ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5286/2022 от 06.09.2022 Архангельского областного суда (Архангельская область)

УИД 29RS0022-01-2010-001449-70

Строка 148г, госпошлина 0 руб. 06 сентября 2022 г.

Судья Брежнева Е.С. Дело № 33-5286/2022 г. Архангельск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда Мананникова Т.А., при ведении протокола помощником судьи Померанцевой А.А., рассмотрев дело по частной жалобе акционерного общества «Архангельская областная энергетическая компания» на определение Приморского районного суда Архангельской области от 09 июня 2022 г. об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения Приморского районного суда Архангельской области от 20 декабря 2010 г. по гражданскому делу № 2-1349/2010,

установила:

акционерное общество «Архангельская областная энергетическая компания» (далее - АО «АрхоблЭнерго») обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Приморского районного суда Архангельской области от 20 декабря 2010 г. по гражданскому делу № 2-1349/2010 по иску Архангельского межрайонного природоохранного прокурора к ОАО «Архангельская областная энергетическая компания» о возложении обязанности по устранению нарушений требований водоохранного законодательства.

В обоснование заявления указало, что в соответствии с решением Приморского районного суда Архангельской области по делу № 2-1349/2010 на АО «АрхоблЭнерго» возложена обязанность по прекращению сброса неочищенных вод в Белое море до 01 марта 2011 г.; по проведению мероприятий у ручья Питьевой острова Соловецкий по организации первого пояса зоны санитарной охраны (далее - ЗСО): а именно: спланировать территорию первого пояса для отвода поверхностного стока за ее пределы, оградить и обеспечить охраной, дорожки к сооружениям обеспечить твердым покрытием в соответствии с нормами СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в срок до 01 августа 2012 г.; в границах первого и второго пояса санитарной охраны установить специальные предупредительные знаки в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» до 01 августа 2012 г. На основании вступившего в законную силу решения в отношении АО «АрхоблЭнерго» возбуждены исполнительные производства. Вместе с тем у должника имеются препятствия к исполнению решения суда. В частности, в АО «АрхоблЭнерго» отсутствуют на обслуживании, в аренде, эксплуатации очистные сооружения канализационных стоков. В аренде и эксплуатации имеется система канализации, по которой канализационные стоки самотеком поступают через пять выпусков в бухту Благополучия Белого моря, в связи с чем очистка канализационных стоков в п. Соловецкий не осуществляется. Собственником системы канализации является МО «Сельское поселение «Соловецкое». Постановлением Правительства Архангельской области от 16 июля 2013 г. № 314-пп была утверждена государственная программа Архангельской области «Развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага», предусмотрена реализация мероприятий по реконструкции систем водоснабжения и водоотведения, строительство очистных сооружений. Финансирование проектных работ осуществляется за счет средств бюджета Архангельской области. Строительно-монтажные работы планируется осуществлять с привлечением средств областного и федерального бюджета. Разработка проектной документации по объектам «Строительство и реконструкция систем водоснабжения п. Соловецкий» и «Строительство и реконструкция системы водоотведения п. Соловецкий», находится в завершающей стадии, осуществляются процедуры экологической экспертизы для последующего прохождения государственной экспертизы проектно-сметной документации. Данными проектами предусмотрены: перенос существующего водозабора с ручья Питьевого на озеро Питьевое с организацией у него зон санитарной охраны, строительство подземных канализационных очистных сооружений, канализационных сетей и глубоководного выпуска очищенных вод. Согласно ответу Министерства строительства и архитектуры Архангельской области в марте 2022 года проектная документация по системе водоотведения (канализации) направлена в Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора для прохождения государственной экологической экспертизы. По результатам прохождения экспертизы проектной документации и государственной экспертизы проектной документации на строительство коммунальных сетей водоснабжения и водоотведения п. Соловецкий и получения положительного заключения определится сметная стоимость и сроки завершения реконструкции и строительства объектов коммунальной инфраструктуры. Далее посредством процедуры закупки будет определен исполнитель работ по вышеуказанным объектам. Правительством Архангельской области в феврале 2022 года в Минстрой России направлены бюджетные заявки по включению объектов в федеральную адресную инвестиционную программу с финансированием из федерального бюджета в 2023-2025 годах. Разработанные Проекты строительства систем водоснабжения и водоотведения п. Соловецкий включают в себя и мероприятия для выполнения требований по организации первого пояса санитарной охраны нового водозабора в соответствии с нормами СанПин, обеспечению должного качества поставляемых услуг по водоснабжению населения п. Соловецкий, прекращению сброса неочищенных вод в Белое море. В соответствии с Приложением № 1 «Перечень целевых показателей государственной программы Архангельской области «Развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага» Постановления Правительства Архангельской области от 16 июля 2013 г. № 314-пп (в редакции постановления Правительства Архангельской области от 26 января 2021 г. № 33-пп): по п. 1.1. «Уровень технической готовности строительства и реконструкции системы водоснабжения п. Соловецкий» целевой показатель стопроцентной готовности запланирован на 2024 год; по п. 2.1. «Уровень технической готовности строительства канализационных сетей и коллекторов, канализационных очистных сооружений п. Соловецкий» целевой показатель стопроцентной готовности запланирован на 2024 год. Крайний срок для прекращения сброса неочищенных вод в Белое море, согласно федеральной программе, после завершения строительства канализационных сетей и коллекторов, канализационных очистных сооружений п. Соловецкий - ориентировочно 2024 - 2025 год. По проекту Распоряжения Правительства Российской Федерации будет принят Перечень мероприятий по сохранению и развитию Соловецкого архипелага, срок завершения работ - 2023 год. Ответственный за финансовое обеспечение мероприятий - Минстрой России. До завершения выполнений условий государственных контрактов по строительству и реконструкции систем водоснабжения, канализационных сетей и канализационных очистных сооружений АО «АрхоблЭнерго» не может самостоятельно выполнить требования по прекращению сброса неочищенных вод в Белое море, обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в бухту Благополучия Белого моря. Разработать и утвердить нормативы допустимых сбросов при сбросе сточных вод и загрязняющих веществ, получить решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод в бухту Благополучия Белого моря, прекратить сброс сточных вод в Белое море без очистки возможно после реализации проектов строительства и реконструкции систем водоснабжения и водоотведения. По имеющимся данным в проекте предусмотрен перенос точки водозабора из ручья Питьевой в озеро Питьевое. АО «АрхоблЭнерго» провело процедуру закупки и заключило договор на разработку и полное сопровождение в согласовании проекта зоны санитарной охраны водозабора из ручья Питьевого в п. Соловецкий. В соответствии с графиком договора (и дорожной картой по разработке и согласованию проекта ЗСО) до 30 апреля 2022 г. разработанный проект ЗСО будет направлен разработчиками в адрес АО «АрхоблЭнерго» на утверждение - это первый этап разработки проекта ЗСО. В начале мая начнется второй этап разработки проекта ЗСО - предположительно 5-6 мая 2022 г. утвержденный проект ЗСО будет направлен на согласование в аккредитованный ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» для получения положительного экспертного заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы. Далее проект ЗСО с положительным экспертным заключением будет направлен в Управление Роспотребнадзора в Архангельской области и Ненецкого автономного округа. Далее начнется третий этап разработки проекта ЗСО, на котором проект будет направлен в Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на получение решения об установлении границ зон санитарной охраны по водозабору из ручья Питьевого, а также на этом этапе будут проведены работы кадастрового инженера по установлению границ ЗСО. Затем все документы будут направлены в Росреестр для постановки границ ЗСО на учет. Окончание работ по согласованию проекта ЗСО и постановке границ ЗСО в Росреестр - 4 квартал 2023 года. АО «АрхоблЭнерго» регулярно принимает участие в видеоконференциях по вопросу обсуждения инфраструктурных проектов, реализуемых на территории Соловецкого архипелага, с учетом заинтересованности в вопросах реализацией и сроках программы по строительству и реконструкции систем водоснабжения, канализационных сетей и канализационных очистных сооружений в п. Соловецкий. Помимо этого, АО «АрхоблЭнерго» систематически направляет запросы в Агентство по развитию Соловецкого архипелага Архангельской области о состоянии реализации инфраструктурных проектов по строительству н реконструкции систем водоснабжения и водоотведения п. Соловецкий Приморского района Архангельской области. В 2017 году Управлением Росприроднадзора по Архангельской области было снято предписание : принять меры по прекращению сброса сточных вод без очистки в бухту Благополучия Белого моря ввиду того, что для выполнения данного предписания необходимо завершение работ по строительству и реконструкции системы водоснабжения и водоотведения (со строительством канализационных коллекторов и сетей и канализационных очистных сооружений (далее - КОС)). Также в акте проверки от 26 сентября 2017 г. специалистами Управления Росприроднадзора по Архангельской области отмечено, что для устранения нарушения по предписанию от 29 сентября 2016 г.: разработать и согласовать нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и получить разрешение на сброс загрязняющих веществ, необходимо завершение строительства КОС и введения их в эксплуатацию. В связи с вышеизложенным указанные требования исполнить в полном объеме ответчиком возможно к декабрю 2025 года. На основании вышеизложенного, просит суд об отсрочке исполнения решения Приморского районного суда Архангельской области по делу № 2-1349/2010 по исполнительному листу ВС от 13 января 2011 г. и исполнительному производству -ИП в части прекращения сброса неочищенных вод в Белое Море до 31 декабря 2025 г., а также по исполнительному листу ВС от 13 января 2011 г. и исполнительному производству -ИП в части проведения мероприятия у ручья Питьевой острова Соловецкий по организации первого пояса ЗСО: спланировать территорию первого пояса для отвода поверхностного стока за ее пределы, оградить и обеспечить охраной, дорожки к сооружениям обеспечить твердым покрытием в соответствии с нормами СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; в границах первого и второго пояса санитарной охраны установить специальные предупредительные знаки в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», до 31 декабря 2025 г.

Представители заявителя Рябчикова А.В. и Засолоцкая В.Ю. в судебном заседании заявление поддержали по основаниям в нем изложенным.

Представитель ГКУ Архангельской области «Главное управление капитального строительства» Окулова И.А. поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве и пояснила, что после завершения работ по строительству и реконструкции систем водоснабжения, канализационных сетей и канализационных очистных сооружений у АО «АрхоблЭнерго» появиться возможность самостоятельно выполнить требования по организации пояса санитарной зоны и прекращению сброса неочищенных вод в Белое море.

Помощник Архангельского межрайонного природоохранного прокурора Антуфьева А.В. возражала против предоставления отсрочки, поскольку меры по исполнению решения длительное время не предпринимаются.

Управление Роспотребнадзора по Архангельской области, Управление Росприроднадзора по Архангельской области, администрация МО «Приморский муниципальный район», администрация МО «Сельское поселение «Соловецкое», агентство по развитию Соловецкого архипелага Архангельской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения заявления, в суд своих представителей не направили.

Судебный пристав-исполнитель в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении заявления в свое отсутствие.

Суд постановил определение об отказе в предоставлении отсрочки исполнения судебного решения, с которым не согласилось АО «АрхоблЭнерго», подав частную жалобу.

В обоснование доводов частной жалобы указывает на несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что продление сроков контрактов, заключенных во исполнение решения суда, не является основанием для отсрочки, поскольку данное обстоятельство относится к фактам экономического риска, должно учитываться должником при принятии надлежащих мер к исполнению своих обязательств. Собственником объектов водоснабжения и системы канализации является МО «Сельское поселение «Соловецкое». В настоящее время собственник приступил к реализации утвержденной Правительством Архангельской области государственной программы «Развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага», тем самым принял на себя обязательство по проведению мероприятий, необходимых для исполнения требования по указанным исполнительным производствам. Поскольку в настоящее время арендодатель МО «Сельское поселение «Соловецкое» приступил к выполнению работ, это исключает проведение работ арендатором, т.е. АО «АрхоблЭнерго». На сегодняшний день прекращение сброса сточных вод с системы водоснабжения и водоотведения п. Соловецкий может быть осуществлено только путем непосредственного и полного отключения всех абонентов (потребителей) от системы водоотведения, поскольку существующая инфраструктура не включает в себя специализированных водоочистных сооружений. Отключение абонентов может привести к введению на территории всего архипелага чрезвычайного положения.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) частная жалоба рассматривается судьей единолично без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, прихожу к следующему.

В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно статье 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке его исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.

Аналогичная норма содержится и в статье 37 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии с частью 1 статьи 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

По смыслу указанных норм права возможность отсрочки или рассрочки предусматривается лишь при наличии обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин неисполнения решения суда должником, при этом данные причины должны носить объективный характер.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит перечень оснований для отсрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливает критерий их определения – обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, с соблюдением баланса интересов лиц, участвующих в деле.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Приморского районного суда Архангельской области от 20 декабря 2010 г. удовлетворены исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора к ОАО «АрхоблЭнерго» о возложении обязанности по устранению нарушений требований водоохранного законодательства.

На ОАО «АрхоблЭнерго» возложена обязанность разработать нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты в срок до 31 декабря 2011 г.; получить в Управлении Росприроднадзора по Архангельской области разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты в срок до 06 июня 2013 г.; прекратить сброс неочищенных вод в Белое море до 01 марта 2011 г.; обеспечить должное качество поставляемых услуг по водоснабжению населению п. Соловецкий в срок до 01 марта 2011 г.; разработать проект по организации зоны санитарной охраны источника водоснабжения и водопроводом питьевого назначения и получить положительное заключение государственной экологическое экспертизы в срок до 31 декабря 2011 г.; провести мероприятия у ручья Питьевой острова Соловецкий по организации первого пояса зоны санитарной охраны: спланировать территорию первого пояса для отвода поверхностного стока за ее пределы, оградить и обеспечить охранной, дорожки к сооружениям обеспечить твердым покрытием в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения в срок до 01 августа 2012 г.; в границах первого и второго пояса санитарной охраны установить специальные предупредительные знаки в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» до 1 августа 2012 г.

Решение суда сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу 12 января 2011 г.

Ответчиком до настоящего времени решение суда не исполнено в части обязанности прекратить сброс неочищенных вод в Белое море до 01 марта 2011 г. и обязанности провести мероприятия у ручья Питьевой острова Соловецкий по организации первого пояса зоны санитарной охраны: спланировать территорию первого пояса для отвода поверхностного стока за ее пределы, оградить и обеспечить охранной, дорожки к сооружениям обеспечить твердым покрытием в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в срок до 01 августа 2012 г.

01 февраля 2011 г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по ОВИП УФССП России по Архангельской области возбуждено исполнительное производство.

АО «АрхоблЭнерго» просит предоставить отсрочку исполнения решения до 31 декабря 2025 года.

При этом должник неоднократно обращался в суд с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Определением суда от 14 марта 2011 г. должнику предоставлялась отсрочка исполнения решения суда до 01 января 2012 г. и определением от 18 января 2012 г. - до 01 августа 2012 г.

Определениями суда от 14 сентября 2012 г. и от 22 января 2013 г. в предоставлении отсрочки исполнения решения суда ОАО «АрхоблЭнерго» отказано. Апелляционными определениями Архангельского областного суда от 15 октября 2012 г. и 28 февраля 2013 г. вышеуказанные определения Приморского районного суда Архангельской области оставлены без изменения.

Определением Приморского районного суда Архангельской области от 10 октября 2013 г. ОАО «АрхоблЭнерго» отказано в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства от 01 февраля 2011 г., предмет исполнения - прекратить сброс неочищенных вод в Белое море; от 01 февраля 2011 г., предмет исполнения – провести мероприятия у ручья Питьевой острова Соловецкий по организации первого пояса санитарной охраны: спланировать территорию первого пояса для отвода поверхностного стока за её пределы, оградить и обеспечить охранной, дорожки к сооружениям обеспечить твердым покрытием в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; от 01 февраля 2011 г., предмет исполнения – обеспечить должное качество поставляемых услуг по водоснабжению населения п. Соловецкий. Апелляционным определением Архангельского областного суда от 21 ноября 2013 г. данное определение суда оставлено без изменения.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного решения.

Суд апелляционной инстанции не усматривает в таких выводах суда первой инстанции противоречий тем нормам процессуального права, которые суд применил при разрешении вопроса, а также соответствующим разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5, касающимся обязанности стороны исполнить вступившее в законную силу решение суда.

Суд дал надлежащую оценку обстоятельствам дела, правильно применил и истолковал нормы процессуального и материального права о разумности срока судебного разбирательства, в который входит и срок исполнения судебного решения, и пришел к обоснованному выводу, что предоставление отсрочки не способствует реальному восстановлению прав неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурор обратился в суд за защитой нарушенных прав, не является разумным, так как неисполнение содержащихся в решении суда требований является прямым нарушением конституционных прав граждан, проживающих в указанном районе.

Довод частной жалобы о том, что в настоящее время собственник объектов водоснабжения и системы канализации - МО «Сельское поселение «Соловецкое» - приступил к реализации утвержденной Правительством Архангельской области государственной программы «Развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага» и тем самым принял на себя обязательство по проведению мероприятий, необходимых для исполнения требований по указанным исполнительным производствам, является несостоятельным, поскольку МО «Сельское поселение «Соловецкое» должником по настоящему делу не является. Исполнение муниципальным образованием обязанностей, возложенных на него Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», об обратном не свидетельствует.

Доказательств того, что прекращение сброса сточных вод с системы водоснабжения и водоотведения п. Соловецкий может быть осуществлено только путем непосредственного и полного отключения всех абонентов (потребителей) от системы водоотведения, материалы дела не содержат.

С момента предоставления последней отсрочки исполнения решения суда (2012 год) прошло 10 лет. Доказательств того, что в течение всего этого времени обществом предпринимались какие-либо меры, направленные на исполнение решения суда, не представлено.

Иных обстоятельств, которые могли бы служить основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда, должником не сообщено и судом не установлено.

Предоставление отсрочки является правом, а не обязанностью суда.

По существу доводы частной жалобы аналогичны правовой позиции, изложенной в заявлении о предоставлении отсрочки, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении поставленного вопроса и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции.

На основании изложенного, определение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам частной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 334 ГПК РФ,

определила:

определение Приморского районного суда Архангельской области от 09 июня 2022 г. оставить без изменения, частную жалобу акционерного общества «АрхоблЭнерго» – без удовлетворения.

Судья Т.А. Мананникова