Судья: Ломака Л.А. Дело № 33-5302/20 (2-158/18)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего
судьи Поповой С.К.
при секретаре – помощнике судьи Кравченко А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по частной жалобе заместителя министра здравоохранения Краснодарского края – < Ф.И.О. >3 на определение Тимашевского районного суда Краснодарского края от 20 ноября 2019 года по заявлению администрации муниципального образования Тимашевский район о замене стороны правопреемником,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО Тимашевский район обратилась в суд с заявлением о замене стороны правопреемником, указывая в обоснование своих доводов, что решением Тимашевского районного суда от 18 января 2018 г. по гражданскому делу № 2-158/2018 удовлетворены исковые требования прокурора Тимашевского района в интересах неопределенного круга лиц, а именно: на администрацию МО Тимашевский район и МБУЗ «Тимашевская ЦРБ» возложена обязанность по устранению в полном объеме допущенных нарушений законодательства, выразившихся в невыполнении требований о создании беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры; на администрацию МО Тимашевский район возложена обязанность по выделению денежных средств МБУЗ «Тимашевская ЦРБ» для устранения нарушений требований ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» и ст. ст. 4, 5 Закона Краснодарского края от 27 апреля 2007 г. № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае», СП «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» № 59.13330.2016 - Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001.
Судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по г.Тимашевску и Брюховецкому району УФССП России по Краснодарскому краю было возбуждено исполнительное производство <...> на основании исполнительного листа № <...> от <...> в отношении администрации муниципального образования Тимашевский район и МБУЗ «Тимашевская ЦРБ».
В целях реализации ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в сентябре 2018 года МБУЗ «Тимашевская центральная районная больница» было принято в государственную собственность Краснодарского края согласно распоряжению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 6 августа 2018 г. № 239-р «Об утверждении перечня муниципальных учреждений здравоохранения, принимаемых в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе».
В соответствии с приказом министерства здравоохранения Краснодарского края от 19 ноября 2018 г. № 6431 «О переименовании учреждений здравоохранения» (приложение № <...>) МБУЗ «Тимашевская центральная районная больница» переименовано в государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Тимашевская центральная районная больница» министерства здравоохранения Краснодарского края.
Согласно приказу министерства здравоохранения Краснодарского края от 11 декабря 2018 г. № 6812 утвержден устав государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Тимашевская центральная районная больница» министерства здравоохранения Краснодарского края (приложение № <...>) и внесены соответствующие изменения в Свидетельство о постановке на учет Российской Федерации в налоговом органе по месту нахождения.
С 21 декабря 2018 года муниципальное образование Тимашевский район перестало осуществлять полномочия учредителя МБУЗ «Тимашевская центральная районная больница», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (приложение № <...>).
Передача спорного имущества, здания инфекционного отделения по адресу: <...> в отношении которого необходимо исполнить требования о создании беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в собственность Краснодарского края подтверждается актом приема передачи от <...> (приложение <...>).
Согласно акту приема - передачи от <...> муниципальное образование Тимашевский район передало, а министерство здравоохранения Краснодарского края и департамент имущественных отношений Краснодарского края приняли безвозмездно в государственную собственность Краснодарского края муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Тимашевская центральная районная больница» с имуществом, указанным в приложениях <...> к данному акту.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Следовательно, случаи возложения бремени содержания имущества лицом, не являющимся его собственником, могут быть установлены лишь федеральными законами или договором, но не судебным решением.
Финансирование расходов администрацией МО Тимашевский район на содержание объектов, переданных в собственность Краснодарского края приведет к нарушению бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно принципу самостоятельности бюджетов, установленному статьёй 31 Бюджетного Кодекса РФ недопустимо установление расходного обязательства, подлежащего исполнению за счет доходов и источников финансирования другого бюджета, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух бюджетов и более и, кроме того, за счет консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет которого должно осуществляться исполнение расходного обязательства.
В соответствии с ч. 5 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а в соответствии со ст. 51 ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» субсидарно отвечают только по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
Данные обстоятельства свидетельствует о необходимости замены стороны в исполнительном производстве для дальнейшего исполнения вышеуказанного судебного акта, поэтому они обратились в суд с настоящим заявлением и просят заменить должника - администрацию МО Тимашевский район на министерство здравоохранения Краснодарского края и департамент имущественных отношений Краснодарского края в исполнительном производстве <...>, возбужденное судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по г. Тимашевску и Брюховецкому району УФССП России по Краснодарскому краю на основании исполнительного листа № <...> от <...>
Обжалуемым определением Тимашевского районного суда Краснодарского края от 20 ноября 2019 года заявление удовлетворено.
Суд постановил: произвести замену должника – администрацию муниципального образования Тимашевский район на министерство здравоохранения Краснодарского края в исполнительном производстве <...>, возбужденное судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по г. Тимашевску и Брюховецкому району УФССП России по Краснодарскому краю на основании исполнительного листа № <...> от <...>
В частной жалобе заместитель министра здравоохранения Краснодарского края просит определение суда отменить как вынесенное с нарушением норм процессуального права.
Частная жалоба рассматривается по правилам ст. 333 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемое определение законно и обосновано, отмене не подлежит.
В силу положений ст.44 ГПК РФ в случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном решении суда правоотношений (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и др. случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства. Все действия совершенные до вступления правопреемником в процессе, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил. Процессуальное правопреемство, то есть замена одной из сторон процесса другим лицом, правопреемником, происходит в тех случаях, когда права и обязанности одного из субъектов спорного материального правоотношения переходят к другому лицу, которое не принимало участие в данном процессе. Основой правопреемства является правопреемство, предусмотренное нормами материального права, в частности нормами ГК РФ. Согласно п.1 ст. 382 ГК РФ право (требование) принадлежащее Кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
В соответствии со ст. 52 Главы 6 Закона «Об исполнительном производстве» в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Судебный пристав- исполнитель производит замену стороны исполнительного производства.....на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом...в случае, если такое правопреемство допускается законодательством Российской Федерации. О замене стороны исполнительного производства правопреемником судебный пристав- исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем и копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю и должнику, а так же в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.
Решение о замене выбывшей стороны ее правопреемником принимается судом, другим органом или должностным лицом в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что решением Тимашевского районного суда от 18 января 2018 г. удовлетворены исковые требования прокурора Тимашевского района в интересах неопределенного круга лиц и на администрацию МО Тимашевский район и МБУЗ «Тимашевская ЦРБ» возложена обязанность по устранению в полном объеме допущенных нарушений законодательства, выразившихся в невыполнении требований о создании беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры; на администрацию МО Тимашевский район возложена обязанность по выделению денежных средств МБУЗ «Тимашевская ЦРБ» для устранения нарушений требований ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов» и ст. ст. 4, 5 Закона Краснодарского края от 27 апреля 2007 г. № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае», СП «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» № 59.13330.2016 - Актуализированная редакция СНиП 35-01 -2001.
Частью 12 статьи 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что в срок до 1 января 2013 г. здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемое органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящееся в муниципальной собственности до дня вступления в силу данного Федерального закона, передаются в собственность соответствующих субъектов Российской Федерации.
В целях реализации вышеуказанных законов в сентябре 2018 года МБУЗ «Тимашевская центральная районная больница» было принято в государственную собственность Краснодарского края согласно распоряжению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 6 августа 2018 г. № 239-р «Об утверждении перечня муниципальных учреждений здравоохранения, принимаемых в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе» (приложение <...>).
В соответствии с приказом министерства здравоохранения Краснодарского края от 19 ноября 2018 г. № 6431 «О переименовании учреждений здравоохранения» (приложение <...>) МБУЗ «Тимашевская центральная районная больница» переименовано в государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Тимашевская центральная районная больница» министерства здравоохранения Краснодарского края.
Согласно приказу министерства здравоохранения Краснодарского края от 11 декабря 2018 г. № 6812 утвержден устав государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Тимашевская центральная районная больница» министерства здравоохранения Краснодарского края (приложение <...>) и внесены соответствующие изменения в Свидетельство о постановке на учет Российской Федерации в налоговом органе по месту нахождения.
Передача спорного имущества (здание инфекционного отделения по адресу: <...> в отношении которого необходимо исполнить требования о создании беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в собственность Краснодарского края подтверждается актом приема передачи от <...> (приложение <...>).
Согласно акту приема - передачи от <...> муниципальное образование Тимашевский район передало, а министерство здравоохранения Краснодарского края и департамент имущественных отношений Краснодарского края приняли безвозмездно в государственную собственность Краснодарского края муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Тимашевская центральная районная больница» с имуществом, указанным в приложениях <...> к данному акту.
В состав переданного с МБУЗ «Тимашевская центральная районная больница» (в настоящее время - государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Тимашевская центральная районная больница» министерства здравоохранения Краснодарского края) недвижимого имущества, согласно акту приема-передачи от <...> вошло здание инфекционного отделения, расположенное по адресу: <...>, в отношении которого необходимо было исполнить требование о, создании беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края от 23 апреля 2007 г. № 345 департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
Вопросы обеспечения доступа маломобильных групп населения на объекты, закрепленные на праве оперативного управления за государственными учреждениями здравоохранения Краснодарского края, в компетенцию департамента имущественных отношений Краснодарского края не входят, как и не входят полномочия по финансированию государственных учреждений здравоохранения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и ричные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Следовательно, случаи возложения бремени содержания имущества лицом, не являющимся его собственником, могут быть установлены лишь федеральными законами или договором, но не судебным решением.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Тимашевская центральная районная больница» министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - учреждение) как юридическое лицо самостоятельно и полностью несет ответственность в связи с осуществлением им уставной деятельности.
Согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В силу статьи 3 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» (далее Закон Краснодарского края от 27.04.2007 № 1229-КЗ) к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан, относятся организации образования, социального назначения, здравоохранения, аптеки, физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения.
Статьей 6 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 № 1229-КЗ предусмотрено, что государственные расходы на создание условий маломобильным гражданам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, связи и информации, находящимся в государственной собственности Краснодарского края, осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в соответствующих бюджетах.
Исполнительные органы государственной власти Краснодарского края при необходимости разрабатывают краевые целевые программы, направленные на создание условий для беспрепятственного доступа маломобильных граждан к действующим объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, связи и информации.
Пунктом 8 постановления главы администрации Краснодарского края от 18.06.2001 № 517 «О делегировании полномочий администрации Краснодарского края по управлению и распоряжению объектами государственной собственности Краснодарского края» установлено, что краевые отраслевые органы исполнительной власти осуществляют: контроль за использованием имущества, принадлежащего подведомственным краевым государственным предприятиям или государственным учреждениям соответственно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
На основании приложения <...> к приказу департамента от 05.05.2005 № 555 «О ведомственной (отраслевой) принадлежности государственных унитарных предприятий, государственных учреждений Краснодарского края и хозяйственных обществ, акции (доли) которых принадлежат Краснодарскому краю» координацию и регулирование деятельности учреждения осуществляет министерство здравоохранения Краснодарского края.
Финансирование мероприятий по устранению нарушений требований законодательства относится к компетенции учредителя, согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, с 21 декабря 2018 года муниципальное образование Тимашевский район перестало осуществлять полномочия учредителя МБУЗ «Тимашевская центральная районная больница», учредителем учреждения является министерство здравоохранения Краснодарского края.
Согласно принципу самостоятельности бюджетов, установленному статьёй 31 Бюджетного Кодекса РФ недопустимо установление расходного обязательства, подлежащего исполнению за счет доходов и источников финансирования другого бюджета, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух бюджетов и более и, кроме того, за счет консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет которого должно осуществляться исполнение расходного обязательства.
В соответствии с ч.5 ст.86 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» субсидиарно отвечают только по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
Таким образом, судебная коллегия полагает что в связи с произведенной передачей имущества из муниципальной собственности в государственную собственность субъекта РФ расходование денежных средств бюджета МО Тимашевского района на имущество, находящееся в собственности администрации Краснодарского края, администрация муниципального образования не имеет законного основания.
Доводы частной жалобы не могут служить основанием для отмены определения суда первой инстанции, поскольку основаны на неверном толковании норм процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Тимашевского районного суда Краснодарского края от 20 ноября 2019 года оставить без изменения, а частную жалобу заместителя министра здравоохранения Краснодарского края – < Ф.И.О. >3 – без удовлетворения.
Судья: