Судья Власенко В.А. Дело
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 12 марта 2013 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.
судей: Зенина В.А., Башинского Д.А.
по докладу судьи Зенина В.А.
при секретаре Рыбнике В.В.
с участием прокурора Гребенюк О.Б.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г.Сочи – ФИО1, действующую по доверенности, на решение Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 27 декабря 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г. Сочи, действуя в интересах ФИО2, обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления и.о. главы г.Сочи ФИО3 от 02.10.2012 года №2079 «Об отказе в принятии на учет и включении ФИО2 в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» и просил суд обязать администрацию г.Сочи принять ФИО2, < дата обезличена > года рождения на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» с даты подачи заявления о принятии на жилищный учет.
Решением Центрального районного суда г.Сочи 27 декабря 2012 года заявление первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г.Сочи, действующего в интересах ФИО2, удовлетворено.
Признано незаконным постановление и.о. главы г. Сочи ФИО3 от 02.10.2012 года №2079 «Об отказе в принятии на учет и включении ФИО2 в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
Администрация г.Сочи обязана принять ФИО2, < дата обезличена > г.р., на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» с 29.05.2012 года.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Сочи – ФИО1 просит решение Центрального районного суда г.Сочи от 27 декабря 2012 года отменить, вынести новое решение, которым отказать прокурору г.Сочи в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указала, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права, на основании противоречивых доказательств, без полного исследования всех материалов дела.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора г.Сочи Брацлавская О.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия, выслушав прокурора Гребенюк О.Б., ФИО2, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Сочи проведена проверка по обращению ФИО2 о незаконном отказе в принятии на учет граждан нуждающихся в жилом помещении.
В ходе проверки установлено, что ФИО2, относящийся к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеющий право на внеочередное обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», 29.05.2012 обратился к главе г. Сочи с заявлением о принятии на учет и включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Одновременно с подачей заявления о принятии на жилищный учет, ФИО2 представил документы, подтверждающие статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; сведения об обеспеченности закрепленной жилой площадью менее 18 кв.м. на одного зарегистрированного в муниципальной квартире < адрес обезличен > (проживает с сестрой в однокомнатной квартире площадью 14 кв.м.); отсутствие объектов недвижимости на праве собственности ФИО2
Постановлением и.о. главы г. Сочи от 02.10.2012 года №2079 ФИО2 отказано в принятии на учет и включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
Согласно ст. 54 Жилищного кодекса РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается только в перечисленных в указанной норме закона случаях.
В соответствии с ч. 2 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, решения об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 этой же статьи.
Однако, в нарушение требований ч. 2 ст. 54 Жилищного кодекса РФ постановление и.о. главы г. Сочи от 02.10.2012 года №2079 об отказе ФИО2 в принятии на жилищный учет не содержит сведений о представлении ФИО2 документов, которые не подтверждают его право состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Суд первой инстанции правильно указал, что уполномоченным органом по учету оставлено без внимания, что на момент подачи ФИО2 заявления о принятии на жилищный учет он относился не к числу лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот, а к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат постановке на учет до достижения ими 23 лет в силу прямого указания ч. 1 ст. 7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», вне зависимости от времени, прошедшего с момента окончания обучения.
ФИО2 заявление о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» с необходимыми приложениями подано на имя главы г.Сочи 29.05.2012 года, то есть до достижения ФИО2 возраста 23 лет.
Статьей 57 Жилищного кодекса РФ и ст.8 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст.1, 4, 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» предусмотрено внеочередное обеспечение жилыми помещениями лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет средств краевого бюджета.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст. 1, 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со ст. 7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» учет лиц, указанных в ч. 2 ст. 5 указанного Закона, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления в порядке, установленном Законом Краснодарского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», с учетом особенностей, предусмотренных ст. 7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае». Принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях лиц из числа детей-сирот осуществляется до достижения ими 23 лет.
В силу п. 14 ст. 7 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» датой и временем принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданина, в отношении которого принято соответствующее решение главы местной администрации (главы муниципального образования), являются дата и время представления гражданином в уполномоченный орган по учету заявления о принятии на учет учетных документов.
Кроме того, в нарушение требований п. 12 ст. 7 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», предусматривающих издание правового акта о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не позднее чем через тридцать рабочих дней с даты представления гражданином в уполномоченный орган по учету заявления о принятии на учет и учетных документов, постановление и.о. главы администрации г. Сочи от 02.10.2012 года №2079 «Об отказе в принятии на учет и включении ФИО2 в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» издано спустя более 4 месяцев со дня обращения ФИО2 с заявлением о принятии на учет от 29.05.2012 года.
Таким образом, уполномоченным органом по учету сделан необоснованный вывод о представлении ФИО2 документов, которые не подтверждают его право состоять на учете как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно, постановление и.о. главы г. Сочи от 02.10.2012 года №2079 «Об отказе в принятии на учет и включении ФИО2 в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» признано незаконным, и на администрацию г.Сочи возложена обязанность по принятию ФИО2, на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» с 29.05.2012 года, т.е. с даты подачи заявления о постановке на жилищный учет.
Доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции от 27 декабря 2012 является законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 27 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г.Сочи без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: