ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5306/17 от 02.08.2017 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело № 33-5306/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 августа 2017 года г.Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе

председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж.,

судей Анненковой К.К., Синельниковой Л.В.,

при секретаре Борниковой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1к Федеральной службе исполнения наказаний России и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 30 августа 2016 года об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,

по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Центрального районного суда города Оренбурга Оренбургской области от 05 мая 2017 года,

установила

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее – ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области (далее – УФСИН России по Оренбургской области), указав в обоснование заявленных требований, что является начальником отдела по работе с личным составом УФСИН России по Оренбургской области, имеет выслугу более 10 лет, (дата) обратился в комиссию УФСИН России по Оренбургской области с рапортом-заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, представив необходимый пакет документов, уведомлен о направлении его заявления в *** года в комиссию ФСИН России.

(дата) комиссией ФСИН России было принято решение об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием на дату подачи рапорта обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных Правительства РФ от (дата) года №***, а именно: выписки из домовой книги.

Истец, полагая решение необоснованным, поскольку им была представлена справка ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Оренбургской области о регистрации по указанному месту жительства, просил признать решение незаконным и обязать комиссию ФСИН России поставить истца на очередь для получения единовременной социальной выплаты с (дата).

Решением Центрального районного суда города Оренбурга от 17.06.2016г. исковые требования ФИО1 к Федеральной службе исполнения наказаний России удовлетворены. Суд признал незаконным и отменил решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно – исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от (дата), обязал ФСИН России принять ФИО1 на учет нуждающихся для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области отказал.

В апелляционной жалобе ФСИН России просит решение отменить, принять новое решение, которым исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Истец ФИО1, извещённый надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явился.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица в порядке части 3 статьи 167 ГПК РФ.

Заслушав доклад судьи Анненковой К.К., выслушав представителя ответчика УФСИН России по Оренбургской области ФИО2, действующего на основании доверенности, поддержавшего апелляционную жалобу, представителя истца ФИО3, действующего на основании доверенности, возражавшего против апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 369 от 24.04.2013.

Пунктом 5 Правил установлен перечень документов, необходимых для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, среди которых в подпункте "з" указаны- выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.

Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника органов уголовно-исполнительной системы на постановку на учет с целью предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья возникает при одновременном наличии нескольких условий, одним из которых является его нуждаемость в жилом помещении, которая может быть установлена при оценке указанного выше перечня представленных документов.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1, имея звание подполковника внутренней службы, выслугу более 10 лет, исполняя обязанности начальника отдела по работе с личным составом УФСИН России по Оренбургской области, (дата) обратился с рапортом в ФСИН России о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Согласно выписки из протокола № *** от (дата) на заседании комиссии о рассмотрении рапортов (заявлений) и документов для постановки граждан на учёт для получения единовременной социальной выплаты принято решение об отказе ФИО1 в постановке на учет в связи с представлением документов не в полном объеме – отсутствием выписки из домовой книги.

Из материалов дела усматривается, что при подаче рапорта и предоставлении документов на получение единовременной социальной выплаты истцом представлена карточка регистрации, согласно которой ФИО1 зарегистрирован по адресу: (адрес) с (дата), справка, выданная ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Оренбургской области, согласно которой по адресу: (адрес) зарегистрирован ФИО1 и отсутствии финансово-лицевого счета по указанному жилому помещению, копия финансово-лицевого счета с данными до *** года по жилому помещению по (адрес) с указанием зарегистрированных в нем лиц.

Из возражений представителя ответчиков по существу иска и в судебном заседании следует, что основанием для принятия оспариваемого решения ФСИН России от (дата) послужило только непредставление истцом выписки из домовой книги в отношении жилого помещения по (адрес).

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования истца, суд указал на то, что представленный истцом пакет документов к рапорту о постановке на учет являлся достаточным для принятия решения по существу о наличии либо отсутствии оснований, указанных в ст. 4 283-ФЗ, принятия на учет, поскольку справка о зарегистрированных лицах в жилом помещении по (адрес), выданная управляющей компанией, является документом, заменяющим выписку из домовой книги, и пришел к правильному выводу о наличии оснований для признания незаконным решения комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России об отказе ФИО1 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения только по указанному в решении основанию.

Судебная коллегия полагает указанные выводы суда обоснованными, соответствующими представленным доказательствам и правильно примененным нормам материального права.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию заявителя, изложенную в суде первой инстанции, не опровергают вышеизложенных выводов суда, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют, в связи с чем судебная коллегия признаёт решение суда в части признания незаконным и отмены решения комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 30 августа 2016 года законным и обоснованным.

Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что решение суда в части возложения на ответчика ФСИН России обязанности поставить ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения без проверки ФСИН России наличия всех условий для возникновения права ФИО1 на социальную выплату, указанных в ч.3 ст. 4 ФЗ-283 «О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не соответствует требованиям закона. Поскольку ответчиком не принималось решение с учетом представленных истцом документов по существу возникновения права на единовременную социальную выплату, следует возложить на ФСИН России обязанность рассмотреть вопрос о постановке истца на учет для получения выплаты по существу.

В связи с чем судебная коллегия полагает необходимым решение суда в части возложения обязанности на ФСИН России принять ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения изменить, возложив обязанность на ФСИН России рассмотреть вопрос о принятии ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по существу.

Оснований для изменения в остальной части обжалуемого решения судебная коллегия по доводам жалобы не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда города Оренбурга Оренбургской области от 05 мая 2017 года в части возложения обязанности на ФСИН России принять ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения изменить, возложив обязанность на Федеральную службы исполнения наказаний России рассмотреть вопрос о принятии ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по существу.

В остальной части решение Центрального районного суда города Оренбурга Оренбургской области от 05 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи