления и сообщением администрации Минераловодского городского округа от 04.10.2017г.

При этом, сведений о даче разрешения на строительство нового дома, реконструкцию имевшегося дома, материалы дела не содержат.

В мае 2017 года на территории Ставропольского края сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.

Распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24 мая 2017 года № 344-р «О введении на территории Ставропольского края режима чрезвычайной ситуации» в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края введен режим чрезвычайной ситуации чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 24 мая 2017 года № 1216 с 10 часов 24 мая 2017 года введен режим чрезвычайной ситуации.

Жилое помещение по адресу СК, Минераловодский район, с.Левокумка, ул. <…> находился в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком 2017 года.

Разрешая спор, отказав в удовлетворении заявленных требований об установлении юридического факта постоянного проживания истцов в жилом помещении, расположенном по адресу Ставропольский край, Минераловодский район, село Левокумка, ул. <…>, о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, суд первой инстанции указал, что данное жилое помещение, расположенное по адресу СК, Минераловодский район, с.Левокумка, ул. <…>, не является жилым в связи с его исключением из жилого фонда.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права.

Так, в подтверждение факта повреждения жилого дома, расположенного по адресу: СК, Минераловодский район, с.Левокумка, ул. <…>, истцами в материалы дела представлен акт обследования имущества, поврежденного (разрушенного) в результате ливневых дождей и подъема ровня воды в реках Кума, Джемуха и Суркуль в период с 24.05.2017 в Минераловодском городскому округе в селе Левокумка, согласно которому жилой дом го адресу: Минераловодский городской округ, село Левокумка, ул. <…>, является пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, собственником имущества указана ФИО1, при этом, остальные истцы в данном акте в качестве членов семьи собственника не указаны. В акте содержатся сведения о том, что имеются трещины в фундаменте и стенах. Акт утвержден 30.05.2017 начальником Управления общественной безопасности администрации Минераловодского городского округа ФИО13 и главой Минераловодского городского округа ФИО14, подписан председателем комиссии и членами комиссии в составе двух человек и собственником пострадавшего имущества ФИО1.

06 июня 2017 года истцам администрацией Минераловодского городского округа СК отказано во включении в списки граждан на предоставление единовременной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, поскольку у них отсутствует регистрация по месту жительства и правоустанавливающие документы на жилое помещение, а также разъяснено, что граждане, у которых отсутствуют документы о регистрации по месту жительства и о правах на жилое помещение включаются в списки на основании принятых судебных решений.

Согласно ч. 3 ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1, местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В Постановлении от 02 февраля 1998 N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации признал, что регистрация является лишь предусмотренным Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободы передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства.

Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").

Частями 1, 2 ст. 3 Закона РФ N 5242-1 предусмотрено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

На основании ст. 6 Закона РФ гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.

Пункт 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. N 9 разъясняет, что место жительства может подтверждаться документами, удостоверяющими его соответствующую регистрацию в органах регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (пункт 1 статьи 20 и часть первая статьи 1115 ГК РФ, части 2 и 4 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее - ЖК РФ, части вторая и третья статьи 2 и части вторая и четвертая статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").

Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.

Во исполнение требований законодателя Правительство Российской Федерации Постановлением от 17 июля 1995 г. N 713 утвердило Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, которые регулируют порядок регистрации и снятия граждан с регистрационного учета (далее - Правила), которые были опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации 24 июля 1995 г., N 30, "Российской газете" от 27 июля 1995 г.

Правила регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить установленный перечень документов.

По смыслу указанных положений место жительства гражданина определяется его регистрацией по месту жительства.

Между тем, судом установлено и не оспаривалось сторонами, что в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Минераловодского района, жилой дом по указанному адресу был признан непригодным для проживания и исключен из жилищного фонда.

В силу норм Жилищного кодекса РФ признание жилого помещения непригодным для проживания влечет серьезное правовое последствие в виде юридической невозможности проживания людей в таком помещении, поскольку непригодность для проживания имеет критический характер, помещение, исключается из жилищного фонда.

Сведений о выдаче разрешений на реконструкцию или строительство нового дома по указному адресу как в суд первой инстанции так и в суд апелляционной инстанции не представлено.

Более того, из объяснений самой истицы ФИО1 в суде первой инстанции следует, что на принадлежащем ей земельном участке жилой дом не числится, домовладение исключено из жилого фонда в результате наводнения в 2002 году и старый дом жилым не признавался несмотря на её обращения в прокуратуру и в администрацию. Следовательно, вопреки положениям постановления главы города Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края от 20.02.2003 № 327 «Об исключении из жилого фонда жилых домов, расположенных на территории города Минеральные Воды и Минераловодского района, разрушившихся в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года», о запрещении владельцам разрушившихся жилых домов, указанных в приложении, их восстановление, реконструкцию или новое строительство жилья на земельных участках, подвергшихся наводнению до разработки приятий по инженерной защите территорий, подвергшихся затоплениям и повадкам, в нарушение ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, дом, признанный непригодным для проживания и исключенный из жилого фонда, использовался истцами в качестве жилого дома.

Согласно ст. 15 ЖК РФ жилым помещением, являющимся объектом жилищных признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством РРФ в соответствии с Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры: комната.

В соответствии с п. 2 ст. 288 ГК РФ жилые помещения предназначены для проживания граждан.

Гражданин может быть зарегистрирован по месту жительства только в жилом помещении.

Следовательно, и установление в судебном порядке факта постоянного проживания возможно только в жилом помещении.

С учетом изложенных норм права и совокупности представленных письменных доказательств в их взаимосвязи, суд обосновано пришел к выводу о невозможности установления факта постоянного проживания истцов по указанному адресу в виду исключения жилого помещения из жилого фонда в связи с признанием его непригодным для проживания, поскольку для установления судом факта постоянного проживания истцов в указанном доме, при том, что проживание истцов в данном помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации, не является юридически значимым для рассмотрения настоящего спора обстоятельством.

Также несостоятелен и довод жалобы о непривлечении к участию в деле прокурора, поскольку, учитывая характер спорных правоотношений, у суда отсутствовали законные основания для привлечения указанного лица к участию в деле.

Другие доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства и доказательства, которые бы позволили судебной коллегии усомниться в обоснованности и законности судебного постановления и фактически сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции.

Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.

При таких обстоятельствах вынесенное по делу решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 10 октября 2017 года -оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: