ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5264/2015 от 19.08.2015 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

дело № 33-5264/2015

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе

Председательствующего судьи : Чемякиной И.А.

судей: Мороз И.Г., Унтевской Е.Л.

при секретаре: Солоха А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании 19 августа 2015 года гражданское дело по исковому заявлению Сахалинского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к Банку ВТБ 24 (публичное акционерное общество) о признании отказа в предоставлении запрашиваемой информации незаконном и обязании предоставить запрашиваемую информацию,

по апелляционному представлению Сахалинского транспортного прокурора на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 27 апреля 2015 года.

заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения представителя прокуратуры Жиляевой О.Ю., представителя Банка ВТБ 24 Коваленко А.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Сахалинский транспортный прокурор обратился в суд, действуя в интересах Российской Федерации, с указанным иском, мотивируя требования тем, что 26.08.2014 года в рамках проведения плановой проверки соблюдения федерального законодательства о государственной службе в части соблюдения ограничений государственными служащими и противодействии коррупции за период 2013-2014 годы Сахалинский транспортный прокурор в адрес Банка ВТБ 24 (ЗАО) направил мотивированное требование о предоставлении сведений о счетах и вкладах денежных средств и драгоценных металлов в отношении государственных служащих Сахалинской таможни, сотрудников Сахалинского АО МВД России на транспорте, их супругов и несовершеннолетних детей по состоянию на 31.12.2013 год.

02.09.2014 года письмом заместитель начальника ОСБО Банка ВТБ 24 (ЗАО) отказал прокурору в предоставлении запрошенных данных и сведений по основанию отсутствия в запросе прокурора подтверждения наличия делегирования полномочий органу прокуратуры на проверку представителем нанимателя государственных гражданских служащих.

Данный отказ является незаконным, поскольку Сахалинская транспортная прокуратура входит в систему органов прокуратуры и является федеральным государственным органом, проводившим проверку в соответствии со ст. 21 Закона о прокуратуре, с п. 7 плана работы ДВТП на второе полугодие 2014 года по выявлению нарушений законодательства о противодействии коррупции. Поскольку прокурор является специально уполномоченным лицом, на которого возложены функции надзора за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе и противодействия коррупции, органы прокуратуры вправе затребовать информацию, необходимую для выявления и устранения нарушений закона.

Непредставление запрашиваемых сведений не только препятствует прокуратуре осуществлять возложенные на нее функции государственного надзора за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе, но и нарушает интересы Российской Федерации, так как приводит к невозможности осуществления контроля за соблюдением государственными служащими законодательства о государственной службе, поскольку бесконтрольное поведение государственных служащих может способствовать проявлению коррупции и создать благоприятную почву для дальнейшего нарушения законодательства Российской Федерации.

Просил признать отказ Хабаровского филиала Банка ВТБ 24 (ЗАО) в предоставлении запрашиваемой информации о счетах и вкладах денежных средств и драгоценных металлов в отношении государственных служащих Сахалинской таможни, Сахалинского АО МВД России на транспорте, их супругов и несовершеннолетних детей – незаконным; обязать Хабаровский филиал Банка ВТБ 24 (ЗАО) представить в Сахалинскую транспортную прокуратуру сведения о счетах и вкладах денежных средств и драгоценных металлов в отношении государственных служащих Сахалинской таможни, Сахалинского АО МВД России на транспорте, их супругов и несовершеннолетних детей, в течении 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 16 февраля 2015 года гражданское дело передано по подсудности в Центральный районный суд города Хабаровска для рассмотрения по существу.

Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 27 апреля 2015 года в удовлетворении заявленных Сахалинским транспортным прокурором требований отказано.

В апелляционном представлении Сахалинский транспортный прокурор, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить, указывая, что решение суда противоречит требованиям закона при неправильном применении норм материального права: суд не принял во внимание положения п. 8.2. Приказа Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», согласно которому при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам противодействия коррупции, а также следующие требования закона; обосновывая свой вывод позицией Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2003 № 8-П, суд неправильно применил его толкование и применение: установленная Конституцией неприкосновенность тайны не трактуется как абсолютная, а должна рассматриваться во взаимосвязи с п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, которым установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства.

Возражений относительно апелляционной жалобы в материалы дела не поступило.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 26.08.2014 года Сахалинский транспортный прокурор по заданию Дальневосточной транспортной прокуратуры в целях проведения плановой проверки соблюдения федерального законодательства о государственной службе в части соблюдения ограничений государственными служащими и противодействии коррупции в Сахалинском ЛО МВД России на транспорте, Сахалинской таможни за период 2013 – 2014 годы в адрес Банка ВТБ 24 (ЗАО) направил мотивированное требование о предоставлении сведений о счетах и вкладах денежных средств и драгоценных металлов в отношении таких государственных служащих, их супругов и несовершеннолетних детей по состоянию на 31.12.2013 года.

02.09.2014 года заместителем начальника Отдела сопровождения банковских операций Банка ВТБ 24 (ЗАО) письмом отказано прокурору в предоставлении запрошенных данных и сведений по основанию отсутствия в запросе прокурора подтверждения делегирования полномочий органу прокуратуры на проверку представителем нанимателя государственных гражданских служащих.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что действующим федеральным законодательством прокурору предоставлены полномочия только по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов, органы прокуратуры Российской Федерации не вправе требовать от кредитных организаций предоставления информации, составляющей банковскую тайну.

Проверив законность вынесенного решения суда, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Согласно статьей 857 Гражданского кодекса Российской Федерации банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

Статья 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», регулирующая порядок предоставления банками справок по операциям и счетам их клиентов, содержит исчерпывающий перечень лиц, которые вправе получать от банков информацию, составляющую банковскую тайну.

В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона № 395-1 справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, в случае проверки в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов и ограничений.

Пунктом 19 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» утвержден перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции. При этом органы прокуратуры Российской Федерации и их должностные лица не указаны в данном перечне.

Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» не содержит норм, предоставляющих органам прокуратуры Российской Федерации и их должностным лицам право получать от банков информацию, относящуюся к банковской тайне.

Закрепленные в законе полномочия прокурора по истребованию у третьих лиц сведений общего характера не свидетельствуют о наличии обязанности кредитных организаций предоставлять сведения, составляющие банковскую тайну.

При осуществлении надзора в сферах, на которые распространяется действие законодательства о банковской и иной охраняемой законом тайне, прокуроры руководствуются установленным законодательством порядком, что прямо предусмотрено абзацем 3 пункта 6 Приказа Генерального прокурора России от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».

В соответствии с частью 7 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЭ «О противодействии коррупции» проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или лица, указанных в пунктах 1 – 3 части 1 настоящей статьи, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данного гражданина или лица.

В силу части 3 статьи 67 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Генеральному прокурору Российской Федерации и подчиненным ему прокурорам предоставлено право осуществлять государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации.

Из приведенных выше правовых положений в их взаимосвязи следует, что прокурор вправе проводить проверки исполнения требований Федеральных законов «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О противодействии коррупции», а также требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов предоставления необходимых документов и материалов о выполнении должностными лицами государственных органов установленных действующим законодательством обязанностей, а также ограничений и запретов с целью выявления и пресечения коррупционных правонарушений, как это предписывает Федеральный закон № 273-ФЗ, и прокурор относится к тем лицам, которые имеют права на запрос указанных сведений в рамках своей компетенции.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права судом применены верно.

Доводы апелляционного представления правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции и не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку представленных по делу доказательств.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционного представления судебная коллегия не находит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 27 апреля 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению Сахалинского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к Банку ВТБ 24 (публичное акционерное общество) о признании отказа в предоставлении запрашиваемой информации незаконном и обязании предоставить запрашиваемую информацию – оставить без изменения, апелляционное представление Сахалинского транспортного прокурора – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.

Председательствующий: И.А. Чемякина

Судьи: И.Г. Мороз

Е.Л. Унтевская